Педагогическое кредо учителя. Педагогическое кредо классного руководителя
Проблема отцов и детей столь же стара, как и сам человеческий вид. Зачастую старшее поколение абсолютно не понимает младшее, а потому между ними постоянно возникают разногласия и споры. Думаем, что каждый из вас в своей жизни не раз слышал разговоры о «лентяях» и «разгильдяях», которыми представлено едва ли не все подрастающее поколение.
Основные задачи учителя
Для начала стоит прояснить, что же такое кредо? Так называют общую «установку», мировоззрение педагога и его видение путей, которыми нужно следовать во время обучения детей.
Но «правильное» педагогическое кредо учителя зачастую состоит только лишь в создании уютной, доброжелательной атмосферы для любого ученика. Подросток должен понять, что школа – это такое место, где его любят и ждут, искренне хотят дать ему все те знания, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Созданию такой благоприятной атмосферы как нельзя лучше способствует постоянная взаимосвязь между всеми участниками преподавательского процесса.
Работа с начальными классами
- Во главе угла должна стоят только личность ученика. Вы должны научиться сопереживать его неудачам, радоваться его успехам. Каждый ребенок должен вам безусловно доверять.
- Ко всем детям всегда следует относиться одинаково. К сожалению, это правило нарушается постоянно.
- Школьную жизнь нужно разнообразить, так как запомниться должно только самое яркое, хорошее и светлое.
- Если есть такая возможность, необходимо всемерно содействовать созданию профильных классов, в которых каждый ученик сможет наиболее ярко проявить свою индивидуальность. Запомните, что педагогическое кредо учителя начальных классов во многом состоит в развитии талантов каждого ученика!
- Помните, что у каждого ученика есть свой характер, свои наклонности и таланты. Всех обучаемых старайтесь искренне любить и уважать.
- Необходимо постоянно заниматься своим самообразованием, стараться расширить свой кругозор.
- Урок – это не «театр одного актера». Вы должны говорить с ребятами, а они – с вами; лучше всего сделать так, чтобы ученики до всего могли догадаться сами. В этом случае их нужно только подвести к правильному варианту ответа.
- За своим внешним видом и поведением нужно следить всегда и при всех условиях. Дети, особенно в младших классах, наверняка будут вам подражать. Это едва ли не важнейшая часть того, что должно подразумевать педагогическое кредо учителя начальных классов!
- Хороший учитель всегда разный, а потому он запоминается на всю жизнь. Хороший педагог – политик и актер одновременно. Запомните, что любой актер неизбежно потеряет свою популярность, если постоянно будет играть одну и ту же роль. Каждый политик быстро утратит доверие своего электората, если будет постоянно произносить одни и те же речи. Увы, но многие педагоги об этом совершенно забывают.
Главное разочарование
Если о ваших выпускниках что-то говорят незаслуженно, всегда имеет смысл пристыдить говорящего. Учитель всегда должен оставаться старшим братом для своих подопечных, пусть даже они давно выросли и самостоятельно ищут дорогу в этом мире.
О роли классного руководителя
Что же должно подразумевать педагогическое кредо учителя, если тот является еще и классным руководителем?
Важно понимать, что классный руководитель является самым необходимым человеком для учащегося на начальном этапе обучения. У этого педагога миссия не только в непосредственном обучении, но и в непосредственном участии в воспитательном процессе. Но все это в идеале. Каким же видит классного руководителя современное общество?
В общем-то СМИ частенько говорят о наболевшем, о довольно неприятной действительности. Классные руководители в последние годы превратились в этакий «бюрократический придаток»: учителя совершенно не заинтересованы в реальной работе с классом, они рассматривают эту должность как своего рода «повинность». Но какими же должны быть отношения нормального классного руководителя и его воспитанников?
Причем совершенно неважно, какие именно воспитательные технологии использует учитель: групповые или же индивидуальные. Суть только лишь в том, чтобы все это помогло воспитать полноценного члена общества.
Какие обязанности накладывает профессия классного руководителя
Чтобы реализовать столь ответственную цель, жизненно важно заручиться полной поддержкой хорошего педагогического коллектива. Если таковой был создан в школе, то на руках у каждого учителя появляется мощный инструмент для воспитания учеников. В своем классе преподаватель должен стремиться к тому же: он должен создать дружный коллектив единомышленников, которые сообща будут решать все свои проблемы.
Вообще, педагогическое кредо классного руководителя не может быть простым, так как эта должность накладывает целый ряд обязательств на человека:
- Это предполагает огромную ответственность за каждого подопечного обучаемого.
- Нужно уметь слушать своих учеников, принимать их проблемы и давать дельные советы.
- Заботиться о психическом, социальном и физическом здоровье своих учеников. Необходимо помогать им выстраивать отношения как с окружающими людьми, так и с родителями.
- Разумеется, велика значимость умения поддержания дисциплины и порядка. В какой-то степени вам предстоит заменять родителей, старших братьев, сестер и друзей разом.
Наконец, в своих поступках всегда следует руководствоваться нормами морали и справедливости. Как бы банально это ни звучало, но преподаватель – пример для подражания. В особенно значительной степени этот простой факт должно учитывать кредо учителя начальных классов.
Малыши подобны губкам, они легко впитывают всю информацию из внешней среды, а потому такому педагогу следует стремиться к созданию действительно безупречного, безукоризненного своего образа, дабы детям действительно было на кого равняться.
Учителя иностранных языков
В современном мире сложно переоценить умение разговаривать на иностранном языке. А потому и педагогическое кредо учителя английского языка приобретает совершенно особое значение. Ведь от того, насколько успешно вы сумеете дать ребенку материал, насколько сильно сможете заинтересовать его дальнейшим изучением материала, зависит его успешность в дальнейшей, взрослой жизни.
Такая методика способствует значительному улучшению усвоения дополнительного материала, дает ученику массу информации о культурных особенностях изучаемой им страны. Не стоит рассказывать, насколько это обстоятельство важно при реальном общении с иностранцами. Не забывайте о существовании современной техники: ее мультимедийные возможности позволяют устроить аналог лингвистического класса даже в том случае, если специализированного оборудования для решения этой задачи у вас нет.
Все это способствует формированию личностных, творческих особенностей каждого из ваших учеников. Если вам удается справиться с этими задачами, то можно смело считать свое кредо учителя английского языка абсолютно верным. Ко всем своим занятиям постарайтесь относиться максимально творчески: нужно создавать реальные ситуации, которые могут быть в реальной жизни. Если ваши подопечные когда-нибудь отправятся в путешествие, все это им наверняка пригодится.
Учителя дополнительного образования
В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с мнением, что работа преподавателя музыки или класса дополнительного образования не так уж и важна. Во многом связано это с тем, что у многих специалистов педагогическое кредо педагога дополнительного образования отсутствует вовсе. Люди просто принимают свою работу как рутину, никак не способствуя заинтересованности детей в получении дополнительных знаний.
Глупо, конечно же. Кроме того, такой подход крайне вреден для самих детей. Хороший педагог, ведущий занятия по дополнительному образованию, должен уметь заинтересовать подопечных изучаемой ими тематикой. Вообще, педагогическое кредо педагога дополнительного образования должно подразумевать максимально возможное использование внеклассных занятий, индивидуальных проектов и разработок. Позволив детям заниматься действительно интересными им темами, вы будете стимулировать их творческие, познавательные способности.
Преподаватели музыкальных классов
- Ваша главная цель должна состоять в том, чтобы помочь ребенку в процессе его самореализации.
- Занятия музыкой способствуют развитию памяти, смекалки и творческого мышления. Старайтесь активизировать все эти процессы!
- Нужно всеми силами пытаться снять заторможенность ребенка в момент публичных выступлений, так как умение говорить и даже петь перед аудиторией в жизни может пригодиться всем.
- Музыка – незаменимый инструмент в деле развития навыков общения.
- Умение работать в коллективе также можно тренировать, пользуясь для этой цели групповыми выступлениями на публике.
- Старайтесь задавать детям больше самостоятельных задач по изучению истории музыки и чтению текстов песен: так расширяется словарный запас, формируется образное мышление, появляются изящные языковые обороты.
- Не забывайте знакомить ребенка с театральными выступлениями. Это не только оттачивает музыкальный слух, но и способствует общему развитию культурной личности.
- Дайте детям шанс почувствовать себя наследниками богатейшей русской культуры. То же самое, кстати, можно сказать и про педагогическое кредо учителя истории!
- Пользуйтесь уроками музыки, чтобы развить у детей гуманность, чувство к состраданию. Благо тематика многих всемирно известных произведений этому способствует.
О роли преподавателя русского языка
Ох и недаром у англичан и американцев именно учителя родного, английского, языка пользуются столь всеобъемлющим уважением! И недаром – ведь от умения грамотно, уверенно и красиво изъясняться на собственном языке в прямом смысле зависит вся дальнейшая жизнь человека! К сожалению, педагогическое кредо учителя русского языка редко учитывает столь глобальные цели. Меж тем, в число основных задач этого преподавателя входят следующие:
- Важно развить в ребенке умение самостоятельно себя дисциплинировать. Это же должно учитывать и педагогическое кредо учителя математики, кстати.
- Изучение родного языка, со всем его богатством речевых оборотов и форм, его истории и происхождения, помогает поднимать общий культурный уровень обучаемого, прививает ему любовь к собственной стране, основы общей этики и крепких моральных принципов.
- В процессе творческих задач по написанию эссе и сочинений у детей развивается пространственное мышление, что обязательно стоит учитывать.
- Нужно привлечь детей к разнообразным постановочным сценам, в которых бы можно было выразить всю глубину и богатство родного языка.
- Наконец, учитель русского языка должен научить своих подопечных умению выражать свои мысли и чувства, пользуясь для этого богатейшим родным языком, всю гамму красок которого просто невозможно выразить даже в целой книге!
Математика – царица всех наук!
Исторически в нашей стране так сложилось, что математика для большинства школьников не ассоциируется ровно ни с чем приятным. Проще говоря, многие дети откровенно недолюбливают этот предмет и боятся его. Таким образом, педагогическое кредо учителя математики можно сформулировать намного проще, чем все обсуждаемое нами выше: «Нужно дать ученикам понять, что математика – интересная, увлекательная наука, и провести их по миру чисел, отточив их логическое и пространственное мышление».
Развивая тело – развиваешь дух!
Меж тем, у хорошего физрука обязательно должно быть свое кредо. В принципе, его можно выразить теми словами, которые стоят в подзаголовке к этим двум абзацам. От преподавателя в этом случае требуется привить ребятам искреннюю любовь к спорту, развитию и совершенствованию своего тела. Донесите до них старинную мысль о здоровом духе в здоровом теле, постарайтесь сделать физическую культуру неотъемлемой частью их повседневной жизни.
Это не только поможет вашим воспитанникам в дальнейшем, но и повысит качество их жизни за счет крепкого здоровья.
Выводы
Как вы могли заметить, существует гигантское количество нюансов при работе учителем. Следует заметить, что все примеры педагогического кредо, которые приведены в этом материале, являются синтезом опыта многих учителей со всех концов нашей страны. Конечно же, использовать их наработки можно и нужно, но все же следует понять, что кредо – понятие сугубо индивидуальное.
Вы должны сами выработать свою методику преподавания, ориентируясь на собственный опыт. Только в этом случае учительская деятельность будет максимально продуктивной и успешной.