Ротко Марк. Картины в стиле абстрактного экспрессионизма
Абстрактное искусство, беспредметная живопись не поддаются холодному трезвому анализу. Творчество такого художника, как Ротко Марк, картины которого не содержат и намёка на объекты из реального мира – абстракционизм в чистом виде. Логика и поиск привычных аналогий могут мешать зрителю в восприятии способа самовыражения Ротко, в поиске которого художник прошел долгую и трудную дорогу.
Поиск своего пути
Маркус Яковлевич Роткович появился на свет в 1903 году в городке Двинске Витебской губернии (ныне латвийский Даугавпилс). Через 10 лет его семья эмигрировала в Америку, и ему пришлось пройти через многие жизненные испытания. Он не сразу нашел свой путь в жизни, случайно попав в художественную среду. В 30-40-х годах прошлого века именно США стали центром развития авангардного искусства – сюда были вытеснены абстракционисты из тоталитарных государств Европы.
В 1938 году художник принял имя Ротко Марк. Картины того периода он создавал под влиянием кубофутуриста Марка Вебера (1881-1961) и сюрреалиста Аршиля Горки (1904-1948). Поиск своего пути занял у Ротко долгое время. Он прошел периоды увлечения и фигуративной живописью: писал портреты и городские пейзажи («Женщина за шитьем»,1935 г., «В подземке», 1938). Сюрреалистические мотивы в его творчестве усиливались от увлечения новыми философскими идеями: интереса к бессознательному, к внутреннему миру отдельного индивидуума, к автоматизму выражения эмоций и впечатлений.
Сначала эпоха Великой депрессии, затем предчувствие новой мировой войны создали в обществе атмосферу, в которой терялись традиционные ориентиры. Художник ищет опору в мифологических сюжетах («Антигона», 1941, «Иерархические птицы», 1945), а затем приходит к абсолютно беспредметной живописи.
С начала 50-х окончательно формируется такой художественный феномен, как Ротко. Марк, картины которого представляли собой два или три параллельно расположенных прямоугольника, нашел свою дорогу. Живопись цветного поля – такое определение нашли критики для метода Ротко.
Простая форма для сложных идей
Художник сам не любил объяснять свои картины и не терпел, когда это делали другие. Он не пытался раскрывать замысел словами, поэтому в музейных залах, где представлен Марк Ротко – картины с названиями в виде порядкового номера и даты создания.
Он не мог принять, когда его называли абстракционистом, потому что считал свои картины отражением реальной жизни, живыми организмами, ищущими контакта со зрителем.
Отрицательно он относился к мнению о себе, как художнике – «колористе», хотя всегда тщательно работал с цветом, даже вручную растирал пигменты, добиваясь нужного колера и консистенции. Более важным он считал соотношения масс и объемов тех блоков, что составляли его композиции.
Картина как театр
В юности Ротко хотел серьезно заниматься драматическим искусством и едва не поступил на актерские курсы. Свои композиции он часто называл драмами, и их легко представить сценическими декорациями. Этим можно объяснить ещё один аспект влияния картин Ротко на зрителей.
Многие отмечают необыкновенное вовлечение в пространство живописи. Для экспозиции своих работ художник выбирал неяркий искусственный свет, почти полумрак. А расстояние, с которого он рекомендовал смотреть на картину, Ротко определял в 18 дюймов (45 см). Учитывая визуальную вибрацию границы цветных блоков, неоднородность красочного покрытия (подчас многослойного), можно объяснить возникновение движения вглубь пространства картины, рождающее дополнительные яркие эмоции.
Капелла Ротко
Насколько важны были для художника организация пространства картины и способы восприятия его живописи, можно понять из истории его работы над оформлением капеллы церкви при Институте религии в Хьюстоне. Огромные панно, написанные для капеллы, расположены в помещении, спроектированном с учетом пожеланий Ротко. Марк, картины которого в данном случае почти монохромны, участвовал в разработке дизайна и освещения зала.
Церковь, частью которой стала капелла, не относится к конкретной религии и посвящена Богу. Медитативная, отстраненная от мирского атмосфера наполняет восьмигранный зал с источником света, расположенным в куполе. В этом зале и разместил Марк Ротко картины. Фото показывает, какое сильное впечатление оказывает такая экспозиция.
Долгий путь к признанию
Личные жизненные обстоятельства художника не были легкими. Долгие годы бедности, неверие самых близких людей в его талант сильно влияли на него, поэтому творчество Марка Ротко трудно назвать оптимистическим. Даже композиции из блоков ярких и теплых цветов вызывают сильные драматические эмоции. Выражение трагизма в жизни общества и каждого индивидуума называют главной темой художника.
Смерть как последняя картина
В конце 60-х пришли слава, деньги, но навалились болезни, семейные неурядицы. 25 февраля 1970 года художник покончил с собой, вскрыв вены. Марк Ротко - картины, фото с ним заполнили все газеты и журналы - поставил подпись под последним своим произведением...
Говорят, что он не мог представить, как его картины покупают просто для декорирования интерьера. Проработав два года над заказом для самого дорогого ресторана в Нью-Йорке, Ротко вернул аванс и отказался от работы, когда представил жующих богачей, бросающих взгляд на его панно.
Лучшие мировые коллекции современного искусства нельзя представить без картин, которые написал Марк Ротко. «Оранжевое, красное, желтое», «Белый центр» - за эти картины заплачены на аукционах немыслимые миллионы долларов. Эти цифры особенно будоражат обывателей, видящих только неровно закрашенные пятна, не утруждающих себя сделать шаг навстречу новым идеям и эмоциям. А сколько стоит свобода, сколько стоит душевная боль человека и художника?