Сведения о доходах и имуществе: кто должен их предоставлять
Вопрос о раскрытии сведений о доходах граждан всегда был актуален в нашем обществе. С одной стороны, граждане имеют право на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных. С другой - обществу необходим контроль над доходами государственных служащих и других категорий граждан в целях противодействия коррупции и незаконному обогащению.
Поэтому законодательство устанавливает определенные требования о раскрытии сведений о доходах для отдельных категорий граждан. Особо строгие правила действуют в отношении государственных и муниципальных служащих. Они обязаны ежегодно представлять сведения об имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера.
Кто обязан представлять сведения о доходах
В соответствии с российским законодательством представлять сведения о доходах обязаны следующие категории лиц:
- Государственные гражданские служащие
- Муниципальные служащие
- Работники Центрального банка
- Руководители государственных корпораций
- Руководители государственных внебюджетных фондов
Этот перечень установлен Федеральным законом No273. Также существуют отдельные требования для судей, прокуроров, следователей и других правоохранительных органов.
Какие сведения необходимо представлять?
Лица, обязанные представлять сведения о доходах, указывают в справках:
- Доходы от всех источников (зарплата, гонорары, дивиденды и др.)
- Недвижимое имущество (дома, квартиры, земельные участки)
- Транспортные средства
- Денежные средства и драгоценности
- Доли участия в коммерческих организациях
- Кредиторскую задолженность
Также указываются сведения о доходах и имуществе супруги/супруга и несовершеннолетних детей.
Куда и когда представляются сведения?
Сведения о доходах представляются ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Госслужащие представляют сведения в кадровую службу по месту работы.
Сведения муниципальных служащих направляются в органы местного самоуправления. Сведения о доходах высших должностных лиц публикуются на официальных сайтах госорганов и в СМИ.
Как обеспечивается контроль достоверности?
Госорганы проверяют достоверность и полноту представленных сведений о доходах. Могут запрашиваться сведения у ФНС, банков, регистрирующих органов. Выявление недостоверных сведений влечет увольнение служащего.
Умышленное представление заведомо ложных сведений является преступлением и влечет уголовную ответственность. Таким образом, раскрытие сведений о доходах важно для противодействия коррупции и повышения доверия граждан.
При этом законодательство устанавливает разумный баланс между контролем и защитой частной жизни граждан. Раскрытию подлежат только основные сведения, необходимые для осуществления контроля.
Перечень сведений, подлежащих раскрытию
Законодательством установлен довольно подробный перечень сведений о доходах и имуществе, которые должны быть раскрыты определенными категориями лиц. Помимо общей суммы дохода, указываются доходы от каждого отдельного источника - основного места работы, гонорары, доходы от вкладов, ценных бумаг, недвижимости.
Что касается имущества, то указываются сведения обо всех объектах недвижимости с описанием площади, даты и основания приобретения. Аналогичные данные приводятся по транспортным средствам, драгоценностям, акциям и долям участия в уставных капиталах организаций.
Порядок проверки достоверности сведений
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах проводится специальными подразделениями госорганов. Используются такие методы, как сопоставление со сведениями из налоговых органов, запросы в банки и регистрирующие органы.
Также анализируются сделки с недвижимостью, транспортом, ценными бумагами, проверяется участие в уставных капиталах компаний. Выявляются факты возможного сокрытия реальных доходов и имущества.
Ответственность за нарушение требований
Непредставление либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах влечет увольнение государственного или муниципального служащего.
Если в действиях усматривается состав преступления (например, крупная взятка в виде незадекларированного имущества), возбуждается уголовное дело.
Зарубежный опыт раскрытия доходов
Во многих зарубежных странах также действуют требования о раскрытии доходов и имущества публичных лиц. Например, в США значительный объем финансовой информации о чиновниках и политиках находится в открытом доступе.
В ряде государств сведения о доходах и имуществе граждан могут быть получены при подаче официального запроса. Это помогает контролировать обоснованность расходов чиновников.
Раскрытие доходов и защита персональных данных
При раскрытии сведений о доходах необходимо соблюдать баланс между прозрачностью и защитой частной жизни. Персональные данные граждан охраняются законом.
Поэтому раскрытию подлежит только информация, непосредственно относящаяся к доходам и крупным приобретениям. Более тонкие детали личной жизни из сферы раскрытия исключаются.