Сочинение на тему "Дружба": правила написания, план и основная суть
Сочинение на тему "Дружба" - это, пожалуй, самое часто встречающееся задание в школьной программе. И к его выполнению стоит подходить не как к рядовому переписыванию (ни для кого не секрет, что сочинение сегодня почти никто не создает самостоятельно), а как к возможности поделиться своими мыслями.
Особенности жанра
По сути, сочинение на тему "Дружба" - это то же самое, что и эссе. Essai переводится как "очерк, проба, попытка". Есть такой жанр, как эссе, и подразумевает он написание небольшого произведения, свободного по композиции.
Уже эти особенности определяют то, каким должно быть сочинение: кратким, лаконичным, интересным. Но не стоит воспринимать это как рекомендацию ограничиться двумя маленькими абзацами. Необходимо написать немного, но по теме - то есть конкретно. Важно выразить собственные, индивидуальные впечатления, мысли и соображения. В плане функции и объема сочинение может граничить с небольшим философским очерком. Ассоциации, афоризмы, образность, антитетичность мышления, свободный стиль - вот что свойственно жанру эссе, соприкасающемуся с сочинением. По сути, это самый простой жанр, в котором школьники могут проявить себя. Им не знакомы такие понятия, как дайджест, обозрение, научная статья, репортажная заметка и т.д. А вот сочинение-эссе - лучшее, что только может быть выбрано для раскрытия их творческих писательских способностей.
Правила работы
Сочинение на тему "Дружба" должно иметь определенную структуру. К тому же желательно следовать некоторым принципам в процессе написания. Для того чтобы было легче оформить его, стоит помнить о правилах, которые помогут в этом.
Итак, сочинение полностью отрицает переписывание. Ни в коем случае нельзя заниматься плагиатом - очень важно уметь изложить именно ту информацию, которой владеет сам автор. В этом и есть ценность эссе. Особенно в случае с заданной темой. Морально-этические эссе следует писать самостоятельно, без какой-либо информационной или ознакомительной помощи - только так получится написать искренне.
Но школьникам можно обратиться к каким-нибудь источникам, чтобы направить свои мысли в нужную сторону. Это будет неплохой помощью и, можно даже сказать, ориентиром. Однако утверждения, выводы и идеи должны быть сугубо личными.
Эссе по схеме
Сочинение по плану писать проще всего. Если он есть, то почему бы не опираться на него? Причем имеется в виду не тот план, который выглядит как схема "вступление - основная часть - заключение", а несколько другой. Например: «Вступительная часть - 2-3 предложения о том, что такое дружба, плюс цитата известного писателя. Основная часть - объяснить главную проблему. Затронуть такие понятия, как "доверие", "надежность", "преданность", объяснить их важность и то, как они соприкасаются с дружбой», - и т.п. Необходим подробный план, который мог бы конкретизировать мысли. Так шансы запутаться в собственных идеях сводятся к минимуму. К тому же можно сверять написанное с составленным планом - это тоже помогает сосредоточиться.
Самое главное - понять и обозначить проблему
В общем, сочинение на тему, связанную с морально-этическими понятиями, должно идти от сердца. В публицистике действует правило: нельзя писать о том, о чём автор не имеет ни малейшего понятия, потому что его неосведомлённость в той или иной сфере просто испортит статью. У читателя сложится впечатление, что текст написал дилетант.
Сочинение на тему "Дружба" ("Любовь", "Верность" и т.д.) можно написать хорошо и красиво лишь в том случае, если сам человек понимает, что скрывается под этими знакомыми словами. Можно допустить ошибки в плане структурирования эссе. Однако если само сочинение написано сухо, банально, и в нём не присутствует смысловая нагрузка - оно не будет интересным. Текст должен затронуть душу читателя и заставить его задуматься. И совершенно не важно, кто будет читать эссе - учитель, одноклассник, родитель или редактор журнала.
Так что написание сочинения - это не просто отработка орфографических и грамматических навыков, а ещё и возможность проявить себя как автора и, возможно, будущего публициста.