Истребитель "Тайфун": характеристики и фото
Со времен Второй мировой войны и Вьетнама стало очевидно, что без воздушной поддержки выиграть вооруженное противостояние очень сложно. Все последние годы ознаменованы быстрым развитием штурмовой и истребительной авиации, причем промышленность привлекает для этого все новые и новые научные разработки.
Сразу заметим, что его далекий предок, «Тайфун», - истребитель Второй мировой войны, также отличался высокой маневренностью и прекрасными боевыми характеристиками.
Основные сведения
По своей сути, это двухдвигательный истребитель четвертого поколения. Отличается треугольным крылом и построен по схеме «утка». Следует заметить, что модификации «Тайфунов», которые были выпущены в последние годы, относятся к поколению 4+ или 4++. Вообще же, разработка столь перспективного самолета была начата в далеком 1979 году.
Выпускается машина сразу в четырех вариантах. Отдельные версии есть для Британии, Германии, Италии и Испании. Особенно интересен тот факт, что детали для выпуска самолетов выпускаются не в одном месте: этим занимаются сразу несколько авиастроительных консорциумов.
Государственный подряд
Давайте перечислим те из них, которые выпускают наиболее важные части фюзеляжа и двигателя:
Alenia Aeronautica. Делает заднюю часть корпуса, флапероны, а также крылья левые.
BAE Systems. Частично дублирует первого производителя в выпуске деталей для задней части самолета, занимается производством передней части фюзеляжа (вместе с ПГО), гаргрота, фонаря. Отвечает также за хвостовой стабилизатор.
EADS Deutschland. Делает центроплан, а также занимается выпуском центральной части корпуса.
EADS CASA. Компания производит предкрылки и правое крыло.
Главные конструктивные особенности
Вообще, истребитель «Тайфун» создан во многом с учетом использования самых передовых достижений электроники и самолетостроения. Конструкторы сделали многое ради того, чтобы обеспечить максимальные характеристики маневрирования, причем даже при заходе на атаку под предельными углами.
Самолет-«невидимка»
Чтобы снизить заметность машины для радаров, передняя кромка переднего же оперения выполнена из материала, поглощающего радиоволны. Хоть официально истребитель «Тайфун» не относится к категории машин, выполненных по технологии «стелс», при его производстве активно используются технологии и материалы, которые способны эффективно рассеивать радиоизлучение. Вообще-то, такая задача и ставилась перед конструкторами изначально: сделать самолет как можно более незаметным с передней части для современных средств радиолокационного обнаружения.
Что было сделано для достижения этой цели? Во-первых, воздухозаборники максимально утопили в корпус, входные каскады двигателей замаскировали особыми устройствами. Все несущие плоскости крыла и передние кромки стабилизаторов и оперения покрыли с переднего края материалами, поглощающими излучение радаров. Кроме того, подвески управляемых ракет также максимально приблизили к корпусу, что также дает возможность скрывать их от излучения радаров противника.
Здесь нужно упомянуть, что в настоящее время «Тайфун» - истребитель-бомбардировщик многоцелевого назначения, а потому обеспечить его полную незаметность невозможно в принципе (да оно и не так нужно).
Основные разработчики
Практически все новые компоненты и сплавы, которые позволяют добиваться столь высоких показателей, были разработаны инженерами концерна EADS/DASA. Кроме того, эта же компания была в числе создателей, а затем и производителей многих важнейших конструктивных элементов самолета. К таковым относится практически вся передняя кромка обоих крыльев, внешние и внутренние поверхности воздухозаборников, а также рули высоты и прилегающие к ним компоненты.
Основные материалы, которые были использованы в конструкции
Использованных материалов множество, причем традиционных для авиации сплавов алюминия не так уж и много. Так, более 40 % от всей массы планера составляет углепластик. Количество сплавов лития и алюминия доходит до 20%, на чисто алюминиевые сплавы приходится 18%. Высокопрочные материалы на основе титана занимают 12 %, а на долю стеклопластика приходится 10%. Поверхность самолета на 70 % закрывает углепластик, 12 % занимают материалы на основе стеклопластика.
Еще при первоначальном планировании конструкции самолета в техническое задание было заложено условие о том, что вес пустого самолета не должен превышать 9999 килограммов. Кроме того, конструктивно заложена возможность использования в конструкции новых сплавов на основе магния и алюминия. Ресурс планера составляет не менее шести тысяч часов. Таким образом, истребитель «Тайфун» заметно выигрывает у американского F-35, у которого этот показатель колеблется в пределах 2-4 тысяч часов.
Характеристики конструктивных элементов
Корпус выполнен по схеме полумонокока. Имеется довольно эффективная накладная броня кабины, которая защищает летчика от огня индивидуального стрелкового оружия. Фонарь кабины — цельноформованный, сравнительно далеко выступает за корпус. Такое решение позволило обеспечить летчику максимально хороший обзор. Это чрезвычайно важно в условиях современного маневренного воздушного боя. В этом случае истребитель «Тайфун», фото которого есть в статье, является одной из лучших машин НАТО.
Как мы уже и говорили, в конструкции была использована схема с однокилевым оперением, которое имеет довольно большую площадь. Довольно заметен массивный воздухозаборник системы теплообмена. Вся обшивка крыльев делается из особо прочного углепластика. Впрочем, есть и одно исключение. Речь идет о контейнерах и отклоняемых носках, которые располагаются на концах крыльев. Они сделаны из сплавов алюминия и лития.
Общая площадь горизонтального оперения составляет 2,40 м2. На его изготовление также идут легкие полимеры (в большинстве своем). Проще говоря, истребитель «Тайфун» (фото вы можете увидеть в этом материале) является высокотехнологичным самолетом, производство которого попросту невозможно без мощной промышленной базы.
Шасси
Шасси самолета — трехопорное. Оснащено одноколесными стойками. Особенность в том, что первые две уходят в направлении корпуса, тогда как передняя убирается вперед. Еще одна необычная для техники НАТО черта — шасси прекрасно оптимизировано для посадки на очень грубые, плохо отремонтированные взлетно-посадочные полосы. Но здесь есть проблема. Изначально предполагалось, что минимальная длина ВВП для посадки будет равняться пятистам метрам. По этому показателю истребитель «Еврофайтер Тайфун» также должен был стать передовым.
Разработка двигателя, основные спецификации силовой установки
Двигатель начали разрабатывать в далеком 1983 году. Работы начались далеко не на пустом месте: за основу взяли движок от самолета «Торнадо». Впрочем, есть сведения, что силовая установка была взята от экспериментальной машины Rolls-Royce XG.40. Как бы там ни было, стендовые испытания были начаты только в 1988 году.
Результатом разработок стал EJ200. Это двухконтурный турбовентиляторный движок, одной из отличительных черт которого является массивная форсажная камера. Турбинные лопатки изготовлены с широким использованием монокристаллических материалов, все диски изготовлены по методу порошковой штамповки. Система управления силовой установкой полностью цифровая. Более того, двигатель имеет встроенную диагностическую систему. Практически все неподвижные части двигателя изготовлены из композитных материалов. Камера сгорания защищена от износа составом на основе керамики.
Такое внимание к деталям и делает истребитель «Еврофайтер Тайфун» одним из наиболее долговечных боевых самолетов современности. Так, по состоянию на 2010 год уже было собрано более 250 движков, ресурс которых был доведен до 10 тысяч часов.
Воздухозаборник располагается под фюзеляжем, его контуры неизменяемые. Боковые стенки прямые, нижняя — криволинейная. Вертикальной перегородкой эта конструкция разделена на два канала, причем нижняя часть каждого из них может отклоняться, обеспечивая лучший приток воздуха при сильных нагрузках.
Технические характеристики двигатели
Заметим, что еще на этапе проектирования самолета Германия, Великобритания, Испания и Италия подписали договор, по которому страны обязывались совместно разрабатывать и модифицировать силовую установку для Eurofighter Typhoon. Главной особенностью двигателя является даже не его долговечность и ресурс, а модульная конструкция. Это смелое техническое решение позволило сократить время, необходимое для его демонтажа, до 45 минут.
Двигатель имеет следующие характеристики:
Тяга «на сухую» составляет 6120 кгс.
Форсажное значение показателя – 9097 кгс.
При условии обычного полета расход топлива варьируется от 0,745 до 0,813 кг/кгс в час.
В форсажном режиме этот показатель уже куда больше - от 1,65 до 1,72 кг/кгс в час.
Температура выбрасываемых турбиной газов может достигать 1840°К.
Среднестатистический расход воздуха составляет 76 кг/с.
Основной диаметр турбины - 740 мм.
Общая длина силовой установки - 4 метра.
Вес ее составляет 989 кг.
Ресурс старых модификаций - 6 тыс. часов, но современные движки могут летать уже по 10 тысяч.
Интервал между проверками двигателя - 1 тыс. часов.
Вот чем характеризуется «Тайфун» (истребитель). Мощность самолета такова, что он может развивать максимальную скорость до 2-х Махов, что составляет порядка 2,5 тысяч километров в час.
Запасы топлива
Системы управления полетом
Система управления полетом квадруплексная адаптивная. Заметим, что резервного механического канала нет. Именно за счет сложных электронных систем обеспечивается высочайшая маневренность на предельных скоростях полета, а также уверенное поведение самолета в таких условиях. Система переднего обзора PIRATE и импульсно-доплеровская станция ECR90 входят в состав основного комплекса вооружения.
Навигационная система инерционная. Имеет кольцевые лазерные гироскопы, пилот может пользоваться специальным индикационным прицелом, а также аппаратурой, которая в автоматическом режиме прогнозирует приоритетные средства нападения противника. Кроме того, та же система отвечает за определение маневров уклонения и атаки вражеской техники. Разумеется, электроника может давать рекомендации по той системе вооружения, которую наиболее рационально использовать в воздушном бою.
Оборонительные системы и системы нападения
Наиболее дорогой электронной начинкой является система DASS. Ее долгое время создавали передовые институты Германии и Великобритании. Система обрабатывает и интерпретирует данные, которые самолет получает от лазерного и радиолокационного оборудования. Именно она отвечает за выброс ложных целей и источников активных помех. Контролирует она и пассивные средства защиты самолета. Располагаются контейнеры с этим оборудованием на крыле. Лазерный дальномер с функцией указания цели также располагается на концевом отделе крыла.
Заметим, что этот истребитель в принципе не имеет внутренних отсеков для вооружения. Их заменяют подвесочные внешние узлы, которые значительно упрощают обнаружение самолета для систем радиолокации противника, но так можно значительно расширить номенклатуру используемого вооружения.
Специально для этой модели истребителя были спроектированы и используются полуконформные баки для топлива.
Всего самолет имеет тринадцать подвесочных узлов. На них, как правило, размещают до четырех неуправляемых ракет «Скайфлэш» (ВВС Великобритании) или «Аспид» (ВВС Италии). Размещаются они в слегка «утопленном» положении под корпусом самолета. Также допускается размещение двух малых управляемых ракет ASRAAM или AIM-9. Их подвешивают на узлах под крыльями.
Всего самолет может комплектоваться десятью ракетами "воздух-воздух", но и в этом случае взлетная масса машины не должна превышать 18 тонн. Для подвешивания дополнительных топливных баков предназначены три отдельных узла подвески. Заметим, что многоцелевой истребитель «Тайфун» дополнительно оснащен автоматической пушкой калибра 27 мм, производством которой занимается фирма «Маузер».
Бомбовая нагрузка
Распределение средств для производства
Всего запланировано было произвести 620 машин этого типа. Так как изначально было четыре государства, которые изъявили желание участвовать в программе, самолеты были распределены между ними, в соответствии с имеющимися производственными мощностями.
Так, заводы Великобритании обязались собрать 232 «Тайфуна», в Германии собирали 180 единиц, на долю Италии достался 121 самолет. Испанцам, из-за плохих производственных условий, доверили собирать только 87 истребителей. Первые самолеты начали поступать уже в 2003 году. Великобритания также получила первые истребители этой модели в то же время, причем часть из них сразу же пошла на формирование 17 эскадрильи. В ней самолеты самым тщательным образом тестировались. Как ни странно, официально в ВВС Евросоюза самолеты поступили только 1 июля 2005 года. В первой партии было поставлено 148 штук истребителей, причем все из них до сих пор в строю.
Уже в 2002 году правительство Австрии выразило заинтересованность в приобретении 18 единиц техники, вложив в производство сразу 2,55 млрд долларов. Однако уже в июне 2007 года из-за приближающегося кризиса договор был пересмотрен: согласно новым условиям, австрийцы хотели получить уже 15 самолетов, причем в более «куцей» комплектации. На сегодняшний день аналогичные договоры заключены с ОАЭ и еще рядом заказчиков. Сообщается, что заводы ЕС должны поставить по ним сразу 707 истребителей.
Соглашение о начале производства второй партии было подписано 14 декабря 2004 года. Впервые самолет этого транша поднялся в воздух в 2008 году. Каждый многоцелевой истребитель «Тайфун» (фото машин есть в статье) полностью сопровождается производителем от выпуска и до конца гарантийного срока.
Отличия модификаций
Первоначально считалось, что самолеты этой модели будут использованы исключительно для боев против вражеской авиации. Но после начала кампании в Афганистане их начали активно применять для подавления наземных целей. Кстати, действовал ли истребитель «Тайфун» против МиГ? Вряд ли. Да, в Афганистане советские машины оставаться могли, да вот только к тому времени там не было уже ни одного летчика, который бы мог поднять их в воздух.
Модернизированные машины уже в 2008 году с полным на то правом могли называться многофункциональными истребителями. Их можно отличить по аббревиатуре FGR4 (если в названии есть T3, перед вами — двухместная версия самолета). До новой модификации все имевшиеся «Тайфуны» были модернизированы до конца 2012 года. В настоящее время полным ходом разрабатывается истребитель «Тайфун 5». Характеристики его пока неизвестны.
Улучшения вылились в значительное усиление стоек шасси, полностью новый комплект бортового оборудования, в том числе улучшенную систему авионики. Кроме того, были значительно усилены системы вооружения типа "воздух-земля", что было продиктовано необходимостью исполнения самолетом функций штурмовика. В данный момент ведутся переговоры о создании третьего поколения этих истребителей. На них у стран ЕС большие планы: считается, что в одной только Великобритании должно быть не меньше 170 «Тайфунов» до 2030 года.
В третьей версии самолеты получат полностью конформные топливные баки, в очередной раз будет полностью заменена бортовая электроника. Что еще важнее, истребитель будет комплектоваться более мощной силовой установкой, а также радиолокационной станцией с фазированной активной антенной решеткой.
Но наиболее интересной является модификация «Тайфуна», предназначенная для ВВС Великобритании (истребитель «Тайфун MK 1»). В этом варианте самолет получил совершенно новые системы указания целей и лазерные дальномеры, которые были специально разработаны израильской оборонной компанией Rafael. Значительно улучшено и бомбовое вооружение. Так, предусмотрено наличие управляемых бомб весом по 450 килограмм. Их производит американская корпорация Raytheon. Они имеют возможность наведения по лазерному лучу, а также систему GPS-коррекции.