СУ-24: характеристики бомбардировщика (фото)
Редко какой самолет подвергался более масштабным изменениям конструкции в процессе проектирования, чем Су-24. Характеристики этого фронтового бомбардировщика заказчику (Министерству обороны СССР) постоянно требовались все более высокие, и авиаконструкторам приходилось несколько раз пересматривать не только частные технические решения, но и общую концептуальную схему. Результат превзошел ожидания: аппарат получился на славу и, пережив свой век, оказался востребованным даже в третьем тысячелетии.
На чистом энтузиазме
В пятидесятые годы весь мир оказался во власти «ракетной истерии». Военным теоретикам казалось, что самолеты как ударная сила, если и не полностью устарели, то уж, по крайней мере, утратили свое решающее значение в современном бою. В полной мере эти умозаключения касались и штурмовой авиации. Впрочем, эту крайне смелую точку зрения разделяли не все, и разработка штурмовиков все же продолжалась. В рамках экономии бюджетных средств КБ П. О. Сухого занималось адаптацией очень удачного самолета Су-7 для придания ему способности решать боевую задачу поддержки наземных войск в сложных метеоусловиях. Собственно, под видом работ по модификации коллектив на самом деле создавал совсем новую машину, а версия об улучшении старой была выдумана для партийных чиновников, навязывавших «технарям» свою генеральную линию. Рассматривались различные варианты компоновки, учитывающие возможность размещения сложной электроники, без которой современный штурмовик не смог бы стать грозной силой.
Творческий поиск
Результатом творческих мук стал сначала Су-15, снабженный всепогодным навигационным комплексом «Орион». Но требования военных становились все жестче, им теперь нужно было, чтобы штурмовик мог взлетать с грунтовой полосы, причем короткой. Поиск оптимального решения продолжался, в конструкцию были добавлены дополнительные двигатели, поднимающие летательный аппарат в момент взлета. Но все это было не то. О. С. Самойлович, руководитель проекта, ломал голову над разрешением этого ребуса. А подсказка пришла, как ни странно, от вероятного противника.
Дело было в 1964 году, Хрущева совсем недавно сняли, а новое руководство страны мыслило не столь романтично, зато прагматично. Проектирование боевых самолетов вновь получило полноценное финансирование. Конструктор Самойлович вылетел в Париж, на аэрокосмическую выставку. Он там увидел кое-что интересное.
Американец в Париже
Они внешне очень похожи - американский F-111 и наш Су-24. Фото, характеристики и боевые возможности, а главное, назначение этих двух самолетов очень близки. В каком-то смысле Самойлович допустил прямое заимствование общей компоновочной схемы, впрочем, вполне оправданное. Фирма «Дженерал Дайнемикс» с гордостью выставила свое детище на международном салоне в Ле-Бурже. Видеть самолет могли все желающие, но главный конструктор не сразу решился к нему близко подойти. Затем он взял свой «ФЭД» и в этот момент понял, каким будет Су-24. Фото самолета F-111 в Москве рассматривали очень внимательно, инженеры восхищались мастерством соперников и комментировали увиденное.
Разумеется, о том, что конструкция «украдена» у американцев, и речи быть не может. Секреты фирма «Дженерал Дайнемикс» хранить умеет, и если советская сторона получила к ним доступ, то случилось это намного позже. А пока О. С. Самойловичу хватило и внешнего вида. Как в таких случаях писали на своих чертежах древние римляне, «умному довольно».
Общая схема
Дополнительные подъемные двигатели, уменьшающие разбег машины при взлете, были признаны решением неправильным. Работают они только в первые секунды, а нести их самолет должен все время. Другое дело - крыло изменяемой стреловидности, его преимуществами можно пользоваться на протяжении боевого задания, переводя штурмовик в разные скоростные режимы.
Вместе с тем возникли некоторые сложности с вооружениями, которые должен был нести на внешних подвесках Су-24. Бомбардировщик автоматически направляет пилоны ракет и бомб параллельно вектору курса - для этого потребовалась особая согласующая электромеханическая система. Просторный отсек для двух антенн РЛС позволил разместить мощную БРЭА, которой не было у предшествующих моделей самолетов фронтовой поддержки КБ Сухого. Но главные сложности были впереди.
Настильный полет
Назначение тактического бомбардировщика состоит в том, чтобы наносить ущерб противнику в широкой (до 800 км) прифронтовой полосе. Чтобы реализовать эту задачу, нужно иметь техническую возможность преодолеть рубежи ПВО, которые, соответственно, будут предсказуемо осуществлять максимальное противодействие. В шестидесятые годы радиолокаторы были не столь совершенны, как сегодня, и цели на малых высотах «видели» не всегда. Это же касалось и бортовых РЛС, которые не могли различать объектов на фоне земли. Американский F-111 летал на предельно малой высоте, огибая рельеф. Эту же задачу поставили и для конструкторов Су-24. Характеристики скоростные при этом не снижались, требовался уверенный «сверхзвук» даже во время настильного полета.
Система поддержания безопасного огибания препятствий работает в двух режимах - ручном и автоматическом. Учитывая элементную базу 60-х (преимущественно лампы), остается лишь восхищаться этим достижением.
Расход топлива и боевой радиус
В те далекие годы вопрос экономии топлива остро не стоял. Однако расход керосина влиял на очень важный показатель – дальность. Чтобы ее повысить, требовалось революционное решение – переход на экономичные двухконтурные двигатели. В режиме форсажа они развивали меньшую тягу, чем обычные ТРДФ, но, как показывал опыт, тактическому бомбардировщику возможность резкого увеличения скорости практически не нужна. Проектированием специальных двигателей занялось конструкторское бюро Люльки и Туманского («Сатурн»). Они предназначались исключительно для Су-24. Боевой радиус самолета существенно увеличился - он превысил полтысячи километров.
Сядем рядком…
Практически все тактические бомбардировщики и штурмовики времен Второй мировой войны и последующих лет имели тандемную схему размещения членов экипажа. Посадить пилота, штурмана или оператора систем вооружений друг за другом конструкторов побуждало желание уменьшить поперечное сечение фюзеляжа. Так снижалось аэродинамическое сопротивление. Кроме этого, имел значение и размер цели, с точки зрения зенитной артиллерии, при лобовой атаке. Настоящим откровением стало размещение двух членов экипажа друг рядом с другом в американском F-111. Эту схему О. С. Самойлович решил применить и для Су-24. Фото кабины демонстрирует наличие рукояти управления и у штурмана, правда, она несколько меньше, чем пилотская. Соображениями безопасности диктовалась и особая ширма, отделявшая кресла при катапультировании, но в дальнейшем оказалось, что риск травмы летчика, оставшегося в самолете, минимален. Обмен информацией между пилотом и штурманом значительно облегчился, появилось «чувство локтя».
Двигатель и титановые пожары
На технические характеристики Су-24 существенно влиял выбор двигателя. Первые экземпляры комплектовались «изделием № 85», то есть реактивной турбиной АЛ-21Ф, в компрессоре которого применялись титановые детали. Материал этот очень прочный и легкий, но при проектировании двигателя конструкторы не учли некоторых его особенностей. Нагрев лопаток турбины приводил к их удлинению, а затем и касанию корпуса их периферийными кромками. Это явление, названное «титановым пожаром», приводило практически к мгновенному сгоранию всего летательного аппарата, а выяснить причину удалось не сразу.
В конечном счете, после нескольких попыток адаптировать другие серийные двигатели, КБ приняло решение о доводке АЛ-21Ф, который и используется в настоящее время.
Тяжелые испытания
В первый полет прототип, получивший индекс Т6-1, в 1967 году поднял летчик-испытатель B. C. Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора. Тест прошел успешно, однако в ходе доработок обозначились серьезные конструктивные пороки. Испытания шли долго и тяжело, за их период разбились десять машин (из них 7 - по причине ошибок разработчиков двигателей). Только за один день 1973 года (28 августа) КБ потеряло два опытных образца. Возможно, будь проект менее важен для обороны страны, его бы закрыли после стольких неудач. Но О. С. Самойлович верил в самолет Су-24, характеристики которого обещали стать превосходными. И испытания продолжались, как и работы по устранению выявленных конструкционных просчетов.
Ударная бомбовая мощь
Бомбовыми отсеками, в отличие от американского F-111, самолет не снабжен, все виды вооружений располагаются на восьми пилонах, четыре из которых – подфюзеляжные. Два мощных двигателя обеспечивают возможность нести и обычные, и специальные (ядерные или химические) боеприпасы, в том числе большой мощности. Так, подвески на неподвижной части крыла предназначены для бомб весом в полтонны. Разнообразен характер вооружений Су-24. Боевая нагрузка общим весом до восьми тонн может состоять из неуправляемых или корректируемых бомб (в том числе и с лазерным наведением), блоков НАР, контейнеров или кассет. Чтобы удерживать столь широкую номенклатуру, пилоны снабжены переходными устройствами и дополнительными балками. Но не только бомбами может наносить удары Су-24: бомбардировщик этот можно назвать и ракетоносцем.
Ракеты
Задача подавления ПВО вероятного противника неразрывно связана с обнаружением и уничтожением радиолокационных постов, в первую очередь - антенн излучателей-приемников. В Америке для этой цели была разработана противорадиолокационная ракета «Шпайк» (1963), система наведения которой ориентируется на интенсивные высокочастотные излучения РЛС. Аналогичный снаряд Х-28 был спроектирован и в СССР - для комплектования им системы вооружений самолета Су-24. Боевые возможности этого боеприпаса раскрываются наиболее широко при парном вылете двух бомбардировщиков, первый из которых «засекал» локаторы системой «Филин», а второй наносил непосредственный удар, уже зная параметры несущих частот излучателей. Управляемые ракеты Х-23 наводятся радиокомандным способом.
Существует еще много вариантов вооружения реактивными снарядами Су-24. Фото самолета, снабженного кассетами НУРСов или ракетами Р-60 («воздух-воздух»), доказывают универсальность возможного применения бомбардировщика, в том числе и против воздушных целей. Полноценным перехватчиком его, разумеется, назвать нельзя, но и беззащитным в небе тоже считать невозможно.
Не забыли конструкторы и об артиллерийском вооружении. Су-24 оснащен 23-миллиметровой шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (встроенной). Предусмотрена возможность оперативного увеличения огневой мощи путем установки подвесных скорострельных артустановок (еще трех) на внешних узлах подвесок.
Изделие «44»
Любая удачная машина обречена на долгую жизнь, сопровождаемую попытками улучшения ее конструкции. Так произошло и с самолетом Су-24. Характеристики его, с точки зрения руководителей Министерства обороны СССР, нуждались в коррекции. Особенно актуальной представлялась задача совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и возможность повышения массы боевой нагрузки. Новая модификация, которую на Новосибирском авиационном заводе с 1979 года называли «изделием 44», в 1981-м начала поступать в войсковые части под кодом Су-24М. Официально образец был принят на вооружение в 1983 году. Он оказался тяжелее прототипа, но на фоне некоторого снижения летных данных сохранил потрясающую маневренность, характерную для «чистого» Су-24. Характеристики позволяют выполнять даже фигуры высшего пилотажа, что для фронтового бомбардировщика свойство редкое.
Важным новшеством стала и возможность дозаправки в полете. К ней пилотам начала восьмидесятых предстояло привыкнуть, отработав технику плавного подхода к конусу шланга заправщика, но результат оправдывал усилия. Радиус боевого применения теперь охватывал всю Европу (при взлете с аэродромов ЗГВ) и значительную часть Азии.
Су-24 и новый век
И в начале третьего тысячелетия ничего не указывает на то, что вскоре отправится на «заслуженный отдых» самолет Су-24. Характеристики его таковы, что боевые задачи он может уверенно выполнять еще многие годы. Ему довелось повоевать в нескольких конфликтах, возникших уже после распада СССР. Самолет имеет прочный планер, мощные двигатели и широкий арсенал. На высоте в 200 метров он может лететь со скоростью до 1400 км/ч. Су-24 оснащен уникальными средствами спасения экипажа. Ему еще придется послужить родной стране.