Дальняя авиация России: история создания и описание самолетов

Дальняя авиация России занимает особое место в рядах военно-воздушных и стратегических ядерных сил РФ. Верховное главное командование использует её для решения оперативно-стратегических задач при межконтинентальных и морских военных конфликтах.

История создания дальней авиации РФ

История дальней авиации России берёт своё начало 23.12.1914 г., когда император Николай II издал указ о создании первой в мире эскадры четырёхмоторных самолётов, носивших название «Илья Муромец». Это был первая в мире попытка объединения бомбардировщиков тяжёлого класса. Командующим эскадрой стал М. В. Шидловский, пришедший в авиацию из морского ведомства. В то время он являлся действующим председателем Русско-Балтийского вагонного завода, где и выпускались воздушные машины «Илья Муромец».

На протяжении Первой мировой войны эти самолёты дальней авиации России выполнили более 400 боевых задач, в том числе бомбардировку важных стратегических объектов противника и разведку расположения ударных сухопутных группировок. В 1917 году эскадра состояла из четырёх военных отрядов и насчитывала более двадцати машин. За всё время проведения боевых операций был утрачен только один самолёт.

Развитие дальней авиации в СССР

В сентябре 1917 года эскадра бомбардировщиков была уничтожена. Самолёты попросту сожгли, чтобы они не достались врагу. Дальняя авиация России начала возрождаться уже после Октябрьской революции. 22.03.1918 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров, в котором говорилось о создании Северной группы воздушных лайнеров «Илья Муромец» численностью в 3 боевые единицы.

Очередной качественный этап развития этого направления авиации пришёлся на тридцатые годы ХХ столетия. В этот период молодую армию России вооружили новейшими воздушными машинами авиаконструкторов Туполева и Ильюшина. С первых дней ВОВ дальняя авиация России успешно выполняла боевые задачи в глубоком тылу врага, чем внесла неоценимый вклад в великую победу над врагом.

В послевоенные годы развитие стратегического воздухоплавания вышло на новый этап. На вооружение стали поступать современные самолёты «Ту» и «Ил», которые и составляют в настоящее время основу парка современной дальней авиации РФ.

«Илья Муромец» – первый в мире стратегический бомбардировщик

Первый в мире стратегический бомбардировщик был сконструирован при участии выдающегося авиастроителя И. И. Сикорского. Место производства «Ильи Муромца» – Русско-Балтийский вагонный завод. Первый раз воздушное судно поднялось в небо 10.12.1913 г. Самолёт до 1918 г. выпускался серийно в различных модификациях. Во время Первой мировой войны 23.12.1914 г. машины «Илья Муромец» были сведены в единую эскадру – первое в мире соединение боевых воздушных судов. Именно поэтому 23 декабря в России празднуется день дальней авиации ВВС России.

Самолёты «Илья Муромец» использовались как бомбардировщики, штурмовики или разведчики. Бомбовые снаряды могли быть размещены как внутри, так и снаружи, вертикально вдоль фюзеляжа. Для сброса снарядов впервые был разработан и использован электронный срабатыватель, а для обороны от вражеской авиации были установлены восемь пулемётов. По окончании Гражданской войны уцелевшие самолёты использовались для организации почтовых и пассажирских перевозок на маршруте Москва - Орел - Харьков. Воздушные суда «Илья Муромец» могли развивать максимальную скорость до 130 км/ч. Их высотный потолок достигал 3200 м, дальность полёта – до 560 км, а максимальное время нахождения в пути составляло около 4,4 часа.

Самолёт «ТБ-3» – первый бомбардировщик дальней авиации СССР

Разработка первого в СССР дальнего бомбардировщика началась в 1925 году. Уже в 1930-м его опытный образец, имевший секретную маркировку «АНТ-6», поднялся в небо. Первое серийное воздушное судно «ТБ-3» совершило свой полет в 1932 году. Эти самолёты применялись в качестве бомбардировщиков, военно-транспортных или десантных судов.

Стратегические машины «ТБ-3» хорошо зарекомендовали себя во время военных конфликтов в различных странах. В конце 1930 годов, в связи с развитием средств ПВО и истребительной авиации, машины устарели, и в 1938 г. их серийное производство прекратилось. Несмотря на это, стратегические самолёты «ТБ-3» выполняли боевые задачи и во время ВОВ.

За всё время производства было выпущено более 800 лайнеров различных модификаций. Такая машина обладала улучшенными техническими характеристиками: её максимальная скорость достигала 380 км/ч, высота полёта могла составить до 7000 м при его дальности около 3 тыс. км. Самолёт «ТБ-3» был способен удерживать до 2 тонн бомбовых зарядов.

«Ил-4» – основа дальней авиации во время Великой Отечественной войны

Дальний бомбардировщик под кодовым названием «ЦКБ-26» начал разрабатываться в КБ С. В. Ильюшина в начале 1930 годов. Первый опытный образец поднялся в воздух в 1935 г. Он был изготовлен из цельной металлической конструкции со свободнонесущими дюралевыми крыльями. Фюзеляж имел обтекаемую форму и имел овальное сечение. Дальность полёта опытного образца составляла до 3 тыс. км. Экипаж машины состоял из трёх пилотов, а её оборонительное вооружение было представлено тремя пулемётами. Демонстрация образца состоялась в 1936 году, а серийное производство было освоено в 1938 г. Такие машины получили новые двигатели, позволяющие развивать скорость до 445 км/ч. Бомбовая нагрузка составляла 2,5 тонны, также были улучшены оборонительные свойства воздушного судна. Самолёты дальней авиации России «Ил-4» по скорости и дальности полётов были лучшими в мире в своё время.

Также для ВВС военно-морского флота на базе такой машины был создан торпедоносец «ДБ-3Т», предназначавшийся для уничтожения морских целей и минирования фарватеров. Воздушное судно «ДБ-3Т» стало первой массовой российской моделью, которая могла выполнять определённые функции в акватории.

Во время ВОВ самолёт «Ил-4» стал основой российской дальней авиации, осуществляя рейды по глубоким тылам противника, воинским эшелонам техники и аэродромам. За все время производства было выпущено более 7 тыс. различных модификаций такого легендарного бомбардировщика.

«Ту-4» – первый в России воздушный носитель ядерного оружия

Сразу после окончания ВОВ дальняя авиация России осталась без необходимых машин. К тому времени воздушные двухмоторные суда «ИЛ-4» выработали свой технологический ресурс возможностей. Актуальным стал вопрос о создании стратегического бомбардировщика нового типа. Таким самолётом стал «Ту-4» – поршневая машина, которая являлась адаптированной копией американского воздушного боевого судна «В-29».

Этот бомбардировщик впервые поднялся в небо в 1947 году, а в авиационные части самолёт стал поступать в 1949 г. Освоение выпуска такой машины подарило стране современное воздушное судно нового типа и вывело СССР в лидеры стратегической авиации. «Ту-4» имел максимальную скорость 558 км/ч, его высота полёта составляла до 11 200 м при дальности до 6200 м. Такая машина была по-новому вооружена. Свыше 11 тонн боевой нагрузки мог взять на борт этот самолёт ВВС России. Дальняя авиация пополнилась уникальным представителем, имеющим возможность переносить на своём борту ядерное вооружение типа «РДС-3».

«Ту-16» – первый реактивный самолёт дальней авиации РФ

«Ту-16» является первым в России стратегическим самолётом дальней авиации, имеющим реактивный двигатель. Предназначение этой машины – решение различных стратегических задач. Инженеры конструкторского бюро Туполева начали трудиться над созданием самолёта в 1950 году, а уже 27 апреля 1952 г. первый опытный образец поднялся в небо. В конце года это воздушное судно запустили в серийное производство. Машины «Ту-16» впервые пополнили стратегические авиационные ряды в 1954 г.

Конструкция этого самолёта отличалась наличием стреловидного среднерасположенного крыла и оперения такой же формы. Фюзеляж самолёта состоял из пяти отсеков и имел круглое сечение. Кабина бомбардировщика отличалась повышенной герметичностью, была разделена на два отсека и усилена бронированным стеклом и защитными плитами. Экипаж самолёта состоял из шести пилотов. Основными двигателями машины являлись две турбореактивные установки различных модификаций. Бомбардировщик мог переносить до 9 тонн бомб, которые размещались в одном отсеке. Также «Ту-16» можно было вооружать двумя управляемыми ракетами крылатого типа «КС-1».

Модель «Ту-16» получилась настолько удачной, что на ее основе начали выпускать самолёты-разведчики «Ту-16Р», лайнеры-топливозаправщики «Ту-163» и первый в России авиационный ракетный комплекс «Ту-16К-10». Также этот бомбардировщик стал прототипом для реактивного пассажирского авиалайнера «Ту-104», который начали выпускать в 1964 году. Первый в России стратегический реактивный самолёт «Ту-16» по праву считается долгожителем отечественной и зарубежной авиации. Он был снят с вооружения только в 1994 году.

«Ту-95МС» – основа дальней авиации РФ

«Ту-95МС» – стратегический самолёт российской дальней авиации, предназначенный для нанесения ракетно-бомбового удара по стационарным объектам в любое время суток вне зависимости от погодных условий. Работы по проектированию базовой модели судна «Ту-95» начались в начале 1950 годов. В 1956 г. первые серийные машины поступили на вооружение в части дальней авиации.

В связи со стремительным переоснащением стратегического воздухоплавания США, российским правительством было принято решение о создании новейшего самолёта, который мог бы составить конкуренцию американской авиации. В 1981 году ряды дальней авиации РФ пополнил модернизированный самолёт «Ту-95МС».

Сегодня основная машина дальней авиации ВВС России является высокопланом с четырьмя турбовинтовыми двигателями, которые расположены на крыльях стреловидной формы. Судно оборудовано дифференциальными редукторами, с помощью которых вращаются в разные стороны два спаренных четырёхлопастных винта. Кабина экипажа расположена в носовой части фюзеляжа, она полностью герметична. Также имеется камбуз и туалет.

Ракетоносец оснащён современным радиолокационной установкой «Обзор», бортовым комплексом обороны, включающим в себя самые современные разработки российских военных инженеров, а также наступательным и оборонительным вооружением. В настоящее время у ВВС России имеется 60 самолётов «Ту-95МС» различных модификаций.

«Ту-160» – «Белый лебедь» российской дальней авиации

Самолёты «Ту-160» являются современными сверхзвуковыми ракетоносцами. В основе их конструкции лежит изменённая геометрия крыла. Эти представители дальней авиации РФ могут поражать важные цели противника ядерным оружием даже в глубоком тылу врага при континентальных военных конфликтах.

Работы по созданию такой боевой машины начались в 1975 году. Инженеры КБ Туполева сконструировали сверхзвуковой стратегический ракетоносец. В результате был создан «Ту-160» – свободнонесущий моноплан с крылом большего удлинения, на котором имелись четыре силовые установки. Конструкция самолёта позволяла разместить всё ракетно-бомбовое вооружение внутри в одинаковых отсеках. Экипаж самолёта – четыре пилота, для которых предусмотрена герметичная кабина в носовой части бомбардировщика.

Первые испытательные полёты начали проводить в 1981 г., а в конце 1980-х годов серийные машины стали поступать на вооружение. На сегодняшний день самолёт «Ту-160» обладает лучшими лётными характеристиками в сравнении с мировыми аналогами. Максимальная скорость машины на высоте составляет до 2000 км/ч, возле земли – 1030 км/ч. Практический высотный потолок может достигать 16 км, дальность полёта – до 13200 м. Сегодня на вооружении российской дальней авиации состоит 15 машин. Они носят название «Белый Лебедь».

В 2014 году страна отпраздновала знаменательную дату – 100 лет дальней авиации России. Подробнее об этом написано ниже.

День дальней авиации ВВС России

Праздничной датой для лётчиков дальней авиации РФ является 23 декабря. В 1999 году приказом Главнокомандующего ВВС России Анатолия Корнукова был определён день дальней авиации России. Дата 23 декабря выбрана не случайно. Именно в этот день в 1914 году была сформирована первая воздушная эскадрилья «Илья Муромец».

2014 год стал юбилейным – исполнилось 100 лет дальней авиации России. В связи с этим было проведено множество торжественных мероприятий. Немаловажным событием в праздновании столетнего юбилея стало открытие нескольких памятников и монументов, посвящённых главной ударной силе ВВС. Участие в этом процессе принял и совет ветеранов дальней авиации России.

Заключение

В настоящий момент дальняя авиация России, благодаря своим заслугам перед Отечеством, имеет полное право называться главной ударной силой ВВС РФ. Это подразделение является важным стратегическим резервом верховного главнокомандования. Воздушным отрядом, который может решать военные задачи вне зависимости от географического положения стратегического объекта, является именно дальняя авиация России. 2014 год стал юбилейным для этого подразделения ВВС. Ведь именно тогда страна отметила 100 лет со дня основания дальней авиации.

Комментарии