Современный вокзал "Адлер": как создавалось одно из самых красивых вокзальных зданий в России?
Современный вокзал "Адлер" – это не просто серое здание, которое возникает в нашем представлении после упоминания такого слова. Своим внешним видом он напоминает, скорее, торговый центр. Однако он не всегда был таким. У этого вокзала есть своя история.
История возникновения
Железнодорожный вокзал "Адлер" появился очень давно – в 1929 году. Построили его еще задолго до того момента, как этот район стал частью Сочи. Здание построили в сталинском стиле, надо сказать, оно не такое большое, как современная версия. Относится вокзал к Северо-Кавказской железной дороге и, к слову, считается одним из наиболее крупных и масштабных железнодорожных терминалов во всей России. Ещё у станции имеется одна ключевая особенность, которая заключается в том, что здание расположено чуть ли не на берегу Чёрного моря. Для того чтобы оказаться около моря, надо перейти пути. Многие удивляются такому местоположению, однако всё на самом деле просто. Ведь Сочи – это город, растянувшийся вдоль береговой линии на множество десятков километров, так что море здесь, можно сказать, везде.
Современность
Всего лишь пять лет тому назад стали строить новое здание вокзала, его было решено разместить восточнее прежнего. Всё это началось из-за того, что в 2014 году в Сочи должны были проходить зимние Олимпийские игры. Собственно говоря, не только вокзал "Адлер" претерпел изменения. Четыре года масштабные работы проводились над всем Сочи – возводились гостиницы, отели, реконструировались дороги, строились автострады. Так вот, созданием проекта адлерского вокзала занималась архитекторская группа, которую возглавил А. П. Даниленко. Распределительный пассажирский зал разместили на высоте десяти метров над ж/д-путями. А сам комплекс поделили на две части – на морскую и городскую. Благодаря такому распределению получилось создать комфортный и современный вокзал. Он соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобным зданиям, – грамотно оснащен с технической точки зрения, отличается интересным дизайном и гармонично вписывается в окружающую обстановку.
Проект
Ж/д вокзал "Адлер" как проект появился в 2009 году. Интересно, что изначально разработки архитектора вызвали массу вопросов и замечаний. Потому проект пришлось передать в сочинский филиал НПО “Мостовик”, чтобы другие специалисты заново проанализировали его и исправили недостатки. Сроки были сжатыми, Олимпиаду никто не собирался передвигать, потому строительство должно было начаться как можно скорее. Потому проектировать вокзал пришлось параллельно с его строительством, которое к тому времени уже началось. Это было сложно, поскольку приходилось уже возводящийся фундамент использоваться в качестве основы для придумывания новой планировки и образа всего здания. Были и риски, причем немалые – всего за восемь часов при помощи мощнейших домкратов удалось поднять просто гигантскую кровлю, которую предварительно собрали на самом низком уровне вокзала. Деформация конструкции на момент монтажа составила около 1,5 метра, однако как только подъем был закончен, все отметки были заняты, как и полагалось. В этом сочинским специалистам помогли архитекторы из фирмы GMP – это немецкая компания, работники которой возводили берлинский аэропорт Тегель и центральный вокзал немецкой столицы. Их опыт помог применить новые технологии в возведении адлерского вокзала и разработать его логическую схему. В общем, спустя несколько месяцев после начала строительства работа наладилась, и всё пошло по плану.
Дизайн
Вокзал "Адлер" очень красивый и привлекает к себе внимание всех, кто бы ни проезжал мимо. Однако этот дизайн мог так и остаться невоплощенным в реальность. Дело в том, что немецкие архитекторы видели здание более простым, прямоугольным, можно сказать “сухим”. Однако автор проекта настаивал на своём. Ведь на фоне величественных Кавказских гор должно возвышаться здание, выполненное в особом живописном дизайне. Вокзал, находящийся прямо около моря, не должен быть обыкновенным. В нём должно находить отражение Чёрного моря. Именно эта идея повлияла на решение архитектора воплотить в здании тему морской волны. Автор проекта настоял на своём, и результат мы можем видеть сегодня.
Популярность
Ежедневно более десяти тысяч людей проходит через вокзал "Адлер". От станции отходят как пригородные поезда, так и междугородние. Особой популярностью пользуются экспрессы и аэроэкспрессы. Это направление от Сочи до Красной Поляны и до Аэропорта. Также ходят пригородные поезда – от Туапсе до Адлера и обратно. И, конечно же, существует ещё масса направлений в такие пункты, как: Саратов, Киев, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Москва, Красноярск, Мурманск, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск, Новокузнецк, Барнаул, Архангельск, Благовещенск, Северобайкальск, Череповец и т. д. И это ещё отнюдь не полный список городов, в которые можно уехать с адлерского вокзала. Главной проблемой для местных всегда являлся поиск того или иного места в незнакомом городе. Потребуется лишь одна вещь, чтобы найти "Адлер" (вокзал), – карта. И добраться до него тоже просто – из центра до станции ходит автобус под номером 125 и маршрутное такси № 124. И беспокоиться по поводу остановки также не стоит – водитель всегда останавливаются в нужном пункте: “Вокзал "Адлер”. Адрес на всякий случай тоже стоит запомнить – находится станция на улице Ленина, 113.