Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Герой романа «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вот уже полтора столетия вызывает множество споров и неоднозначных оценок. Это связано с идейным замыслом произведения, который воплощает в себе главный герой Родион Раскольников. Причины преступления и его поведение неизменно подводят читателя к размышлениям о роли личности в истории, о том, насколько губительна может быть навязчивая идея, охватывающая сознание человека.
Основанные на философских теориях вопросы о сверхчеловеке и «культе героев», преследовавшие Родиона, волновали и самого писателя.
Прототипы главного героя
Образ Раскольникова в романе возник не спонтанно. Он имеет несколько конкретных прототипов.
- Двадцатисемилетний приказчик Г. Чистов, живший в Москве. Подобно герою, он убил топором двух старух, после чего вытащил из их сундуков деньги и ценные вещи. Эта новость была опубликована в сентябрьском номере газеты «Голос» за 1865 год.
- Француз Ласенер - убийца, оправдывавший свои преступления тем, что выступал в качестве борца за справедливость.
- Родственник Достоевского по тетке А. Неофитов, который вместе с писателем претендовал на ее наследство. Он занимался подделкой ценных билетов, что перекликается с идеей Раскольникова о быстром и легком обогащении.
Следует упомянуть и великого Наполеона, образ которого возникает на страницах романа. А еще пушкинского Германа. Они считали, что сильная личность имеет право на убийство никчемного человечишка, если от этого будет польза всем другим. Подобной теорией руководствуется и герой романа «Преступление и наказание».
Таким образом, идея романа имела под собой реальную основу, а не являлась исключительно плодом творческого воображения писателя.
«Некуда идти»
Ключом к пониманию душевного состояния героя Достоевского во многом является описание Петербурга в романе «Преступление и наказание». Анализ жизни простых людей и изображение не пышного и величественного, каким его чаще всего представляют, а нищего, душного, постоянно давящего на человека города - вот что оказывается важным для писателя. Это то, что повседневно окружает Раскольникова. Его идея зреет в крошечной комнатушке, где все: долг хозяйке, необходимость сдавать в залог мало-мальски ценные вещи, забота о пропитании, – заставляет героя постоянно чувствовать себя «униженным и оскорбленным». Замысел Раскольникова все более укрепляется, когда он видит, что в еще худших условиях живет Мармеладов, узнает о поступке Сони, принесшей себя в жертву ради семьи, вспоминает о необходимости сестры выйти замуж за состоятельного человека, чтобы он, любимый брат, смог закончить учебу. Так, через изображение «желтого» и неприглядного Петербурга раскрывается образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
На пути к убийству
Нравственные муки юноши и постоянные поиски путей для выхода из сложившейся ситуации приводят его к возможности избавления от никому не нужной старушки-процентщицы. Мысль о том, что ее смерть стала бы благом для множества людей, попавших к ней в должники, была случайно подслушана Раскольниковым в трактире.
Дальше происходит ряд событий, все больше укреплявших его в правильности идеи. Это знакомство с Мармеладовыми и Соней. Письмо от матери о скором замужестве Дуняши. Грязная сцена с пьяной девочкой и Свидригайловым на бульваре.
Достоевский постепенно вырисовывает новый образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Родион все больше убеждается в правильности принятого решения. И только страшный сон с умирающей лошадью показывает, какая борьба все это время происходила в душе героя. Несмотря на то что сама судьба, казалось бы, покровительствует Раскольникову в совершении его «великого» дела – это и подслушанный разговор, и сразу же попавший в руки топор, и история с пустой комнатой в доме старухи, душа молодого человека протестует и так и не смирится со свершившимся.
Развитие идеи о личности, право имеющей
Однако поступок Раскольникова не сводится лишь к заботе об «униженных и оскорбленных». Возникнув в маленькой, тесной и грязной комнатушке, его мысль о социальной несправедливости получает дальнейшее развитие.
Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» претерпевает эволюцию. Герой постепенно отходит от своих первоначальных размышлений. Теперь для него стало главным не спасение нескольких нуждающихся ценой убийства ничтожной старушонки, а проверка собственной теории на практике. Кто он, Родион Раскольников: «тварь дрожащая» или человек, который «право имеет»? И все остальные оправдания поступка уже не могли скрыть абсурдности его идеи.
Далее последовали «проба», которая все еще могла насторожить героя и уберечь от рокового шага, само убийство, постоянные муки совести, которые усугублялись от встреч со следователем Порфирием Петровичем, и, наконец, осознание своей ничтожности.
Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» довольно сложен. Для автора было важнее показать, как происходило раздвоение души героя, когда в ней шла непрекращающаяся борьба между противоположными началами: любовью и ненавистью, злом и добром, безобразием и красотой и т. п.
Идейный замысел романа «Преступление и наказание»
Анализ поведения и психологического состояния Раскольникова, таким образом, показывает, как идея о социальной несправедливости получила извращенное развитие и в итоге привела героя к преступлению. Зло, даже если оно совершается во имя добра, не имеет права на существование – к этой мысли подводит читателя автор.
Герой романа «Преступление и наказание» отправляется на каторгу. Он еще только на пути переосмысления того, что совершил, однако можно предположить, что нравственное очищение и возрождение героя все еще возможно. А истинным наказанием для него стали нравственные муки, вызванные осознанием того, что он так и не смог переступить через себя.
Значение романа и образа Раскольникова
Заслуга Ф. Достоевского велика, так как он попытался показать, какую власть над человеком может приобрести идея о его исключительности. В этом отношении вывод, который напрашивается в результате анализа образа Раскольникова, вполне очевиден: всякая теория, насколько бы она ни была оправдана, чаще всего оказывается абсолютно бессильной перед реалиями жизни.