Профессия "продавец". Должностная инструкция продавца
На территории стран бывшего Советского Союза до сих пор продавец товаров ассоциируется с навязчивым, хамоватым человеком, который во что бы то ни стало хочет обмануть покупателя и получить от него как можно больше денег. Конечно, некоторые торговцы не далеко ушли от этого определения, но с развитием бизнеса и качества обслуживания клиентов этот стереотип все больше отходит в прошлое.
Описание работы
Профессия "продавец" не столь проста и очевидна, как может показаться на первый взгляд. Обобщенно, работник занимается реализацией товаров и услуг компании отечественным и зарубежным клиентам. Ими являются: предприятия, правительственные организации, физические лица. Но важен не только поиск новых покупателей, но и работа с постоянными клиентами. С развитием торговли обязанности должностные продавца значительно расширились, чтобы отвечать новым требованиям рынка. Конкуренция присуща практически всем отраслям, поэтому за каждого покупателя разворачивается нешуточная борьба.
Аналогичными, по своей сути, являются должности торгового представителя, консультанта и менеджера по продажам, представителя по развитию бизнеса.
Основные обязанности
Профессия "продавец" предполагает такие главные задачи для работника:
- Предложение/закрытие сделок с потенциальными и существующими клиентами на основе взаимовыгодного партнерства.
- Демонстрация продуктов, товаров и услуг новым и постоянным покупателям и помощь им в выборе тех, которые наиболее полно отвечают их потребностям.
Идеальный сотрудник
В зависимости от сферы торговли, метода осуществления продаж работник должен:
- Устанавливать, развивать, поддерживать деловые отношения с потенциальными и существующими клиентами в определенном сегменте рынка, чтобы создавать новые возможности для реализации товаров/услуг.
- Совершать телефонные звонки, личные встречи, делать презентации для покупателей.
- Исследовать новые источники для поиска потенциальных клиентов.
- Разрабатывать четкие и эффективные письменные коммерческие предложения/прайс-листы для покупателей.
- Способствовать устранению и решению проблем, связанных с обслуживанием клиентов.
- Координировать свои действия с отделами маркетинга, управления продажами, бухгалтерией, логистическим и техническим отделами.
- Анализировать потенциальные территории/рынки сбыта и определять их коммерческий потенциал.
- Создавать и вести план обслуживания существующих клиентов.
- Определять преимущества и сравнивать товары/услуги предприятия.
- Планировать и организовывать стратегию продаж с целью максимизации прибыли для определенной территории/сегмента рынка.
- Обеспечивать руководство устными и письменными сообщениями о потребностях клиентов, их проблемах, интересах, конкурентоспособности товаров/услуг предприятия на рынке, а также информировать о потенциально выгодных новых продуктах.
- Хорошо знать предназначение товара, его технические детали и обслуживание, конкурентные преимущества, методы рекламы.
- Участвовать в выставках и ярмарках.
Образование и опыт
Профессия "продавец" предполагает наличие определенных знаний и навыков. Работодатели предъявляют к соискателю вакансии такие требования:
- Уверенное использование соответствующих компьютерных программ (как правило, это Microsoft Office, 1С-предприятие, для интернет-магазинов – умение работать с популярными системами управления контентом и т. д.).
- Знание принципов продаж, обслуживания клиентов.
- Опыт работы в продажах.
- Опыт в проведении презентаций.
- Доказательства способности выполнять поставленные объемы продаж.
Личностные характеристики
Как и любая другая, профессия "продавец" требует наличия у человека определенных качеств. К ним относятся:
- очень хорошие навыки устной и письменной коммуникации;
- умение вести переговоры;
- стойкость и упорство;
- стрессоустойчивость;
- работа до достижения определенных результатов, целеустремленность;
- способность к планированию и разработке стратегий;
- убедительность;
- приспособляемость.
Продавец-кассир: должностная инструкция
Эта профессия также прошла свою эволюцию и обрела ряд новых требований. Спрос на нее только повышается, и получить работу довольно просто. Продавец-кассир должен:
- Получать оплату наличными и по терминалу, давать сдачу.
- Поддерживать кассовую дисциплину: считать деньги в кассе в начале и в конце смены, заполнять необходимые отчеты и выполнять требования бухгалтерии по оформлению документов.
- Выдавать чек, оформлять возвраты в соответствии с правилами внутреннего распорядка.
- Приветствовать клиентов.
- Поддерживать в чистоте и порядке свое рабочее место в кассовой зоне.
- Выставлять ценники, подсчитывать стоимость покупок при помощи калькулятора, кассового аппарата или оптического сканера цен.
- Выдавать купоны и материалы промоакций.
- Принимать и передавать начальству жалобы клиентов.
- Отвечать на вопросы покупателей, предоставлять информацию о товаре, способе покупки и оплаты, доставки и т. д.
- Взвешивать товары для определения цены.
- Предлагать и продавать подарочные сертификаты.
- Упаковывать покупку в фирменный пакет, коробку, упаковывать товар для транспортировки или предлагать пакет.
- Следить за кассовым аппаратом: убедиться, что в наличии имеется достаточно денежных средств для совершения торговых операций, и что он работает должным образом.
Модная работа
Успех магазина одежды во многом зависит от его персонала. И хоть иногда внимание излишне назойливого консультанта раздражает, настоящий профессионал поможет выбрать лучшее из ассортимента именно для вас и в кратчайший срок. Продавец одежды, согласно должностной инструкции, имеет такие обязанности:
- Приветствие клиентов, которые входят в магазин.
- Прием участия в контроле движения товара, учета остатков, оформления необходимых отчетов и документации, сообщение руководству о проблемных ситуациях.
- Помощь покупателям в поиске товаров.
- Обработка наличных и карточных платежей.
- Размещение товаров на полках и витринах.
Должностная инструкция продавца одежды также предусматривает, что работник должен:
- Отвечать на вопросы клиентов, давать советы и рекомендации по выбору.
- Выдавать чек, оформлять возвраты.
- Содержать магазин в чистоте и аккуратности, что включает в себя сухую и влажную уборку, раскладку товара, при необходимости – его отпаривание.
- Рассматривать жалобы клиентов, доносить их до начальства.
- Работать в рамках определенной политики, особенно это касается брендовых магазинов.
- Устанавливать ценники.
- Отвечать за безопасность в магазине, высматривать воров, не допускать мошеннических операций с кредитными картами и т. д.
- Обновлять информацию об акциях на витринах, стойках и т. д.
Как попасть на работу
Кто-то считает, что торговля — это удел необразованных неудачников, а кто-то — что это единственный путь к успеху в сегодняшнем мире. Профессия "продавец" как никакая другая обеспечивает возможность бурного карьерного роста. Чаще всего "потолок" определяется только способностями работника. На квалифицированных и талантливых торговцев всегда высокий спрос на рынке труда, поскольку каждая компания желает повысить продажи, и как следствие - доходы. Потенциальная эффективность будущего сотрудника оценивается на основе обзора достигнутых и запланированных целей, представление о которых дает резюме продавца.
Работодатель ожидает, что вы всегда, при любых условиях сможете закрыть сделку. Вы должны уметь «продать» себя так, чтобы у работодателя не осталось никаких других вариантов, как только нанять вас. Настоящий профессионал торговли целеустремлен, настойчив, харизматичен, но при этом старается как можно лучше решить проблему клиента. Ваше резюме должно отражать эти качества. Оно должно быть ориентировано на результат, а не просто быть списком мест работы и обязанностей в хронологическом порядке.
Важные элементы
Резюме продавца должно содержать следующие сведения:
- Обобщенный рассказ о вашей успешной карьере в сфере продаж, стратегиях, которые помогли вам добиться успеха в области.
- Раздел о ваших навыках и умениях, чтобы показать, что вы обладаете всеми качествами, присущими хорошему торговцу. Это увеличит шансы на то, что вас пригласят на собеседование.
- Резюме должно производить впечатление о вас как о человеке энергичном и целеустремленном. Поэтому употребляйте соответствующие фразы в начале предложений, например: достигнуто, улучшено, изменено, повышено, установлено, по инициативе, доказано, удалось, выстроено, оптимизировано и т. д.
Когда вы подаете резюме в крупную компанию, есть вероятность, что первым его будет обрабатывать компьютер путем отбора документов, в которых содержатся нужные ключевые слова. Позаботьтесь, чтобы они были в вашем файле. Это могут быть названия должностей, навыки, термины из сферы, к которой принадлежит предприятие, виды товаров и услуг.
Но ни в коем случае не лгите в резюме. Правда все равно когда-то откроется, и вы окажетесь в крайне неприятной ситуации. Если ваш реальный опыт продаж пока оставляет желать лучшего, то сделайте упор на быстрой обучаемости, энергичности и трудолюбии и подавайте резюме на те вакансии, которые вам действительно под силу.