Названия библиотечных выставок. Книжные выставки в библиотеке
Книжные выставки уже давно перестали вызывать у гостей желание поудобнее устроится на диване. Их цель - удивлять и подталкивать к изучению нового. И хотя Интернет покоряет мир, книга будет всегда. А о том, что почитать, позаботятся библиотекари и предложат нам самое лучшее. Это отличный способ не только привить любовь к книгам детям, но и самому узнать любопытные факты.
Первые шаги к библиотечной выставке
Литературные биеннале - это ознакомление аудитории с лучшими экземплярами трудов, которые касаются одного и того же жанра или темы. Выставленными могут быть книги, журнальные, газетные материалы, фотографии, картины, репродукции, аудио- и видеоносители. Основная задача - доказать публике, что читать важно и нужно. Книжные выставки в библиотеке призваны ознакомить посетителей с предложенной подборкой и привлечь к изучению заданного мотива. Все представленные работы так называемой акции подбираются с особой тщательностью и систематизируются по информационной важности.
Организация презентации состоит из нескольких этапов. Первый и самый важный - выбор темы. После, отталкиваясь от направления, нужно вычислить целевую аудиторию, провести сбор документов и вспомогательных, сопутствующих материалов. Планировать мероприятие нужно, принимая во внимание три аспекта:
- Цель выставки.
- Аудитория, для которой планируется действо.
- Образ, который поможет максимально раскрыть тему.
Актуальность - залог успеха
Выбор материала для библиотечных выставок - фундамент, от которого зависит успех мероприятия. Именно по теме будут судить об актуальности выставки. При выборе мотива стоит учесть вкусы и интерес потенциальных посетителей. Тему нельзя обобщать, ведь главное призвание биеннале - расставить акценты. Это может быть упор на определенном периоде течения, стиле, социальной проблеме и так далее.
Эффективность темы также напрямую связана с возрастом читателей. То, что теоретически может заинтересовать детей, будет уже знакомо для школьников старшего возраста. Мотивы, интересные для подростков, не привлекут внимания взрослых людей.
Не менее важный аспект - название. Оно должно быть броским, запоминающимся, подталкивающим к тому, чтобы прийти и увидеть все собственными глазами.
Теория названия
Библиотекари могут выполнить колоссальную работу по сбору и систематизации материала. Подкрепить его сопроводительными деталями, провести широкую рекламную кампанию и т. д., но все пойдет насмарку, если неправильно подобрать заголовок. Названия библиотечных книжных выставок на самом деле придумываются достаточно просто. Секрет настолько очевиден, что многие даже не обращают на это внимания. Название должно быть ярким, запоминающимся и привлекательным для потенциальных посетителей. Это всего несколько слов, которые вызовут бурю эмоций и не оставят аудиторию равнодушной. Если посетителя не заинтересует название, он просто не придет, даже тогда, когда тема выставки ему интересна. Запомните, длинные заголовки недопустимы. Названия библиотечных выставок должны быть лаконичными. Очень важно сделать их интригующими, дать намек или поставить определенный вопрос, на который человек захочет ответить. Нежелательно использовать общие выражения, клише и научные предложения.
Работа над названием
Утвердить имя проекта в начале планирования мероприятия невозможно. При организации работы достаточно опираться на тему. Успешное название нельзя придумать за минуту. Не стоит работать по обратной схеме. То есть строить выставку, основываясь только на названии, означает не отклоняться от рамок, в свою очередь это может закрыть много перспективных дорог.
Важно учесть еще один момент. Названия библиотечных выставок обращаются к определенной группе посетителей, а не ко всей аудитории читателей в целом. Лучше написать несколько вариантов, а затем выбрать то, что соответствует теме больше других. Если разбивать работу на определенные этапы, которыми будут заниматься разные группы людей, лучше придумать наименование проекта методом "мозгового штурма". Негативно "украшает" выставку название, в котором будет содержаться избыток сложных оборотов, философских метафор, научных формулировок. Заголовок должен быть простой.
Функции форм и видов названий
Наименование - важнейшая часть презентации выставки. Оно побудит желание ознакомиться с основным текстом. Названия библиотечных выставок - это рекламирование заданной темы, поэтому они должны правдиво отражать суть "товара". Задача заголовка - коротко, по возможности несколькими ключевыми словами охарактеризовать проект. Оптимальное количество - 4-5 слов. Следует избегать штампов и банальностей.
Выставки часто поддерживаются визуальными материалами. Но есть определенная система работы с названиями картинок и их количеством. На книжном биеннале, например, посвященном произведениям поэта, достаточно одного портрета. Другими художественными элементами могут быть рисунки по его произведениям, иллюстрации мест, где он жил и творил, или фото за работой или в кругу друзей. Библиотечные выставки, фото которых представлены в статье, демонстрируют многообразие вариантов визуального оформления проекта.
Связь названия и рекламы
Паблисити - важная составляющая любого мероприятия (если, конечно, организаторы хотят, чтобы их действо посетили). Сообщать о премьере и приглашать людей на выставки можно как непосредственно лично (во время беседы библиотекаря с посетителем), так и опосредованно через СМИ.
Желательно ориентироваться на свою аудиторию и пользоваться старым и проверенным способом - расклеивать афиши. Актуально рассылать приглашения через Интернет или помещать информацию в группе библиотеки в социальной сети. Но каким бы извилистым ни был путь к сердцу читателей, это только половина дела. Посетить выставку может мотивировать только грамотный рекламный текст. А начинаться он должен с интригующего заголовка. Названия библиотечных мероприятий - основа рекламного процесса. Его главные функции: завладеть вниманием, заинтересовать темой и заверить в целесообразности посещения выставки.
Неизменная классика
За десятки лет работы библиотеки выработали системные темы выставок, и те уже стали добрыми традициями. Это проверенные мотивы, вечные сюжеты. Среди них наиболее популярны:
- Выставки, приуроченные к памятным датам. Визуальные презентации не покидают стеллажей библиотек и всегда актуальны. Это интересно как ученикам и студентам, так и ценителям литературы.
- Презентации новых книг привлекут постоянных гостей.
- Книжные библиотечные выставки по злободневным темам.
- Персональная презентация для одной книги. Это широкий спектр работы, что начинается от биографии автора и ведет к эпохе, когда была написана книга.
- Есть еще и другие темы, по которым можно основывать план выставок. Но в любом случае библиотекари должны отталкиваться от собственных резервов.
Выставки с изюминкой
Тяжелее угодить читателю не тому, который ходит в библиотеку часто, а тому, для кого дом книги не несет никакой ценности. Людей, предпочитающих телевидение, заинтересовать книгой практически невозможно. Именно для таких гостей нужно проводить необычные библиотечные выставки книг. В этом помогают определенные вспомогательные формы выставок. Есть несколько самых популярных, среди них: кроссворд, викторина, диалог, чайнворд - такая работа призвана развеселить зрителей. Выставка-презентация - используется, чтобы подробнее рассказать о предмете вернисажа. Кстати говоря, это один из самых действенных методов привлечения гостей.
Выставка для ленивых - экранизированные издания
Чтобы не слишком напрягать гостей, которые не хотят листать страницы книг, применяют определенную хитрость. Формы библиотечных выставок ориентируются на узкого зрителя. Но есть название, мимо которого без внимания не пройдет ни один посетитель. Это экранизированные книги. Есть столько фильмов и сериалов, снятых по литературным произведениям, что стеллаж с экземплярами станет ярким и привлекательным для прохожего. Лучше в названии указывать, что по представленным книгам были сняты киноленты. Именно так и выбирают темы библиотечных выставок.
Первая выставка может быть посвящена работам зарубежных авторов, вторая - отечественным. Книги можно разделить по жанрам, эпохам, странам. Отдельно сделать стеллаж с наиболее популярными у режиссеров писателями.
Тематические выставки для всей семьи
Популярны также вернисажи, где диапазон расширяется до вкусов каждого члена семьи. Такие названия библиотечных выставок интересуют разные возрастные категории. Если правильно подобрать тематику, посетитель библиотеки пойдет домой не с одной, а с несколькими книгами. Литературу нужно расставить по стеллажам в зависимости от предпочтений каждого «клиента». Так, например, мужскую часть семьи заинтересуют детективы, исторические романы. Женщины подойдут к секции с любовными романами, сборниками поэзии и книгам по рукоделию. Студенты отдадут предпочтение философским и психологическим теориям. Для подростков нужно организовать стеллаж с приключенческими и фантастическими историями. Самым маленьким посетителям понравятся сказки и легенды народов мира. Названия библиотечных книжных выставок для семьи могут быть более расширенные. А заголовок стеллажа может очерчивать узкое пространство.
Выставка-путешествие
Телевидение, кино, радио - все проходит. Книга - вот что вечно. И пусть ее понемногу вытесняет Интернет, все же, когда техника подводит, в руки снова попадают реальные страницы. Читать было модно всегда и во все времена. А сейчас, когда невозможно жить без саморазвития, книга становится лучшим помощником. Поэтому актуальной сегодня является выставка-путешествие.
Библиотекарь может быть экскурсоводом в другие эпохи, страны, традиции. Система подбора таких материалов отличается от работы над другими направлениями. При обработке нужно выбрать лучшие экземпляры заданного мотива. Разделить тему и подойти к ней со всех возможных сторон. Чем глубже проработан материал, тем ярче эмоции.
Такие книжные выставки в библиотеке могут стать проводником в путешествии по истории родного края, расскажут о земле, на которой живут посетители библиотеки. Используются газетные вырезки о людях, которыми гордится город, или интересные факты из жизни населенного пункта. Названия библиотечных мероприятий и выставок такого характера обязательно должны подчеркивать, что гость действительно узнает ранее неизвестную информацию.