Информационные системы: виды. Классификация и виды информационных систем

Использование информационных систем различных типов распространено в самых разных сферах деятельности общества, государственного управления и экономики. Ключевой фактор, предопределивший данную тенденцию, - компьютеризация, которая проникла в большинство отраслей национального хозяйства. Что представляют собой информационные системы? Каковы критерии классификации данного рода инструментов?

Информационная система: определение

В числе распространенных в российской экспертной среде определений того, что такое "информационная система", можно обратить внимание на следующую формулировку. Она вызывает интерес прежде всего тем, что используется в некоторых источниках права, а значит, ее основная идея, в целом, признана сообществом.

В соответствии с этой формулировкой, информационная система понимается как совокупность документов и вычислительной техники, используемая человеком с целью упорядочивания и повышения эффективности решения тех или иных задач. Есть и другие определения. По одному из них, информационная система - это образец вычислительной техники (или совокупность нескольких), оснащенной необходимым ПО, в результате чего образуется автономно действующий инструмент обработки или передачи данных.

Критерии классификации систем

Рассмотрим то, каким образом классифицируются информационные системы, виды этих элементов, которые выделяют исследователи. Отметим, что общепринятых критериев здесь эксперты не выделяют. В результате, в российском научном сообществе появилось сразу несколько подходов к тому, как следует классифицировать информационные системы, виды их. В числе распространенных - модель, в которой берутся в расчет уровень интеграции процессов, типы данных, специфика отрасли применения, административный уровень использования, а также разновидности решаемых задач. Изучим то, какими бывают информационные системы, виды их, исходя из отмеченной совокупности критериев.

Уровень интеграции процессов

Ряд исследователей предпочитают классифицировать системы в зависимости от того, каким образом в них интегрированы ключевые процессы. Выделяют, таким образом, три типа рассматриваемых явлений.

Во-первых, это полноценно интегрированные системы. Они функционируют на единых принципах формирования баз данных, большинство составляющих их элементов связано с другими. Это может быть государственная информационная система, занимающаяся, к примеру, подсчетом голосов на выборах. Каждая из ее структур - на уровне территориальных избирательных участков, региональных и по федеральному округу - объединены в единую модель.

Во-вторых, информационные системы бывают локализованными. Их структура представлена несколькими блоками, выполняющими какую-то конкретную задачу. Связь между каждым из них, как правило, выражается в некоторой общности целей, но не в аспекте технологических цепочек. Это могут быть корпоративные информационные системы на производстве, представленные блоками, ответственными за проведение того или иного этапа выпуска продукции.

В-третьих, эксперты выделяют дезинтегрированные информационные системы. Они, так же как и явления предыдущего типа, представлены отдельными функциональными блоками, однако объединение по каким-либо целям или в аспекте схожести задач, как правило, выражено слабо. Объединять их может, например, название бренда-производителя программного или аппаратного обеспечения.

Фирмой-разработчиком IT-продукта могут выпускаться, как вариант, основные информационные системы, призванные быть флагманами продаж. И в то же время, под тем же брендом - дополнительные продукты. Которые по ряду признаков могут быть отнесены к такому типу продуктов, как информационная система. Хотя типы задач, выполняемые каждым из решений, будут совершенно разными.

Тип данных

Еще один критерий, по которому могут классифицироваться информационные системы, виды их - преимущественный тип данных, который обрабатывается в рамках соответствующих программно-аппаратных алгоритмов. Современные эксперты выделяют, таким образом, документальные системы, а также фактографические. К первым относятся те, в которых осуществляется обработка информации в текстовом формате или в виде картинок. Ко вторым - те, в которых задействуются потоки данных, выстроенные в логической последовательности неких фактов. Таковыми могу быть, например, базы данных. Несмотря на то, что они, как правило, включают в себя и текстовые, и иногда графические файлы - только в рамках определенных фактологических алгоритмов информация в них может представлять собой ценность. Цель информационной системы - корректным образом их отображать и интерпретировать для пользователя.

Граница между документами и фактологическими последовательностями вместе с тем может быть очень условной. Поэтому, данный критерий классификации систем признается не всеми экспертами. Некоторые аналитики полагают, что любой документ есть так или иначе фактология. Хотя бы на уровне структуры тех магнитных носителей или облачных хранилищ, где они расположены. Вне зависимости от того, что именно изображено на той или иной картинке или снято в видеоролике, файл будет иметь определенный адрес, будет характеризоваться объемом, показателями качества. Данный тезис часто используется аналитиками как способ аргументировать свою точку зрения в дискуссиях с экспертами, которые считают, например, что некоторые типы файлов - картинки, видеоролики - не всегда можно охарактеризовать как носители выстроенных в рамках системы фактов.

Отраслевая специфика

Следующий критерий классификации информационных систем - используемость в той или иной отрасли экономики, сфере политического управления или общественной деятельности. В частности, корпоративные информационные системы, как правило, адаптированы под нужды конкретных сегментов бизнеса, типов промышленности или услуг. Конкретных видов соответствующих решений может быть много.

Административный уровень

Что подразумевает данный критерий классификации? Здесь, как правило, речь идет о прямой аналогии с принципами организации вертикали власти или политического управления. Эксперты, таким образом, выделяют такие явления, как федеральная информационная система, региональная или же, например, муниципальная. Все примерно так же, как распределяются властные полномочия. Региональная информационная система функционирует, если говорить о России, на уровне субъекта федерации. Муниципальная - в конкретном районе или населенном пункте.

Вместе с тем возможен вариант, при котором также и информационная система организации частного типа может быть классифицирована в рамках рассматриваемого критерия. Это характерно для крупных фирм, сетевых брендов. У них может быть некая централизованная структура управления, где будет работать информационная система одного уровня, а также региональные представительства, где функционируют иного типа решения.

Тип задач

Еще один критерий классификации - тип решаемых системой задач. В соответствии с ним, эксперты выделяют, например, вычислительные информационные системы, специфика задач которых - применение, в основном, математических алгоритмов с целью подсчета неких сумм, подведения статистики, управления некими объектами с помощью вычисления программных команд. Еще один тип систем соотносительно с таким критерием классификации, как тип задач - управленческие. Их функции, как правило, сосредоточены на работе в области менеджмента в бизнесе, логистике, инвестиционной деятельности.

Критериев классификации информационных систем, как мы уже отметили выше, существует много. Некоторые эксперты выделяют, к примеру, системы, адаптированные на тип пользователя. Так, бывают решения домашние, офисные, научные. Есть те, что адаптированы к конкретным специалистам или лицам, находящимся в определенной компетенции. Так, например, эксперты выделяют стратегические информационные системы, которые могут быть лучше всего адаптированы, главным образом, для топ-менеджеров компаний, функциональные - для управленцев среднего звена, а также оперативные, что предназначены для специалистов.

Граница между критериями классификации информационных систем часто бывает очень условной. В ряде случаев практическая полезность отнесения того или иного продукта к определенной группе возникает не столько исходя из задач сделать какие-либо научные или теоретические заключения, сколько, к примеру, в маркетинговых целях. То есть один и тот же программный продукт IT-фирма может выпустить в двух вариациях для отдельных сегментов рынка. Формально - это будут разные информационные систмы. Фактически - одинаковые.

Можно также отметить, что те или иные информационные системы, классифицированные по какому-то определенному критерию, как правило, могут быть охарактеризованы как принадлежащие также и к другим категориям. Вариант, адаптированный, к примеру, для решения задач в нефтедобывающей промышленности, может быть, по своей сути, полностью интегрированным, обрабатывающим фактологические данные, решающим управленческие задачи.

Наполнение систем

Рассмотрим такой аспект, как наполнение, или информационное обеспечение информационных систем. Почему он может быть важным? Дело в том, что данный процесс некоторые эксперты считают правомерным критерием принадлежности того или иного ресурса к информационной системе. Выше мы отметили, что в соответствии с одним из определений, в системе должна быть автономность. Которая, как считают, аналитики, может прослеживаться в аспекте информационного обеспечения.

Эксперты оперируют широким кругом терминов, характеризующих этот процесс. Например, таким как "контент". Он в видении ряда теоретиков может обладать такими признаками, как объем, актуальность, а также релевантность. Конкретные каналы, посредством которых осуществляется информационное обеспечение информационных систем, определяются их спецификой. Или, как вариант, принадлежностью к одной из вышеперечисленных категорий. Так, например, источниками наполнения информационных систем, функционирующих в конкретной отрасли, могут быть данные бухгалтерского характера, сведения, отражающие технологические процессы, или, например, темпы продаж выпускаемой продукции.

Yandex, Google - информационные системы?

Можно ли сказать, что самые популярные в РФ поисковые системы в Интернете - Yandex, Google, относятся к информационным? В версии некоторых экспертов - да. Правда, полагают аналитики, Yandex и Google правильнее будет классифицировать именно как информационно-поисковые системы. Поскольку, ключевые задачи, отражающие пользование ими, связаны, прежде всего, с нахождением нужных данных в массивах, расположенных в Интернете.

Есть вместе с тем точка зрения, что Yandex, Google и их аналоги правомернее считать в большей степени поисковыми системами, но не информационными. Почему? Дело в том, что данные веб-ресурсы, полагают аналитики, представляют собой алгоритм, скорее, надстроенный над другими информационными системами - структурами сайтов, серверов. Сами поисковики, считают эксперты, не участвуют в формировании контента, не наполняют сайты. Функция информационного обеспечения не осуществляется ими, вследствие чего соответствующей системой Yandex и Google, действующей на автономных принципах, называть не вполне корректно.

Защита информационных систем

Безопасность информационных систем в большинстве случаев - важнейший аспект их практического использования. Задачи, решаемые с помощью данного рода инструментов, как правило, подразумевают некую конфиденциальность, наличие уровней доступа, коммерческие и промышленные секреты. Отмеченная выше в качестве примера государственная информационная система, подсчитывающая результаты выборов, - объект, фактически, национальной значимости. От того, насколько она качественно работает и, что не менее важно, надежно защищена, зависит корректность подсчета голосов на выборах Президента, депутатов Госдумы - ключевых политических институтов России.

Эксперты выделяют два основных аспекта защиты информационных систем: технический и социальный. Касательно первого - обеспечивается надежность алгоритмов предотвращения несанкционированного доступа к ресурсам посредством программно-аппаратных инструментов. То есть система защищается, главным образом, от профессиональных хакеров - тех лиц, которые обладают различными средствами вирусного заражения компьютеров, входящих в систему, приборами для подбора паролей, сканерами, считывателями и т. д. Касательно другого аспекта, безопасность информационных систем обеспечивается посредством внедрения алгоритмов, снижающих вероятность проявления человеческого фактора в контроле доступа к ресурсам. Как правило, речь здесь идет о пользовании теми лицами, которые намереваются проникнуть в систему, неких коррупционных лазейках, сговорах, подкупах технических специалистов, обладающих штатными инструментами доступа к ресурсам.

Разработка информационных систем, таким образом, должна осуществляться с учетом последующей работы в рамках тех направлений, что отражают указанные аспекты безопасности. Это может означать, например, то, что IT-компания, поставляющая соответствующие решения на рынок, обязуется заложить в программный код своих продуктов алгоритмы, позволяющие осуществить протекцию системы от взлома в соответствии с теми критериями, которые определяется владельцем защищаемого ресурса. Или, как вариант, выразить готовность к совместной выработке надежных алгоритмов пресечения несанкционированного доступа.

Создание информационных систем - это процесс, который, как правило, требует значительной взаимной интеграции разработчика и последующего потребителя соответствующего решения, особенно если речь идет о государственных институтах. Редко бывает, что данный продукт поставляется в коробочном формате - как антивирус или, например, офисный пакет. Разработка информационных систем часто начинается с изучения специфики бизнеса компании-заказчика или задач, которые предстоит выполнять с использованием создаваемого программно-аппаратного комплекса. И только после этого IT-фирма начинает закладывать соответствующие алгоритмы - под конкретные критерии заказчика.

Обеспечение безопасности информационных систем не должно идти в ущерб основным задачам, которые возложены на подобного рода программно-аппаратные решения. Как считают некоторые эксперты, ни одна из мер защиты данных, какой бы надежной она ни была, не оправдает себя, если конечный пользователь IT-продукта не сможет в полной мере задействовать необходимые функции решения.

Комментарии