Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы
Русские люди еще издавна украшали свои жилища разными поделками и самодельными вещами. Мастера изготавливали свои изделия чаще всего не просто для красоты, все вещи имели свое практическое назначение. Из природных материалов - дерева, глины и камня - делали настоящие произведения искусства. Умения, технологии изготовления и секретные приемы передавались по наследству. Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен.
Как возник народный промысел?
Различные ремесла начали появляться в 15-16-м веках. Именно этот период связан с зарождением народного промысла. Несколько позже, в 17-м веке, мастера начали создавать поделки специально для продажи. Целые деревни и поселения трудились над производством изделий народного ремесла.
Почему народный промысел Центральной России начал развиваться? Причина банальная - холод и голод. Во времена длинной холодной зимы людям нужно было чем-то кормить свои семьи. Бедные почвы не приносили достаточного количества урожая, на жизнь не хватало, поэтому мастера продавали свои изделия и на вырученные средства существовали. Конечно русские народные промыслы возникали там, где было достаточное количество природного сырья. Деревянные поделки делались в лесных районах, где преобладали каменистые почвы, широкое распространение получили изделия из камня и т. д. Как известно, спрос рождает предложение, и народный промысел развивался там, где он был необходим.
Народные художественные промыслы начали появляться несколько позже - в середине 19-го века. В те времена появилась знаменитая вышивка золотой нитью, роспись и обработка металла. Огромное влияние на появление этого ремесла оказала церковь, а именно местные школы иконописи. Они выполняли заказы по вышивке для монастырей и церквей.
Народный промысел Центральной России
Российское ремесло знаменито не только в нашей стране, народный промысел приобрел всемирную известность. Перечислять изделия ручной работы можно очень долго, расскажем об основных из них:
- Гжель.
- Дымковская игрушка.
- Хохлома.
- Палех.
- Ростовская финифть.
- Вологодское кружево и др.
Дымковская игрушка
Много веков назад на берегу реки Вятка образовался город, в котором организовалось поселение слобода. Каждое утро местные топили печи, и из-за постоянно поднимающего дыма поселение так и прозвали - Дымковская слобода.
Там жили мастера гончарного дела. Из глины они делали посуду и дудки, которые впоследствии накаляли в печи. Свистки выполнялись в основном в виде зверей. Но это было сделано не только для развлечения детей. Вятский народ под свист дудок встречал бога солнца - Ярило. Дымковская игрушка - самый известный народный промысел Центральной России. Все знают, как она выглядит. Это глиняная русская баба в длинной юбке-колокол с ярким фартуком и черными бровями. Платье красавицы разрисовано различными узорами. Главное правило - она должна быть яркой и красочной.
Гжель
Народные художественные промыслы трудно представить без гжели. Раньше это название носило село, расположенное в 50 километрах от Москвы. Там проживали мастера, которые и начали создавать высокохудожественные изделия из фарфора. Их расписывали кобальтом. Позже появилась и полуфаянсовая посуда. Мастера собрали сотни различных образов, сейчас многие образцы хранятся в Эрмитаже. Гжельский народ еще издавна отвозил излишки посуды на рынки Москвы, часто мастера расписывали посуду на заказ. Сегодня очень трудно представить народный промысел без гжельских изделий.
Палех
Развитие народных промыслов берет свою историю с 13-14-го веков. В это время и образовался современный центр русской культуры - село Палех. Тогда оно принадлежало князю Палецкому, позже его владельцем стал Иван Бутурлин. В деревне было создано большое количество мастерских по иконописи. В 20-м веке в селе мастера занимались росписью брошек, табакерок, портсигаров, блокнотов и бисерниц. Известные палеховские шкатулки и пасхальные яйца знают многие. Чуть позже в селе начала зарождаться палехская миниатюра с использованием черного лака и папье-маше.
Хохлома
Хохломский промысел появился в России в заволжских лесах на реке Узоль. Там образовались деревеньки - Семино, Хрящи, Новопокровское и Кулигино. Именно там и зародилась хохлома. К сожалению, народные промыслы края сохранились до наших времен не полностью. Нам известны работы мастеров лишь 19-го века, хотя доказано, что этим ремеслом занимались и в 17-м веке.
Хохлома отличается от остальных особенной технологией росписи. Отличительная черта - нанесение черной краски и киновари на золотой фон. Чтобы позолотить посуду, мастера натирали ее порошком из олова, после чего наносили слой масла олифы и ставили в печь. Из-за высокой температуры олифа становилась желтой, и олово казалось золотым. Мастера наносили узоры и орнамент кистью вручную. Дорогие сервизы прорисовывались особенно тщательно. Сегодня хохломскую посуду можно увидеть на различных международных выставках и ярмарках.
Платки Павловского посада
Павловский Посад известен многим из-за появления там узорных платков и шалей. Впервые такой изящный предмет гардероба был сделан на реке Клязьме в городе Павлове. Отсюда и название.
На местных ярмарках, которые часто устраивались на центральных площадях, узорные шали расходились на ура. Там можно было приобрести цветные платки с разнообразными узорами - полевыми цветами, розами, букетами и листьями. Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань - набойка. Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер. Современные платки делают с помощью специальных печатных машин.
Ростовская финифть
Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города и села, Ростов - один из них. В 18-м веке зародилось такое ремесло, как финифть. Это роспись по эмалированному металлу специальными красками. В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями из финифти. Церковная утварь и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков. Благодаря жару печи изделия начинают играть яркими красками.
Жостово
Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как жостовский поднос. Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др. Первый поднос был сделан из папье-маше.
Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатулки. В середине 19-го века начали производить металлические подносы, изделия из папье-маше отошли на второй план. Самое известное произведение искусства в Жостове - это овальный поднос, расписанный по периметру. Каждая мастерская ставит на своем изделии клеймо, по которому можно определить мастера, изготовившего эту красоту.
Современные промыслы России
Современные народные промыслы активно развиваются. Сегодня на выставках и ярмарках можно увидеть самые разнообразные изделия, поделки и картины. Направления современного искусства очень разные, сюда можно отнести:
- визуализацию с помощью лампочек;
- электронные композиции;
- фотографию;
- флеш-мобы;
- скульптуры и инсталляции и др.
Современный народный промысел трудно назвать единым, талантливые мастера занимаются тем, что у них хорошо получается. Если несколько веков назад можно было только рисовать или лепить из глины, то теперь возможностей проявить себя гораздо больше. Но, несмотря на это, основы живописи и росписи изучают именно по изделиям старинной самобытной России. Традиции российских мастеров во многих городах живут и до сих пор.
В завершение хотелось бы перечислить оставшиеся направления народного творчества, о которых в этой статье не было рассказано:
- городецкая роспись;
- федоксинская миниатюра;
- оренбургские пуховые платки;
- вологодское и елецкое кружево;
- матрешка;
- карпогольская, абашевская и филимонская игрушки;
- скань;
- каслинское литье.
Традиции наших чудотворцев, живописцев и мастеров продолжают жить в современном мире. Несмотря на научно-технический прогресс, старинные русские народные промыслы продолжают развиваться. Сохранившиеся до наших времен произведения искусства можно увидеть в музеях и на выставках, самому попробовать себя в этом нелегком деле можно в художественных школах и центрах развития.