Краткое содержание: «Майская ночь, или Утопленница» Н. В. Гоголя

Прошла целая эпоха литераторства, и плеяда выдающихся авторов оставила свой самобытный след в литературе, но Гоголь и поныне для многих - настоящий кудесник слова. Поэтому рекомендуется читать авторский оригинал его творений, а не только краткое содержание. «Майская ночь, или Утопленница» и поныне удивляет читателей впечатляющей архитектоникой, уникальной структурой текстуального пространства и богатейшей палитрой слов. В ней присутствуют абсолютно все знаковые атрибуты произведений Гоголя: мистика, страх, смех. Писатель умело пугает читателя, рассказывая жуткие истории, щедро перемешивая их с сатирой и юмором.

Гипноз гоголевского слога

Повесть «Майская ночь, или Утопленница» выстроена именно в велеречивом слоге, это не просто обработанный фольклор, это - авторский вымысел, зачаровывающий смысловыми оттенками. Начав читать, буквально с первых строк этой повести попадаешь под гипноз гоголевского слога, умения выстраивать сюжетное повествование в тесном сплетении с фольклорными мотивами, и остаешься под впечатлением еще долгое время после того, как перевернул последнюю страницу. Никогда не передаст магии слова гения краткое содержание, «Майская ночь, или Утопленница» завораживает лишь в оригинальном прочтении.

Антологии и экранизации

Данное произведение впервые было опубликовано в 1831 году, после оно вошло в цикл-сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Также мистическая повесть входит в антологии: «Русская мистическая проза» (Russian 19-century Gothic Tales), в библиотеку русской фантастики «Киевские ведьмы. Том 4-й» . Интересно, как бы этот факт прокомментировал Гоголь? «Майская ночь, или Утопленница» была дважды экранизирована. Первый раз в Российской империи (в 1910 году) режиссер В. Кривцов выпустил киноленту по мотивам повести «Ночь в мае», а вторая экранизация принадлежит уже знаменитому режиссеру–сказочнику А. Роу, он снял фильм, используя краткое содержание. «Майская ночь, или Утопленница» вышла в прокат в 1953 году.

Фольклорные записи как основа

Для истинных почитателей таланта писателя не является секретом тот факт, что при написании повести автором были использованы фольклорные записи, которые он получил от родных и матери. Об этом свидетельствует его письмо к матери от 30.04.1829 года, в котором он настоятельно просит поведать ему «несколько слов... о русалках». Но не только эти мифические создания станут персонажами повести, в ней будут и другие герои.

"Майская ночь, или Утопленница" начинается со сцены нежного свидания Ганны и Левко. В последующих главах широко использованы народные поверья, предания об утопленницах, ведьмах и т. д. «Майская ночь, или Утопленница» (описание сюжета будет представлено ниже) не пересказывает ни один из известных сюжетов фольклора, повествование доносит до читателя поэтическую картину из колоритной жизни Малороссии. Гоголь как творец данного произведения - совершенно самостоятелен.

Аннотация, краткое содержание

«Майская ночь, или Утопленница» в основе сюжета содержит мотивы многих легенд об неуспокоенных, безвинно погибших душах. Нежная, прекрасная панночка смиренно терпит все издевательства мачехи-ведьмы. Но однажды, не в силах выносить мучения, девушка бросается в воду, тонет и в тот же момент становится русалкой. Но мачеха не собирается довольствоваться ее смертью, она коварна и мстительна. Ведьма также обращается в русалку, и теперь несчастная панночка не может свободно плавать.

За помощью она обращается к сыну головы – Левко, у которого совершенно не складывается личное счастье. Он искренне любит красавицу Галю, но на девушку, как оказалось, положил глаз и его отец. Голова не прочь с ней порезвиться, поэтому и думать не желает о свадьбе сына. Русалочка приходит к Левко во сне и самозабвенно молит парубка отыскать ее злую мачеху среди подводных дев. Догадливый герой некоторое время наблюдал за игрой мавок, русалки играли в коршуна. Левко обратил внимание на одну из девушек, которая выделялась своей злостью и хищностью: она настолько неистово бросалась на подруг, что создавалось впечатление, что для нее это вовсе не игра. Ведьма была обнаружена, а благодарная и счастливая панночка-русалка помогла несчастному влюбленному соединиться с возлюбленной Галей, приструнив государственной грамотой отца.

А что было потом?

«Потом» (период после публикации) для любого литературного произведения бывает двояким. Это или процесс тиражирования, переложения для театральной сцены, кинематографа, мультипликации; также широко практикуется заимствование сюжета множеством подражателей; многочисленные авторские иллюстрации, живопись на тему, детские игрушки по мотивам и т. д. Или, что случается наиболее часто – забвение.

Но эта печальная участь не постигла оригинальное произведение, не таков Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» - одно из самых захватывающих произведений писателя.

Певец украинского фольклора

Удивительно, но согласно постулатам русской литературной критики, Гоголь относится к реалистам. Однако его произведения можно назвать как угодно: фантастика, фарс, комедия, фольклор, "ужасы", мистика – только не копирование и описание реальности. Порой автор намеренно в своих творениях доводит нарастающий ужас до логического финала – мистической и ужасной смерти главного героя (панночки в данном случае). Впрочем, смерть у творца является понятием относительным, умершие в его повествованиях ведут довольно активную потустороннюю жизнь, периодически вмешиваясь в жизнь живых. Данная черта очень свойственна любому фольклору. Это еще одно доказательство тому, что Гоголь сознательно активно «продвигал» самобытный украинский фольклор, а всем известное описание украинской ночи – это и есть «Майская ночь».

Комментарии