Тема войны в творчестве Лермонтова. Произведения Лермонтова о войне

Тема войны в творчестве Лермонтова занимает одно из главных мест. Говоря о причинах обращения поэта к ней, нельзя не отметить обстоятельства его личной жизни, а также исторические события, которые повлияли на его мировоззрение и нашли отклик в произведениях.

Важные события из биографии

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году, когда русские окончательно победили войска Наполеона. В одиннадцатилетнем возрасте он становится свидетелем восстания декабристов на Сенатской площади. От пугачевского бунта его отделяли каких-то пятьдесят лет. 1830 год ознаменовал собой Французскую революцию, в России начались волнения крестьян. Будущему поэту и прозаику на тот момент было шестнадцать лет. Неудивительно, что две войны – Отечественная 1812 года и Пугачевское восстание – отложились глубоко в памяти не только Лермонтова, но и многих его современников.

Война с Наполеоном особенно волновала поэта по многим причинам. В первую очередь она, конечно, показала всю силу и мощь русского народа. Также описание войны 1812 года являлось своего рода жалобой на современное поколение, живущее в бесславии. Более того, отец Лермонтова принимал в ней участие, а любимые дедушки поэта – Афанасий и Дмитрий Столыпины – стали героями Бородина. Поэтому неудивительно, что дома постоянно обсуждалась тема войны. Лермонтов же, как губка впитывал эти разговоры.

Стихотворения о войне

Говорили о войне и в Московском университете, и в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где учился Лермонтов. Стихи о войне 1812 года он начал писать довольно рано, будучи еще подростком.

«Поле Бородина»

Одним из первых произведений, посвященных Бородинскому сражению, стало стихотворение «Поле Бородина». Его он написал в семнадцать лет. В этом юношеском стихотворении Лермонтов демонстрирует решимость сражаться за Родину до конца. Повествование ведется от первого лица, поэтому читателю сложно понять, с кем он ведет диалог – с простым солдатом, офицером, пехотинцем или артиллеристом. Образ героя не претендует на историческую документальность, потому что молодой Лермонтов еще не избавился от романтических мировоззрений. Его речь еще далека от народной, он использует книжные слова, навеянные лирикой Жуковского. Например: «сыны полночи», «могильная сень», «роковая ночь».

«Поле Бородина» сильно отличается от всего, что было написано о сражении ранее. И дело даже не в том, что в стихотворении прекрасно сочетаются авторский вымысел и реальные события сражения. Лермонтовский герой полон жизни, в нем нет той отрешенности, которая была присуща героям вышеупомянутого Жуковского.

«Два великана»

Военная тема – одна из главных, на которые писал юный Лермонтов. Война 1812 года также затрагивается и в стихотворении «Два великана». В нем поэт аллегорически изображает победу России над Наполеоном. Он использует просторечные выражения, песенные мотивы и сказочные формулы, былинные образы «русских витязей» одерживающих верх над злом.

Особенно поразительно лаконичное соперничество «дерзкого» пришельца и мудрого «русского великана». В этих двух противниках мы видим аллегоричное противостояние России и Франции, Кутузова и Наполеона, двух армий, двух народов. Один – «старый русский великан» – показывает всю силу и непоколебимую волю русского народа, а другой – «трехнедельный удалец» – самоуверенно и дерзко, по-наполеоновски, верит, что, взяв Москву, он одержит победу.

Русский витязь абсолютно спокоен, будто знал, что не проиграет. Второй же великан пребывает в мечтах о торжественной победе, его рассудок затуманен былыми победами. В этом мы видим его безрассудство, и даже дерзость, пусть он и был храбр, смел, силен. Лермонтов о войне был именно такого мнения: француз зазнался. Поэтому в стихотворении и не было показано боя, ведь его могло и вовсе не быть.

«Бородино»

Анализируя произведения Лермонтова о войне, невозможно не сказать пару слов об известнейшем стихотворении поэта – «Бородино», написанном в 1837 году, в двадцать пятую годовщину Отечественной войны 1812 года.

В школьные годы мы учили наизусть эти пламенные строки. Впервые в литературе война описывается с точки зрения обычного солдата-артиллериста. В «Поле Бородина» Лермонтов уже пытался показать бой как массовое сражение, однако именно в «Бородино» ему удалось нарисовать действительно эпическую картину: исход поединка целиком и полностью зависел от действий народа, его единства и сплоченности. Солдаты были готовы ценой своих жизней добиться победы: «уж постоим мы головою за родину свою».

Герой из «Бородино» проще, «народнее», чем его романтический предшественник. Лермонтову удается через просторечные слова показать нам психологию героя, обычного вояки: «ушки на макушке», «утро осветило пушки», «большое поле». Лермонтов написал «Бородино», основываясь на фактах. В этот раз он отказался от авторского вымысла, воссоздав картину боя по достоверным источникам. Несмотря на малый объем, «Бородино» стало целой поэмой о Наполеоновской войне.

Кавказская война

Тема войны в творчестве Лермонтова вряд ли будет освещена полноценно без упоминания Кавказа. Он, безусловно, занимает особенное место в сердце поэта. Здесь он жил, впервые влюбился, воевал и погиб.

Впервые на Кавказ Лермонтов приехал шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Арсеньева привезла его подлечиться. В одиннадцать лет юный поэт впервые испытал глубокое чувство любви, которое запомнилось ему на всю жизнь.

В 1837 году безызвестный Лермонтов, шокированный неожиданными известиями о смерти Пушкина, пишет стихотворение «Смерть поэта». В одночасье он становится известным, но вкупе со славой получает и ссылку на Кавказ. Правда, благодаря хлопотам бабушки она продлилась всего несколько месяцев.

В 1840 году, после дуэли с Эрнестом Барантом, Лермонтова снова отправляют на Кавказ. Вторая ссылка сильно отличалась от первой, которая была больше похожа на путешествие по живописным местам. На этот раз Николай первый потребовал, чтобы в боях принял участие и Лермонтов. Война на Кавказе в эти годы обострилась восстанием горцев.

В бою поэт отличился как храбрый и хладнокровный воин. Он совершенно не боялся быть убитым, поэтому мог один скакать возле позиций, где находились враги. Известно, что сами горцы уважали поэта за бесстрашие. Стоит полагать, что именно на Кавказе было сформировано отношение Лермонтова к войне.

Поэт рисовал с детских лет. Часто на картинах он изображал Кавказ, его живописные пейзажи, баталии, в которых он участвовал. Благодаря этим картинам мы можем многое узнать о пережитых Лермонтовым военных событиях. Поэта поражала красота высоких гор, обряды и обычаи местных народов. Скорее всего, именно отсюда и берет начало столь колоритная литература Лермонтова.

«Валерик»

Во время ссылок на Кавказ тема войны в творчестве Лермонтова пополнилась новыми произведениями. Одним из них стало стихотворение «Валерик». Участвуя в военных баталиях, Лермонтов вел журнал, который и лег в основу «Валерика». Стихотворение названо по имени реки, протекающей на Кавказе. Сравнивая «Валерик» со сводками из журнала, можно заметить, что в них совпадают не только факты, но и стиль написания, и даже целые строки.

Начало стихотворения – любовное послание, адресованное Варваре Лопухиной, чувства к которой поэт пронес через многие годы. Однако на фоне кровавой бойни любовь кажется ему ребячеством. Более того, он понимает, что возлюбленная не любит его, и наконец-то он готов проститься с ней. Описание сражений необходимо поэту, чтобы показать все уродство, жестокость войны, ее бессмысленность.

Заключение

Тема войны в творчестве Лермонтова проходит красной нитью через все его произведения. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, Кавказская война – нелегкое время выпало на те 27 лет, которые прожил Лермонтов. Стихи о войне выходили из-под его пера удивительно «народными», патриотичными и проникновенными. Поэт показал нам силу, мужество, храбрость, мощь русского человека, все те качества, которые были не чужды и ему самому.

Комментарии