Красноречие – это талант от Бога или навык, который можно постичь?

Красивое, доходчивое и грамотное изложение мыслей ценилось всегда. Особо прославился на все времена своим красноречием римский оратор Цицерон. Его диалог с сицилийским наместником, направленный на обличение когорты зарвавшихся представителей власти, и сегодня изучают в вузах.

Из истории

Изначально искусство красноречия, или ораторское искусство, зародилось в Древней Греции. На протяжении веков приемы риторики постоянно обновлялись, преображались, появлялись все новые формы коммуникации. Но какие бы усовершенствованные виды речевого взаимодействия между людьми ни создавались, как говорил Блез Паскаль, красноречие – это в первую очередь живописная подача мыслей.

Например, Платон был в большом восхищении от могущества неординарной подачи мыслей своего учителя - Сократа. Он глубоко чтил талант своего наставника, труды которого весьма интересны для ознакомления и современному человеку.

Сила в слове

Принято считать, что красноречие – это доходчиво и кратко изложенная истина. А вот витиевато балаболить и по несколько часов «греть» публике уши – это никак не ораторское мастерство. Популизм, словоблудие и пустое разглагольствование, хотя и красивыми словами, далеки от истинного искусства.

Красноречие – это способность донести истину убедительно, хлестко и особо доходчиво. Секрет этого мастерства заключается в отказе от пустых, лишних слов. Примером здесь могут послужить священные трактаты, которые в этом преуспели. В них истины изложены кратко. Франсуа Ларошфуко говорил, что истинное красноречие – это умение сказать всё что нужно, но и не больше, чем нужно.

Можно ли научиться красиво говорить?

Этот вопрос интересует многих. Отточенной до небывалых высот может быть риторика (красноречие), если, к примеру, трудиться над словом подобно известнейшему Владимиру Маяковскому. Мнение поэта было следующим: «Истинное красноречие, идя от чистого сердца, и попадает в сердца людей. Оно ошеломляет ум и чувства. Разум позднее схватывает сказанное». Он слыл знаменитым оратором, его считали проповедником, но, несмотря на это, он сознавался друзьям, что его умение эффектно глаголить никак не сравнимо с немногословными речами Мастера. После того как Маяковский со своим наставником провел неделю, то разгадал его тайну и заявил: «Когда говорит Мастер, его слова порождают тишину. Моя же речь, увы, порождает мысль».

Талант от Бога

Фальшь в красноречии, напыщенность, высокопарность, краснобайство скрывают истинный смысл слов, притворствуют и лицемерят. Еще Будда говорил своим ученикам, что нет никакого толку в словах человека, если тот не следует им, кто подделывается под красноречие, выдает его за свое добродетельное качество. Лао-Цзы же считал: «Знающий не доказывает, доказывающий не знает».

Несовместимо красноречие и с актерством. С артистизмом – да, но не актерством. Личность, владеющая мастерством ораторского искусства, не «рисуется», не подает себя в выгодном свете. Все окружающие и так безошибочно видят в таком человеке харизматичность, одаренность, глубину и блеск разума, считывают ее яркую эмоциональность, присущую успешному человеку, наделенному целым рядом привлекательных индивидуальных качеств.

Виды красноречия

Любое публичное выступление привязано к конкретной цели и высвечивает определенную ситуацию. Дабы обращение оратора было более доходчивым и правильно преподнесенным в конкретном жизненном случае, были созданы виды красноречия.

  1. Академический (научный). Сюда относятся различные научные обзоры, доклады, лекции. Характерная черта этого вида - наличие высокого уровня научности выступления, яркость, эмоциональность, доступность и наглядность изложения.
  2. Социально-политический. Этот вид включает в себя митинговые речи, доклады, обзоры на экономические/политические темы.
  3. Судебный. Здесь особое место отводится речам судебных обвинителей, адвокатов и обвиняемых. Главная цель – сформировать у суда четкие нравственные позиции, которые и будут основополагающими при вынесении приговора.
  4. Церковный (богословско-духовный). К этому виду относятся речи и проповеди в соборах. Основная особенность – это обязательное присутствие воспитательных элементов, должное внимание к внутреннему миру человека.
  5. Социально-бытовой. Сюда причислены поздравления, соболезнования, незатейливые диалоги, стиль речи доступный и легкий, зачастую оперируют различными речевыми клише.
  6. Педагогический. К этому красноречию причислены объяснения учителя, речи, письменные сочинения учеников.
  7. Военный. В этот вид включены боевые приказы, призывы, устав, радиосвязь, военные мемуары.
  8. Дипломатический. Данный вид подразумевает четкое соблюдение дипломатического этикета, соответствие строгим нормам при переписке и личном общении.
  9. Диалоги наедине с собой – это внутренняя речь, воспоминания, размышления, этап подготовки к выступлению, репетиция.

Каждый из обозначенных видов красноречия постоянно совершенствуется. На данный момент эту градацию можно считать законченной и полной. Но по мере развития современных сфер общения будут выделяться и новые виды красноречия. Например, Интернет-переписка на форумах и в чатах социальных сетей также уже претендует на индивидуальный раздел риторики.

В заключение можно сказать, что красноречие - это искусство, которому под силу преображаться, претерпевать изменения, но и в одночасье не утрачивать своих основополагающих первостепенных черт. Важно понимать, что мастерство оратора всегда было ценно за то, что смело вскрывает и обличает то, что нуждается в истине, а «имеющий уши да услышит».

Комментарии