Синдромом дефицита внимания. Дефицит внимания и гиперактивность

Характер каждого ребенка имеет свои особенности. Один любит тихо сидеть в углу и читать, а другой предпочитает шумные игры с друзьями. Но все имеет предел, так что в определенный момент мамы слишком уж шаловливых детей могут услышать про дефицит внимания и гиперактивность. Нужно ли пугаться?

СДВГ - что это?

Дети шалят - это знает каждая мама. Но излишняя активность может иметь под собой и какие-то медицинские основания. Синдромом дефицита внимания у детей младшего школьного возраста называют комплекс определенных симптомов, мешающих им успешно усваивать знания. Такие ребята импульсивны, постоянно отвлекаются, а концентрация на одной задаче для них - очень большая проблема.

Современная наука считает, что это болезнь, которая имеет под собой некоторые причины. В США и Канаде для диагностики и вовсе используется классификация психиатрических заболеваний. Но не стоит сразу пугаться и думать, что врачи в данном случае попытаются перевести ребенка в специализированную школу. Как правило, для этого нет никаких оснований. Впрочем, и совсем игнорировать это состояние тоже не стоит - отсутствие каких-либо мер может иметь в дальнейшем такие последствия, как проблемы с нормальной интеграцией в общество, ухудшение успеваемости, а вслед за этим могут потянуться комплексы, плохие отношения с родителями и учителями и прочее. К счастью, уже давно существуют методы коррекции этой особенности, в том числе и медикаментозные.

История синдрома

Впервые описание состояния, напоминающего дефицит внимания и гиперактивность, было найдено в записях немецкого психиатра Генриха Гофмана-Доннера, датированных 1846 годом. Однако сделано оно было не в научном журнале, а лишь в детской книге, посвященной сыну ученого.

Первое официальное упоминание этого состояния было сделано в 1902 году английским педиатром Джорджем Стилом, наблюдавшим за детьми с поведенческими проблемами, в том числе склонностью к излишней подвижности и деструктивной деятельности. Именно он предположил, что виной этому не плохое воспитание, а дисфункция центральной нервной системы. С этого момента началось активное изучение СДВГ. Что это такое, не совсем ясно до сих пор.

К середине двадцатого века излишне подвижным и рассеянным детям начали ставить диагноз "минимальная мозговая дисфункция", но в начале 80-х из этого довольно широкого понятия отдельно был выделен "синдром дефицита внимания". Лечение тоже нашлось, но о нем нужно поговорить отдельно.

Разновидности

В 1990 году была предложена классификация, выделяющая на первый взгляд два диаметрально противоположных проявления одного и того же состояния. Условно они были названы HD и ADD. К первой группе были отнесены двигательно расторможенные дети с плохой концентрацией внимания, импульсивные и с трудом контролирующие свое поведение. У остальных пациентов, напротив, наблюдается гипоактивность, вялость, быстрое утомление и потеря концентрации.

Распространенность

Сложно говорить о том, насколько актуальна проблема, связанная с синдромом дефицита внимания, поскольку не существует единых стандартов диагностики. В разных странах приводятся самые разные цифры: в США - 4-13%, в Германии - 9-18%, в РФ - 15-28%, в Великобритании - 1-3%, в Китае - 1-13% и т. д. При этом не учитываются взрослые с похожими проблемами, так что реальная статистика может быть еще более впечатляющей. Также отмечается, что среди девочек эта проблема гораздо менее распространена, чем среди мальчиков. У последних СДВГ диагностируют в 3 раза чаще.

Признаки

В научной литературе выделяется до 100 различных форм проявления, характерных для СДВГ. Но главное остается таковым: сниженная концентрация внимания, гиперактивность и склонность к деструктивной деятельности. Как уже было упомянуто, вялость и общий гипотонус также могут говорить об одной из разновидностей этой проблемы. Также в общем случае могут наблюдаться нарушения памяти, навязчивые движения, недостаточность навыков самообслуживания и развития мелкой моторики, несамостоятельность, импульсивность, резкие и частые смены настроения, повышенная раздражительность и возбудимость. В любом случае, заметив, что поведение ребенка резко отличается от того, что и как делают практически все его сверстники, можно и даже нужно проконсультироваться с врачом, хотя бы для собственного спокойствия.

Причины возникновения

Если раньше причины подобного поведения объяснялись пробелами в воспитании, то в последние годы заговорили о том, что дефицит внимания и гиперактивность могут проистекать из особенностей развития организма, а именно - нервной системы. Дело в том, что мозг продолжает формироваться и после рождения ребенка. Более того, самый активный период его работы приходится на второй-пятый годы жизни. Разумеется, этот процесс продолжается и позднее, но у всех созревание ЦНС происходит в разное время.

С другой стороны, наблюдение за детьми с СДВГ показало, что у них, особенно у ADD-разновидности, в процессе напряженного решения какой-либо задачи снижается кровообращение лобной доли мозга. Причем чем сильнее ребенок пытался сосредоточиться на задании, тем сильнее был выражен спад. Еще одна гипотеза связана с перенесением внутриутробной гипоксии, которая отозвалась спустя годы таким образом. Есть и теория, объясняющая это состояние нарушением катехоламинового обмена. Кто-то и вовсе считает, что эта особенность передается по наследству, аргументируя это характерными изменениями в структуре генов. Впрочем, несмотря на различные предположения, точный ответ на вопрос "СДВГ - что это" с точки зрения патогенеза пока остается загадкой.

Диагностика

Как уже было упомянуто, под синдромом дефицита внимания могут подразумеваться самые разные симптомы. И поскольку никаких признаков заболевания, кроме поведенческих проблем, пока не выявлено, медики вынуждены опираться на крайне зыбкую почву. Единой методики постановки диагноза не существует, в США и Канаде применяются свои опросные листы, а в Старом свете - свои. При этом часть критериев в обоих случаях может соответствовать поведению совершенно здорового, но, к примеру, крайне рассеянного ребенка. Характеристика дошкольного возраста вполне это подтверждает: становление личности может происходить совершенно по-разному, так что диагностика должна проводиться очень грамотным и опытным специалистом.

Впрочем, одними опросниками в случае сомнений дело не обходится. В диагностике СДВГ применяется томография, электронейромиография и эмиссионная спектрометрия, а также практически всем знакомая ЭЭГ, электроэнцефалография. Все это помогает лучше изучить состояния, при которых наблюдается дефицит внимания.

Лечение

Методики коррекции состояния гиперактивности и дефицита внимания делятся на медикаментозные и остальные. Первые большей частью применяются за рубежом, вторые многим российским мамам, не желающим пичкать ребенка лишний раз лекарствами, обычно оказываются гораздо ближе. Родители в Европе и Америке, напротив, обычно применяют немедикаментозные методики, лишь когда лекарства оказываются бессильны.

Чаще всего врач подбирает комплекс препаратов из групп психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропов. В международной практике свою эффективность в лечении СДВГ доказали два препарата: "Риталин" и "Амитриптилин" и их аналоги.

Немедикаментозная терапия также имеет успехи при ее правильном и последовательном применении. Прежде всего, необходимо пересмотреть образ жизни ребенка с точки зрения его круга общения и занятий. Игры лучше выбирать спокойные, без сильного эмоционального компонента, а партнеров по ним - уравновешенных и невозмутимых. Успешно применяется и психотерапия, в ходе которой происходит коррекция отношения ребенка к обучению, окружению. Благотворно влияют на СДВГ занятия, способствующие релаксации и снятию тревожности. В определенных ситуациях не лишней будет и семейная терапия - как показывают исследования, диагностированный синдром дефицита внимания у детей повышает риск депрессии у матерей примерно в 5 раз.

Несмотря на то что оба подхода по-своему хороши, наилучшие результаты по-прежнему достигаются с помощью их сочетания.

Профилактика

Не зная доподлинных причин, которые вызывают дефицит внимания у детей, сложно говорить о мерах его предотвращения. Разумеется, есть смысл для будущих матерей тщательно следить за своим состоянием, а после родов - за развитием ребенка. Многие неврологи считают, что симптомы СДВГ можно заметить примерно в 3-5 лет, а иногда даже на первом году жизни. С момента обнаружения этих признаков можно начинать коррекцию согласно немедикаментозным методикам лечения - они в любом случае не навредят ни одному ребенку. Стоит лишь помнить, что у детей с дефицитом внимания наблюдается довольно своеобразная работа мозга: после 3-5 минут активности ему необходима передышка.

Прогноз

Как правило, к подростковому возрасту с синдромом дефицита внимания бывает так или иначе покончено. Но это вовсе не означает, что СДВГ не требует лечения и проходит сам собой. Его игнорирование чревато если не неврологическими, то психологическими проблемами. К 14-15 годам ребенок может заполучить заниженную самооценку, пробелы в знаниях, отсутствие друзей. Учитывая то, что в этот период он и так будет проходить через нелегкое для себя время, своеобразный кризис, ни к чему оставлять проявления СДВГ без внимания, ведь это может сильно усложнить дальнейшую социальную адаптацию. Кроме того, исследования показывают, что в 30-70% случаев те или иные клинические симптомы синдрома наблюдаются и в более старшем возрасте.

Нарушения у взрослых

Да, такое происходит не только с детьми. Вопреки распространенному мнению, СДВГ - больше не характеристика дошкольного возраста или подросткового, этот диагноз может быть применен и к взрослому. Врачи пока неохотно признают это, списывая неорганизованность, забывчивость и постоянные опоздания на склад характера и недостаток силы воли. Но, как уже было упомянуто, в 30-70% случаев у детей с диагнозом СДВГ те или иные проблемы будут наблюдаться и позже.

Особенности деятельности в старшем возрасте, однако, накладывают свой отпечаток, так что нарушения внимания могут выражаться не совсем так, как у ребенка:

  • "зависание" во время выполнения дела или разговора;
  • нарушение концентрации внимания;
  • трудности в сосредоточении на задании;
  • плохая слуховая память, проблемы с воспроизведением информации, полученной в устном виде;
  • тенденция к игнорированию деталей, даже важных.

Есть и другая сторона монеты. Иногда люди с СДВГ могут впадать в так называемое состояние сверхконцентрации. При этом сосредоточение на чем-то одном может заставить забыть человека о времени и других делах. Что же касается гиперактивности, как правило, у взрослых она выражена гораздо меньше.

Комментарии