Роль государства в экономической жизни (социализм). Функции государства в экономике
СССР расшифровывается как Союз Советских Социалистических Республик. Логично предположить, что все, кто хоть немного пожил в этой стране, отлично представляют себе, что же такое социализм. Определение в учебнике – вещь, конечно, полезная, но это теория. А вот жизнь в СССР – это практика! Так ли много общего?
Теория социализма
Социализм как философская концепция существует не одно тысячелетие. Его придумал вовсе не Карл Маркс. О социализме писал еще Платон, это была весьма популярная в древней Греции концепция. Весьма высоко ценили идеи социализма Кампанелла и Томас Мор. И только потом свое мнение по данному вопросу высказал Карл Маркс.
Каковы же основные идеи социализма? Отрицание идеи частной собственности и централизованное перераспределение благ. По мнению теоретиков-социалистов, именно такая организация общества позволит создать максимально справедливое, свободное общество, в котором все граждане будут равны. Правда, возникает вопрос: а кто будет распределять накопленные блага между равными гражданами? Еще более равные граждане? И не будет ли в их руках сосредоточена власть намного более значительная, чем у любого монополиста-буржуя или абсолютного монарха?
Недостатки теории
Этот вопрос – далеко не единственный. Таких логических неувязок в теории социализма множество. Именно поэтому он всегда существовал только как философская концепция, а авторы трудов, посвященных ей, именовались идеалистами и утопистами. Наиболее точно характеризует классический, рафинированный социализм определение «нежизнеспособный».
Сам Карл Маркс, убежденный сторонник этого философского течения, полагал, что для внедрения этой теории в жизнь человечество должно сделать эволюционный скачок. А в существующей действительности основные идеи социализма в чистом, первозданном виде неприменимы. Потому как вступают в прямое противоречие с основами человеческой психики. Увы, люди не совершенны, им не место в утопии.
Страны, пытавшиеся построить социализм
Идеалистическая философская концепция – наиболее точно характеризующее социализм определение. По истории этого течения можно сделать вывод, что попытки его практического применения – дело весьма рисковое. Крайне мало стран, избравших этот путь, добились успеха.
Точнее, всего одна – Швеция. Страны Южной Америки и Африки могут служить скорее антирекламой практического социализма, а СССР, хотя и добился определенных успехов, но слишком уж далеко отошел от основных принципов учения.
Иногда в качестве примера страны, достигшей в этой области успехов, называют Китай. Но вряд ли можно считать маоизм одной из ветвей социализма. Сами китайцы всегда считали себя коммунистами и националистами. Да и идеи гуманизма, на которые опирается классический социализм, маоизму чужды.
Поэтому, рассматривая опыт практического внедрения теории о всеобщем равенстве в жизнь, лучше опираться на опыт двух стран: Швеции и СССР. Они шли разными путями и по-разному трактовали учение о социализме. Да и результатов добились прямо противоположных. Но тем любопытнее их сравнить.
Экономика и госрегулирование
Любая политическая теория всегда опирается на экономику. Это – кровь и плоть системы, крыша и стены. Роль экономики в обществе – определяющая. И если поначалу политическое мнение может формировать хозяйственные и финансовые отношения, то потом ситуация меняется до прямо противоположной. Экономика в жизни общества играет ведущую роль, и чем раньше руководство страны это поймет, тем лучше. Классический пример такой ситуации – Россия 20-х годов прошлого века. Политическая воля уничтожила прежний экономический уклад и попыталась искусственным образом создать новый, соответствующий идеологии. И действительно, какое-то время этот кадавр просуществовал. Но грянул кризис, и власть вынуждена была корректировать идеологию и принимать меры по возрождению экономики. НЭП прямо противоречил всем провозглашаемым догмам. Но его нужно было ввести. Необходимо. Это был единственный способ стабилизировать ситуацию. Так в битве «деньги-идея» идея проиграла. Маркс был прав, материя все же первична.
Плановая экономика как монополия государства
Но ведь средства производства должны быть в коллективной собственности. А произведенные блага – распределяться, и, очевидно, централизовано. Это, собственно, и есть социализм. Роль государства в экономике, следовательно, должна быть определяющей.
В СССР дела обстояли именно так. После сворачивания политики НЭПа была введена плановая экономика, основанная на непосредственном контроле государства за экономической жизнью страны. Рынок в западном понимании этого слова в СССР отсутствовал как явление. Никакой саморегуляции спроса и предложения, никакой конкуренции. Все это заменяло централизованное планирование и искусственное регулирование. Такова была роль государства в экономической жизни. Социализм в Советском союзе понимался как «учет и контроль». И это выражение имело буквальное значение. Любой спрос, любая потребность тщательно рассчитывалась, и производственные мощности получали четкий заказ. Нужно вот столько стали, вот столько тракторов и вот столько пар детских сандалий.
Проблемы госрегулирования
Время производства заказанной нормы занимало пять лет, затем цикл повторялся. Экономика социализма такого типа не существовала сама по себе. Она была в роли исполнителя при государственной машине.
Обычно экономику сравнивают с организмом. Здоровым или не очень, сильным или слабым. Но – живым, не нуждающимся в указаниях: «Сердце, бейся, кровь – теки!» Функции государства в экономике Советского Союза были столь обширны, что ни о каком подобии организму и речи быть не могло. Разве что это – не совсем живой организм, подключенный к аппарату диализа, искусственным легким и водителю ритма одновременно. И, продолжая аналогию, вместо крови у него – какая-то стерильная плазма. Потому что советский рубль был не просто неконвертируемым. Он существовал вне курса, в экономическом вакууме.
Искусственный валютный рынок
Функции государства в экономике СССР были столь обширны, что официальный курс национальной валюты никак не был связан ни с реальной покупательной способностью валюты, ни с внешними котировками. Соотношение 1 рубль – 1 доллар существовало только внутри страны, нигде за ее пределами обменять рубли по такой цене было невозможно. Да и в Советском Союзе это соотношение было реальным только в пределах официальных сделок. Цены черного рынка были совсем другими. И как только страна отказалась от политики жесткой регуляции валютного рынка, курс рубля рухнул – точнее, занял ту позиции, которую и должен был занимать без искусственной поддержки.
В этом и беда искусственного регулирования экономики – существование внутри изолированного инкубатора со стерильной средой делает организм абсолютно нежизнеспособным. Нужно либо не покидать безопасную зону, либо готовиться к тому, что реальность сокрушит хрупкий стеклянный мир.
Чрезмерная статичность производства
Те же проблемы и у экономики, существующей в режиме жесткого регулирования. Она, конечно, стабильна – рыночные кризисы ее почти не касаются. Но плата за устойчивость – исключительная ригидность. Эта экономика не способна сама реагировать на неизбежные изменения реальности. И производство, и потребление регулируются в ручном режиме, а следовательно, соответствуют не действительным запросам, а представлениям об этих запросах, живущим в воображении руководящей структуры. Именно такова роль государства в экономической жизни. Социализм советского образца мог обеспечить граждан бесплатными квартирами, но не мог производить средства женской гигиены. Просто потому что потребность в квартирах значима в государственном масштабе, а потребность в прокладках – это мелочь, которую с высоты госуправления и рассмотреть нельзя.
Социальные гарантии в СССР
Но, наряду с такими очевидными недостатками, социально-экономическая система СССР была в своем роде уникальной. Да, прокладок не было – но квартиры-то были! Уровень социальных гарантий в СССР был на чрезвычайно высоком уровне.
Бесплатное жилье, бесплатная медицина, бесплатное обучение, гарантированное трудоустройство для выпускников... Возник любопытный парадокс: с одной стороны, средний уровень жизни в СССР был значительно ниже, чем в Европе или США. С другой же, он был действительно средним – то есть не было ни роскошных вилл для миллионеров, ни бомжей в картонных коробках. Можно говорить о том, что качество обслуживания в обычной советской больнице для непривилегированного пациента было ниже аналогичного во Франции или Англии. Но ведь можно и вспомнить, что во Франции или Англии человек без страховки практически теряет право на медобслуживание, а в СССР это была одна из социальных гарантий для всех.
Многие выпускники в Советском Союзе были недовольны распределением: далекие регионы, непрестижные предприятия. Сейчас, пожалуй, не один студент позавидовал бы этой практике. Гарантированная работа, бесплатное жилье, пускай и в общежитии, перспектива получения собственной квартиры.
Существующая в СССР социально-экономическая система, при всех своих недостатках, задала исключительно высокие стандарты в сфере заботы государства о человеке. А идеал просто недостижим.
Шведская альтернатива
Но роль социализма в экономической жизни может быть и другой. Швеция не отказывалась ни от частной собственности, ни от рыночной экономики. Но именно они построили «социализм с человеческим лицом», достигли цели, к которой больше 70 лет шел Советский Союз.
Шведы взяли из философской концепции лучшее – заботу о человеке, внимание к его нуждам и потребностям. И отказались от потенциально опасных из-за своей невыполнимости целей: отмены частной собственности и централизованного распределения. Шведская модель предполагает госконтроль за общественной и экономической жизнью – но только в сфере социальных гарантий. Ведь для этого вовсе не нужно монополизировать средства производства и уничтожать свободный рынок. Достаточно создать эффективную систему перераспределения.
Поддержка предпринимательства
К этому и свелась роль государства в экономической жизни. Социализм по-шведски – это справедливая система налогообложения и разумное, оправданное перераспределение средств.
В противоположность Советскому Союзу, эта страна максимально поощряет частное производство, особенно мелкое и среднее. Ведь это же идеальный вариант! Человек обеспечивает себя и работой, и средствами к существованию, да еще и платит налоги. И не нужно никому диктовать, сколько вырастить капусты, а сколько пошить рубашек. С этим отлично справится потребительский спрос. Чем больше зарабатывающих, состоятельных граждан, тем больше налогов они смогут заплатить, а следовательно, тем значительнее будут вливания в социальную сферу. При этом система налогообложения построена так, что предпринимателям выгодно увеличивать объемы производства, модернизировать и расширять предприятия.
Социализм по-шведски
Но это не означает, что шведы исключают регулирующую роль государства в экономической жизни. Социализм как забота о человеке достигается не с помощью монополизации производства, а путем оптимизации законодательной базы. Идея равенства нашла в Швеции практическое воплощение. Квалифицированные и неквалифицированные работники, мужчины и женщины – любой человек, выполняющий определенную работу, получает за нее деньги строго в соответствии с объективными факторами, такими как сложность задания и качество результата. Это – результат активности шведских профсоюзов, с которыми тесно сотрудничает государство.
Кроме этого, в стране исключительно высок общий уровень толерантности. Дискриминация по гендерному, расовому, религиозному признаку практически невозможна – наказание в этом случае не только сурово, но еще и неизбежно.
В Швеции нет системы всеобщих социальных гарантий, как в СССР, зато существует система государственных социальных страховок, которая распространяется на всех жителей. Каждый гражданин страны, независимо от уровня своих доходов, может рассчитывать на общественную поддержку в случае необходимости.
Таким способом шведы смогли реализовать утопическую теорию всеобщего равенства и защищенности, не отказываясь ни от частной собственности, ни от идей свободной торговли и предпринимательства.