Дальняя авиация России и ее история
Чуть более ста лет назад Николай II санкционировал создание эскадрильи самолетов "Илья Муромец". Именно тогда зародилась дальняя авиация в нашей стране. Об основных вехах её истории вы прочитаете в этом материале.
- П. В. Андросов.
- А. Е. Голованов.
- П. С. Дейнекин.
- А. Д. Жихарев.
- И. М. Калугин.
- А. А. Новиков, ставший впоследствии маршалом.
- М. М. Опарин.
- В. В Решетников.
Эти командиры сделали многое для повышения обороноспособности всей нашей страны.
"Илья Муромец": как все начиналось
В конце 1914 года Высочайшим повелением была создана эскадрилья «Муромцев», во главе которой был поставлен Михаил Шидловский. Впервые в мире появилось столь крупное соединение четырехмоторных бомбардировщиков, а также родилась дальняя авиация как таковая. Собственно, сам «прадедушка» ее впервые встал на крыло еще 23 декабря 1913 года.
«Муромца», который более известен как С-22, создал легендарный Сикорский на заводе Руссо-Балт. Для своего времени это была невероятная машина, моторы которой вполне могли поднять в воздух целых пять тонн массы. Самолет имел сразу две орудийные площадки, что для тех времен также было просто передовой технологией.
Участие в Первой мировой войне
К 1917 году Сикорским была создана принципиально новая модификация, "тип Ж". Всего планировалось построить до 120 самолетов, но тут грянула революция. Часть машин сожгли, дабы они не попали в немецкие руки, а прочие в течение некоторого времени использовали в качестве учебно-транспортных машин.
Эпоха Туполева
Но это было только начало. На качественно новый уровень дальняя авиация СССР вышла, когда был создан самолет ТБ-3. Проектированием заведовало КБ Андрея Туполева. Разработка машины была начата в 1926 году. Уже через пять лет не только было начато крупносерийное производство, но и формирование корпуса тяжелых бомбардировщиков, что для тех лет было немыслимо ни в одной стране мира.
В том же 1934 году был создан самолет ТБ-4, который в истории остался под именем "Максим Горький". Это была машина широкого профиля, которая могла использоваться практически для всех целей.
Первый полет был совершен в 1934 году, за штурвалом находился Михаил Громов. Эта машина установила два мировых рекорда: подняла грузы в десять и пятнадцать тонн на высоту пяти километров. Именно на «Горьком» совершил полет легендарный писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Но век самолета был недолог, так как в его конструкции обнаруживались все новые просчеты и недостатки. Но история дальней авиации продолжалась.
Новые рекорды дальности
Всего через месяц – новый рекорд. Хотя на сей раз советские летчики снова летели в Америку, но конечной целью была Калифорния, а не Вашингтон. Во время этого перелета было побито сразу два (!) мировых рекорда. Во-первых, команда преодолела 10 148 километров по прямой, а также сумела пролететь 11 500 километров, идя по ломанной береговой линии.
Легендарный Илюшин
В 1933 году руководство молодой страны решило собрать всех перспективных авиаконструкторов в одном месте, так как срочно была нужна новая авиация дальнего действия, оснащенная лучшими, наиболее перспективными машинами. Именно так родилось знаменитое ЦКБ, во главе которого встал Сергей Ильюшин. Всего через два года он с командой единомышленников создает новый дальний бомбардировщик ДБ-3. На нем проводил дальние вылеты летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Уже в 1936 году самолеты стали массово поступать на вооружение Советской армии.
Усовершенствованная модель той же машины, которая появилась спустя два года, получила название Ил-4. Он получил мощные двигатели и новое вооружение. Перед войной, в середине 1940 года, ДБ-3 убирают с конвейера, а его место занимает Ил-4. Всего страна произвела 1528 машин семейства ДБ-3, которые участвовали как в финской, так и в Великой Отечественной войне.
Первый советский штурмовик также был создан Илюшиным. Его Ил-2 принес славу этому конструктору. Сегодня легендарный Ил-76 является основным военно-транспортным самолетом нашей страны, достойно продолжая дело своего предка.
Великая Отечественная война, роль авиации
Основными машинами были: Пе-8, ДБ-3, Ил-4 и Пе-2. Костяком авиации дальнего направления стал описываемый выше Ил-4. За все годы войны они совершили тысячи вылетов, выполнив невероятное количество задач. Нужно сказать, что дальняя авиация в тот период «родила» немало героев СССР. Всего 269 рядовых и офицеров получили это высокое звание, причем шестеро удостоились его дважды.
Но цена была высока: после ВОВ авиаторы остались практически «на бобах», лишившись большей части авиационного парка. И дело тут было не только в количественных показателях: из 1800 самолетов более-менее современными, пригодными для решения важных задач оставалось только десятка три машин. А потому было принято решение копировать американский В-29, сделав на основе его новый самолет.
Уже в 1947 году был налажен выпуск тяжелых Ту-4. В кратчайшие сроки была проделана громадная работа, направленная на адаптацию самолетов под отечественные условия и вооружение, конструкторам удалось значительно повысить надежность машин. В 1951 году именно эти самолеты стали первыми отечественными носителями ядерного оружия.
Послевоенная работа
В середине 1950 годов появились новые самолеты дальней авиации, предопределившие развитие отрасли на десятки лет вперед. Именно в это время был разработан и встал в строй эпический Ту-95, «Медведь», который до сих пор стоит на оборонительных рубежах нашей страны, а также некоторые другие машины.
Так, Ту-16, который получил прозвище «Барсук», был первым монопланом со стреловидным крылом. Первая машина была собрана в 1953 году. Ее экипаж составлял от шести и более человек. Основным оружием для самообороны стала носовая автоматическая пушка ПУ-88 и три орудийные башенки, управляемые дистанционно. Впоследствии самолет получил семь пушек АМ-23, калибр которых составлял 23 миллиметра.
Ту-95, русский «Медведь»
Испытан этот монументальный самолет в 1952 году. Это цельнометаллический среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, которые были смонтированы прямо в стреловидных крыльях. Его «изюминкой» как раз-таки и являются моторы НК-12, которые до сих пор продолжают оставаться лучшими турбовинтовыми двигателями в своем классе.
Самолет может нести двенадцать тонн бомбовой нагрузки. Кроме того, в бомбовом отсеке можно монтировать авиационные бомбы массой вплоть до десяти тонн. В 2010 году они установили новый рекорд: за 43 часа бомбардировщики пролетели 30 тысяч километров. Особенность этой акции еще и в том, что для ее проведения использовались обычные серийные машины. Так что российская дальняя авиация даже в турбовинтовом исполнении до сих пор представляет собой грозную силу.
Бомбардировщик ЗМ
Эта машина производилась в 1956-1960 годы. Особенностью самолета была новейшая система вооружения, «костяком» которой была специальная ракета Д-5, которая уверенно могла поражать как морские, так и наземные цели. Дальность ее полета составляла целых 280 километров, а скорость была выше скорости звука в три раза. Нужно отметить, что именно эти ракетоносцы долгое время составляли основу стратегической авиации на Дальнем Востоке.
Сегодня дальняя авиация РФ представлена несколькими машинами, в том числе ТУ-95 и ТУ-160, но «старички» ЗМ были сняты с вооружения сравнительно недавно. Точных сведений о том, остались ли в настоящее время самолеты этого семейства, которые могут подниматься в воздух, нет.
Холодная война и дальняя авиация
После того как была повержена Германия, сферы влияния во всем мире были перекроены заново. Образовалось НАТО и союз стран Варшавского договора, которые не питали друг к другу особенной любви. Сегодня историки и сами военные считают, что только чудом в тот период не началась Третья мировая война.
Изменение вектора развития
В послевоенные годы стало окончательно ясно, что пора переходить от старинной турбовинтовой авиации к реактивным машинам. В принципе, первый реактивный Ил-28 появился еще в конце далекого 1940 года. Конечно, этот самолет был в каком-то смысле прорывом, но над конструкцией требовалось еще много работать.
Так, в начале 1970 года (на базе сравнительно старого ТУ-22) был создан новый ракетоносец К-22. Кроме того, появились и другие модификации этого самолета. Речь идет о машинах Ту-22М2 и Ту-22М3. Они характеризовались тем, что при их конструировании и производстве были массово использованы новые технологии и материалы, которые до той поры находили применение исключительно в космонавтике.
Наконец пришло время красивейшего «Белого лебедя», Ту-160. Он стал одним из символов всей холодной войны. Это был первый в мире самолет такого размера с изменяемой геометрией крыла, в конструкции которого были использованы тысячи передовых технических решений, многие из которых не имеют аналогов и по сей день. Толчком к осознанию необходимости разработки чего-то подобного стали данные разведки, которая доложила о начале создания самолета В-1.
Первый «Белый лебедь» поднялся в воздух с аэродрома "Раменское". Произошло это в конце декабря 1981 года. В 1984 году на Казанском авиационном заводе было начато крупносерийное производство уникальной машины.
Можно с уверенностью сказать, что развитие стратегической авиации – залог государственности и безопасности нашей страны в ближайшие годы.