Коммуна - это объединенный коллектив

Коммуна - это коллектив людей, сплотившихся для совместного проживания на началах общности имущества и труда. Созданное в единовременном порыве людей, данное сообщество пытается стать примером для государства в целом, показывая его идеальный вариант в уменьшенном формате.

Парижская коммуна – попытка изменить Францию

Первые коммуны организовывались еще в 19 веке. Но наиболее успешную попытку изменить мир к лучшему попыталась осуществить Парижская коммуна. Ее существование не было долгим, оно длилось всего лишь 2 месяца: с 18 марта по 18 мая 1871 года.

Называлось это сообщество «революционное правительство рабочих» или «государство для равных», как свидетельствует история. Парижская коммуна была создана с целью организации равных условий для всех жителей французской столицы, что значительно бы облегчило существование рабочему классу и восстановило справедливость.

Особенно ярко принцип равенства во всем просматривается в российских коммунах, появившихся сразу в послереволюционный период. Эти организации представляли собой трудовые ячейки обновленного советского общества, в которых отношения строились на теплоте внутреннего общения. Примером для этого являлась хорошая семья, а в основе лежала любовь, способная излечить большинство душевных болячек. Коммуна – это пристанище, обеспечивающее психологически комфортную жизнь и заботящееся обо всех, кто в этом нуждался и готов был жить по установленным правилам общности.

В отличие от общественных ячеек прошлых времен, современные коммуны руководствуются немного другими принципами, выступая борцами против существующей системы и пропагандируя анархию.

Детская коммуна – школа жизни для беспризорников

В начале 20 века с целью построения обновленного советского коллектива стали создаваться детские коммуны, представляющие собой воспитательные учреждения для борьбы с детской беспризорностью. В качестве яркого примера, являвшего собой социальный эксперимент, выделяется Детская коммуна имени Дзержинского, Колония им. Горького, а также Болшевская коммуна, взявшие под свою крышу большое количество детей, оставшихся без родителей после прошедших войн (Первой мировой и Гражданской). Общее число малолетних бродяг в 1922 году составило приблизительно 7 миллионов человек.

В детских коммунах, где работа и учеба были обязательными для всех, жизнь строилась на принципе самоорганизации и самоуправления, устанавливавшего нормы поведения и контролировавшего их выполнение.

Создавались разновозрастные отряды по 7-15 человек, дающие возможность старшим детям обучать младших, что обеспечивало связь поколений. У каждого отряда имелось свое место в столовой и спальне, а командиры раз в неделю собирались для решения организационных и хозяйственных вопросов. Выработанные в колонии принципы навсегда выдергивали детей из стайной кочевой среды, в которую они были брошены ужасами беспризорщины.

Антон Макаренко: методы воспитания

Антон Макаренко – известный педагог и писатель, руководивший колонией им. Горького, - в воспитательном процессе часто использовал так называемый метод взрыва, придуманный и успешно опробованный им самим. Суть его заключалась в сильном разовом воздействии на человека, доведенного до крайней точки конфликта, с целью принятия решающих изменений внутри себя самого: быть членом общества или покинуть его. Ведь создаваемый коллектив подразумевал перестройку попадающих в него людей в соответствии с собственными принципами: уважении к себе и окружающим, доверии, постоянной учебе и производительному труду.

Метод взрыва детская коммуна использовала при привлечении новых ребят. К беспризорнику на улице подходили отряды коммунаров, приглашающие к ним идти жить и работать. Причем ответ нужно было дать сразу, на месте. Если беспризорник соглашался, то в коммуну он направлялся с отрядом парадно одетых ребят, с оркестром и знаменем. Таким образом происходил обряд принятия, целью которого было потрясти, удивить, произвести незабываемое впечатление. В коммуне новых членов кормили, мыли, одевали в чистую одежду, старую тут же сжигали, что означало прощание с прошлым. Бежать от такой красивой жизни никому не хотелось, но чтобы в ней оставаться, требовалось учиться и работать. Криминальные задатки воспитанников направлялись в нужное русло, объединявшее коллектив такими рискованными предприятиями, как организация отрядов по борьбе с самогоноварением и незаконной вырубкой леса.

Принципы жизни в коммуне

В коммуне были приняты жесткие правила и строгая дисциплина, приближенная к военной и являющаяся одинаковой для всех: от преподавателей до воспитанников. Малейшие отступления от правил подвергались тщательному анализу. Эстетической стороне жизни также придавалось большое значение: чистота, порядок должны были быть во всем, начиная со своего спального места и заканчивая территорией, на которой размещалась коммуна. Это дисциплинировало воспитанников и приучало к бережному отношению к окружающему миру.

Конечно, перелом привычек происходил в течение длительного периода. Нельзя было ждать чудес от бывших алкоголиков, воров, наркоманов. Воспитатели, зная это, установили круговую поруку: один за всех, все за одного. Бывшие беспризорники, пожелавшие изменить жизнь и стать на правильный путь, установили для себя и других три основных правила:

  1. Хочешь – живи, не хочешь – уходи!
  2. Решил жить в коммуне – учись и трудись!
  3. Все несут ответственность за каждого.

Для самых неорганизованных воспитанников существовала коллективная форма общественного позора, но главным методом воздействия на нежелающих работать было их публичное оглашение «инвалидами труда». Сачковавших, как это ни странно, ставили в лучшие условия. Для прогульщиков, хулиганов и лодырей был организован «11 список». При невыходе на работу в обеденный перерыв на глазах у всех стол, за которым они должны были сидеть, накрывали черной скатертью и сервировали всем лучшим, что только могла предложить столовая. Вокруг рассаживался заранее подготовленный оркестр, игравший "Чижика", и читалась резолюция общего собрания, что "таких-то лиц держать на списке №11 5 дней". Ритуал, продолжавшийся несколько минут, вызывал всеобщее веселье и ставил ничем не смущавшихся ранее прогульщиков в тупик. Таким способом производилась коренная ломка сознания и пересмотр отношения воспитанников к труду.

Коммуна – фабрика лучших

Существование коммуны окупало не только свои потребности и нужды, но и несло пользу государству. В коммуне имени Дзержинского был создан первый в Советском Союзе завод электроинструментов, а чуть позже и завод фотоаппаратов, приносивший годовую прибыль стране около 5 миллионов рублей. Также положительной стороной являлось осваивание коммунарами сложных профессий.

Прекрасно образованные и воспитанные люди, ставшие достойными гражданами своей страны, – именно такими из своих стен выпустила учеников коммуна. Это сотни людей, которым на некотором этапе просто посчастливилось вовремя изменить свою жизнь в лучшую сторону благодаря грамотным преподавателям, дружному коллективу и, конечно же, себе самим.

Комментарии
Почему же мы так не живём? Да потому что негодяи, 😃 плесень на теле умирающей Планеты.