Алфавит для детей. Развивающий алфавит для детей
Изучение ребенком азбуки предполагает запоминание как правильной последовательности названия букв, так и начертаний знаков, и умение соотносить начертания с названиями. Алфавит для детей должен быть удобным для восприятия и постоянно находиться в поле зрения ребенка. Важно, чтобы буквы были напечатаны четким шрифтом, желательно с засечками. Однако в самом процессе изучения букв может быть задействованы и пластиковая азбука, и шуточные изображения.
Запоминание последовательности букв
Один из самых простых способов выучить последовательность названий – это многократное прослушивание песенки, основу которой составляет алфавит. Для детей учить, слушать и подпевать – это практически одно и то же, и последовательность названий запоминается обычно очень легко. Мелодию для песенки родители могут придумать самостоятельно и петь эту песенку для ребенка, однако существует масса уже готовых для прослушивания песен. Особенно часто исполняется английский алфавит для детей.
Нюанс состоит в том, чтобы помочь ребенку соотнести то, что он слышит, с тем, что он видит. Для этого нужно указывать на буквы во время пения или прослушивания песенки. Постепенно ребенок будет показывать на знаки самостоятельно и научится делать это еще до того, как будет петь сам. Нужно только следить, чтобы малыш правильно проводил границы между словами-названиями. Например, «опэ» («О, пэ») дети нередко понимают как название одной буквы. Особенно часто такая ошибка встречается при запоминании английского алфавита, где границы слов на слух менее четкие. Прежде всего, это касается стыков между названиями букв Q, R, S, T. Например, ребенок может понять «res» как одно слово (конец названия буквы R соединить с названием S).
Постепенно алфавит для детей становится обычной песенкой, которая запоминается очень прочно. Это потребуется и для обучения чтению, и для использования бумажных словарей, а при изучении английской грамоте названия гласных букв будут хорошей опорой для чтения открытого и закрытого слогов.
Рисование букв по контуру
Как английский, так и русский алфавит для детей можно рисовать на их глазах, обращая внимание на элементы букв. Почти любому ребенку нравится обводить и раскрашивать цветными мелками или фломастерами то, что рисуют для них родители, и буквы и цифры не составляют исключение. Эта игра не составит трудностей для ребенка, и при этом знаки будут ненавязчиво запоминаться.
Важно, чтобы буквы были очень крупными, например, во весь тетрадный или альбомный лист. Мелкие и тонкие движения дошкольнику либо недоступны, либо представляют для него сложность, поэтому рисование мелких букв отвлечет его от самих знаков и сосредоточит на процессе контроля над координацией движений.
Рисование букв
При рисовании мелками, пальчиковыми красками или фломастерами ребенку будет легче сосредоточиться именно на элементах знаков.
Хорошим упражнением будет рисование букв «с характером»: «толстых», «тонких», «сердитых». Это научит ребенка определять, какие элементы в начертании знака случайные, а какие – определяющие.
Сопоставление алфавитов, набранных разными шрифтами
Прекрасным упражнением для ребенка будет сопоставление букв, набранных разными шрифтами. Можно несколько раз распечатать английский или русский алфавит для детей на плотной бумаге, разрезать на карточки и попросить ребенка найти одинаковые буквы.
Это упражнение направлено на формирование цельных образов букв, исключение из этих образов случайных элементов (например, засечек, формы изгиба, соотношения размеров и т. п.).
Пластиковая азбука
Очень важно стремиться, чтобы игры с пластиковой азбукой носили не формальный характер, а развивающий. Алфавит для детей, представляющий собой набор крупных и объемных деталей, может на первых порах просто служить конструктором. Из деталей можно складывать узоры, строить домики. Это занятие не пройдет даром: ребенок будет привыкать к цельному образу букв.
Однако самое увлекательное занятие – это рассматривать алфавит. Для детей в возрасте от четырех лет довольно просто достраивать контуры предметов и представлять случайные графические знаки в виде знакомых им предметов. Нужно попросить ребенка взять в руки одну из пластиковых букв и представить, на что она похожа.
Так, буква Т часто напоминает детям человека, расставившего руки в стороны; английская буква W — зубы; буква J – ручку от зонта; русская буква Д кажется детям похожей на лицо с усами. Дети очень увлекаются этой игрой, и особенно это занятие нравится им, когда есть возможность соревноваться в своих ассоциациях, не важно, со взрослыми или с детьми.
Довольно быстро можно увидеть результат этой игры и убедиться в ее плодотворности. Очень часто при экспериментах с первыми буквами ребенку тяжело понять задание, представить букву в виде предмета. Через некоторое время у малыша появляется легкость в ассоциациях, он начинает смело фантазировать. Что же касается изучения самого алфавита, то удачное ассоциирование каждой буквы с определенным предметом значительно облегчает путь ребенка к запоминанию букв. Они перестают быть для него набором случайных элементов и превращаются в самодостаточные законченные образы.
Всё похоже на буквы
Своеобразным сигналом того, что игра в сравнение букв с окружающим миром приносит свои плоды, обычно служит появление обратных сравнений. В своих ассоциациях ребенок отталкивается уже не от знака, а от предмета, который он видит. Например, два карандаша, вставленные в стакан, ему вдруг напомнят букву V, а светофор сбоку – букву B. Эти ассоциации очень важно поддерживать.
Словом, алфавит для детей может стать прекрасной игрой, развивающей наблюдательность и образное мышление.