Тахограф - что это за прибор? Установка тахографа и закон о его применении
На многочисленных автолюбительских форумах и подобного рода ресурсах все чаще всплывает название такого неизвестного прибора, как тахограф. Что это такое, какие функции выполняет устройство и зачем его устанавливать, можно узнать, ознакомившись с соответствующей документацией.
Тахограф – что это? Краткие сведения о приборе
Что нужно знать в первую очередь? Прежде всего стоит ответить на вопрос: тахограф автомобильный – что это такое? Что делает этот прибор, и зачем он нужен, если есть штатный спидометр?
Тахограф – это контрольное бортовое измерительное устройство, обеспечивающее выполнение требований, регламентируемых ЕСТР (Европейским соглашением, которое упорядочивает работу транспортных средств).
Прибор предназначен для непрерывной индикации и одновременной регистрации таких показателей, как время, скорость движения авто, километраж пробега, распорядок работы (периоды отдыха и труда) водителей.
Кратким ответом на вопрос про тахограф: что это, - будет сравнение прибора с так называемым черным ящиком в самолетах. Более точные сведения можно получить при детальном рассмотрении функций и характеристик устройства.
Что дает установка тахографа?
Установить тахограф не проблема. В зависимости от типоразмеров устройство может размещаться в гнезде под спидометр или автомагнитолу.
Ежедневная запись информации может послужить для следующих целей:
- Точная регистрация километража пробега и скорости. Не секрет, что при подсчете величин стандартные спидометры опираются на свою программу, которая далеко не всегда отвечает точным значениям. При расчетах во внимание принимается эффективная окружность колеса (сколько оно проходит за полный оборот), что дает возможность довольно точно определить, сколько поворотов осуществляется за каждый километр пути. Штатный спидометр осуществляет расчеты несколько иначе, и конечный результат может существенно отличаться.
- Разрешение спорных ситуаций. Не просто так неопровержимым доказательством является информация, за которую отвечает блок СКЗИ тахографа. Что это такое? Зашифрованные данные, которые невозможно фальсифицировать. Информация поможет доказать водителю свою правоту сотрудникам дорожных патрулей и отстоять интересы в случае ДТП.
- Ведение бухгалтерской отчетности. Данные, получаемые с тахокарт или электронного тахографа, дают четкие сведения о работе персонала. Можно до минуты вычислить время работы и отдыха водителя, что помогает при оценке эффективности труда персонала или для начисления заработанных средств на предприятии.
- Организация работы предприятия. Поскольку данные, предоставляемые тахографом, невозможно фальсифицировать, некоторые аспекты деятельности предприятий можно четко структурировать. Так, требования к техническому обслуживанию средств передвижения свидетельствуют, что осмотр должен проходить не реже, чем через каждые 10 тыс. км. Показатели тахографа никак нельзя «намотать» или другим способом сдвинуть периодичность проверок.
- Гарантии безопасности. В одном из пунктов ЕСТР идет речь о том, что каждый из водителей должен возить с собой тахокарты за последние 28 дней. При помощи прибора можно зафиксировать любые передвижения автотранспорта, что существенно снижает риск возникновения непредвиденных ситуаций или же помогает досконально в них разобраться.
- Реализация дополнительных функций. Спрашивая: "Тахограф – что это?" - в первую очередь водители хотят узнать о практическом применении устройства. Кроме своих прямых функций, прибор можно использовать в качестве ограничителя скорости или для включения/переключения режимов аппаратуры на заданных скоростях.
Выше приведен далеко не полный список задач, которые помогают решать тахографы. Закон предписывает устанавливать оборудование практически на любой транспорт, осуществляющий пассажирские и грузовые рейсы, чтобы иметь возможность контролировать ситуацию на дорогах.
Особенности работы тахографов
Действительно, каковы они? Решив установить тахограф, необходимо рассмотреть основные особенности. А именно - конструкцию прибора, его составляющие и главные элементы. Предстоит дополнить ответ на вопрос: блок СКЗИ тахографа – что это, и за что отвечает данная деталь.
Главный «конек» измерительного прибора – наличие энергонезависимой памяти, за счет чего запись данных осуществляется в режиме реального времени, а получаемая информация может храниться годами. При этом вероятность несанкционированного доступа к элементам памяти устройства сводится практически к нулю.
Для получения записанной информации необходимо иметь 4 специальных ключа или смарт-карты. К последним относятся следующие типы карт:
- Водительская – для хранения данных касательно передвижений конкретного водителя за последний год.
- Карта автосалона или мастерской – для настройки тахографа, внесения изменений в его функционал.
- Карта предприятия или компании – для хранения и считывания всевозможной информации о предстоящих и осуществленных рейсах, о других данных, касающихся автомобилей конкретного предприятия. Кроме всего прочего, смарт-карты данного типа предназначены для исключения распространения информации компании.
- Инспекторская – для считывания информации с водительских карт. Позволяет ознакомиться со всеми нарушениями, имевшими место в подотчетный период (скорость, распорядок). Помогает исключить или устранить сбои в работе аппаратуры (перебои с питанием, некорректная работа датчиков).
В поисках ответа на вопрос: тахограф с СКЗИ – что это, можно с уверенностью сказать, что данный прибор предназначен не только для фиксации основных показателей, но и для надежного хранения информации.
Выбор модели тахографа
Не каждый цифровой прибор, не говоря уже об аналоговых (стрелочных), подходит под четкие стандарты, выдвигаемые к устройствам в рамках проекта ЕСТР.
Надлежащие сертификаты получили немногочисленные производители, среди которых и европейские разработчики, и отечественные предприятия:
- торговая марка VDO и фирма Continental Automotive GmbH;
- продукция компании Stoneridge Electronics;
- передовые новинки EFKON AG;
- точные приборы ACTIA;
- технологии "Инкотекс" (модель "Меркурий ТА-001" и выше);
- приборы "ШТРИХ" SM 10042.00.00-13 и SM 100.42.00.00.14;
- КЗТА (тахограф "КАСБИ DT-20M");
- ЗАО "Измеритель-Авто" (тахограф "ТЦА-02НК");
- компания "АТОЛ" (тахограф Drive 5);
- ООО "ИНТЕЛЛИК РУС" (тахограф "EFAS V2 RUS).
Прежде чем определиться с тем, какой тахограф установить, нелишним будет ознакомиться с реестром ФБУ «Росавтотранс». Там можно найти полный список моделей оборудования, разрешенных к применению на территории России.
В каких случаях необходимо ставить тахографы?
В первую очередь устанавливать приборы следует на авто компаний, занимающихся различными видами коммерческих перевозок. Существует целый список транспортных средств, в приборную панель которых необходимо монтировать тахографы. Законы предписывают устанавливать устройства на автобусы и другие виды транспорта, исходя из количества посадочных мест, максимального веса и типа транспортируемого содержимого.
Нужно ли ставить тахограф или нет, можно понять по следующим критериям:
- Количество пассажирских мест. Если количество мест без учета водительского больше восьми, то без установки устройства не обойтись. К данной классификации транспортных средств относятся любые авто категорий М2 и М3.
- Тоннаж транспортного средства. Установка устройства считается обязательной для любых транспортных средств с весом более 3,5 т. К данной классификации могут быть причислены любые авто категорий N2 и N3.
- При перевозке опасных грузов (взрывчатых или активных химических соединений).
Данные условия справедливы лишь для коммерческих перевозок, на которые следует устанавливать тахографы. Правила имеют множество пунктов и исключений, и чтобы убедиться наверняка, следует их внимательно перечитать.
В каких случаях следует опасаться штрафов?
Основной нормативный документ, на который следует опираться в данном случае, – Федеральный закон № 196 с последующими изменениями. В нем идет речь о безопасности движения на дорогах, расписывается методологическая база, позволяющая достичь оптимальных показателей.
С 1 апреля 2013 года юридические лица и частные предприниматели несут ответственность не только в случае отсутствия оборудования, но также при несоответствии его существующим стандартам. Например, штраф предусмотрен при выявлении неисправности, просроченного технического обслуживания или из-за несоблюдения водителем режима работы и отдыха (трудодень – не более 8 часов, непрерывная езда – не больше 4 часов).
При этом штрафы для водителей и руководства существенно различаются. Если в первом случае речь идет о 1-3 тыс. руб., то во втором штрафы значительно больше – 5-10 тыс. руб.
Не стоит забывать также о перечне неисправностей, за которые грозит материальное наказание. За сломанный тахограф можно поплатиться не только снятием с гос. номера транспортного средства, но и помещением автомобиля на штрафную стоянку (в случае транспортировки особо опасных веществ).
Обслуживание и настройка цифровых тахографов
После того как вопрос "Тахограф – что это?" рассмотрен нами со всех сторон, эксплуатация прибора не начинает казаться менее сложной. Даже сама установка устройства становится практически нерешаемой задачей для автовладельцев.
В случае любого сложного ремонта транспортного средства необходимо осуществлять дополнительную проверку точности показаний контрольного устройства. Поверки имеют определенную периодичность, но могут осуществляться при любом подозрении на неисправность аппаратуры.
На многочисленных форумах довольно часто задается ещё один вопрос: калибровка тахографа - что это такое? Нелишним будет выяснить также, для чего нужна данная процедура и из каких этапов она состоит.
Причины настройки приборов
Тарировка тахографов, которая иногда называется калибровкой, а иногда юстировкой, поверкой или проверкой, выполняется не только после их непосредственной установки. Основная задача данной процедуры – сделать показания устройства максимально точными. При этом необходимо не только учесть всевозможные погрешности, но и взять поправку на многочисленные факторы, вызывающие отклонения (особенности монтажа, внешние причины).
При этом прибор должен максимально точно регистрировать показатели конкретного транспортного средства, а значит, нужно провести синхронизацию и подстройку параметров.
Случаи, в которых поверка необходима
Тарировка тахографов необходима в нескольких случаях. При несвоевременном проведении обследований прибор может демонстрировать неверные показатели, а возможные отклонения от нормы будут постепенно усугубляться.
Контрольное устройство необходимо проверять в следующих случаях:
- После первоначальной установки. Данная процедура проводится после получения оборудованием регистрационного номера. Она дает возможность убедиться в работоспособности устройства и точности получаемых показателей.
- После повторной установки. Если прибор был перенесен с одного автомобиля на другой, необходимо подстроить его под конструкционные особенности нового авто.
- В случае замены регистрационного номера конкретного транспортного средства. В данном случае процедура носит, скорее, формальный характер.
- После ремонта самого тахографа, мест соединений или монтажа новых датчиков. Поверка даст возможность убедиться, что записываемые показания соответствуют действительности.
- При отсутствии специальных пломб и бирок. Пломбировка дает возможность обезопасить все узлы, участвующие в манипуляции данными, а бирка несет сведения о показателях прибора. Без этих данных устройство нельзя считать максимально эффективным.
- При изменении величины коэффициента автотранспорта. Данное значение отвечает за величину выходного сигнала между элементами транспортного средства и контролирующим устройством.
- В случае изменения эффективной длины окружности колеса или при замене шин. Процедура необходима для точного расчета километража и скорости транспорта.
- Если точное время спешит или отстает на 20 минут и более.
- По истечении двух лет после прошлой проверки.
Своевременные проверки оборудования дают возможность обеспечить безопасность водителя на дороге, в ином случае повышается не только риск возникновения непредвиденных ситуаций, но и возможность материальных взысканий.
Краткие итоги
Можно попытаться ответить на вопрос: тахограф автомобильный - что это такое, с нескольких сторон. Прибор должен быть установлен на коммерческих транспортных средствах крупных габаритов.
Устройство дает возможность обеспечить должный уровень безопасности, во что не сложно поверить, учитывая, как сложно (практически невозможно) исказить регистрируемые тахографом показатели.
Контраст можно прочувствовать сильнее, если сравнить современную цифровую аппаратуру с несколько устаревшей аналоговой.
Правда, владельцам стрелочных устройств придется (если ещё не пришлось) сменить ненадежные устройства.
Специалисты утверждают, что контроль скорости и пробега – вовсе не основная функция устройства. Особое значение уделяется возможности тахографов контролировать распорядок водителей.
В связи с этим некоторые байки дальнобойщиков могут остаться далеко в прошлом – никаких засыпаний за рулем и выездов на встречку просто не может быть под чутким надзором прибора.
Остается только надеяться, что правила, регламентирующие работу с данным типом оборудования, станут более гибкими. Уж слишком строго там прописан каждый пункт, начиная с выбора моделей и производителей. Прочитав НД, можно полноценно ответить на вопрос, тахограф - что это такое (фото устройств можно увидеть в данной статье).