Малый зал филармонии имени М.И. Глинки. История уникальной камерной сцены

Знаете ли вы лучшие музыкальные сцены нашей страны, предназначенные для исполнения камерной музыки? Любители этого вида искусства, безусловно, перечислят множество залов. Но одним из первых будет назван Малый зал филармонии в Санкт-Петербурге, где уникальная акустика позволяет слушателям уловить каждый звук согласно замыслу композитора и дает возможность любому инструменту и голосу продемонстрировать свою многогранность.

Весна 1949 года подарила городу новую сцену. Это был Малый зал филармонии, «младший брат» Ленинградской академической филармонии. Он получил имя композитора М.И. Глинки, в творчестве которого особое место занимала камерная музыка.

Особое восприятие звука

Атмосфера небольшого зала, где исполнение музыкальных произведений предполагалось для небольшого круга людей, настраивает к особому восприятию музыки – интимному и доверительному. В масштабности и великолепии внутреннего убранства этот концертный зал сильно уступает Большому залу филармонии, что тем не менее нисколько не умаляет его уникальности. Особенно это относится к акустике. Зал, рассчитанный всего на 480 мест, позволяет исполнителю находиться рядом со слушателем, на расстоянии взгляда и голоса. Камерность обстановки мысленно переносит всех участников концерта - и музыкантов, и публику - в далекие времена, когда искусство собирало узкий круг ценителей в салонах и музыкальных гостиных.

История дома на Невском проспекте

Красивый особняк, появившийся в середине XVIII века на пересечении Невского проспекта и Екатерининского канала (сегодня канала Грибоедова), был построен для генерала А.Н. Вильбоа, а позже стал принадлежать князю А.М. Голицыну.

Именно с этого времени дом начал привлекать петербургскую знать проводившимися музыкальными концертами и маскарадами, а уже с XIX века он станет настоящим музыкальным центром столицы. К началу XIX века владельцем особняка становится М.С. Кусовников, купец-миллионер, любитель развлечений с природным актерским талантом. До реконструкции в 30-х годах в доме Кусовникова находилось Петербургское филармоническое общество, регулярно организовывающее концерты именитых и молодых музыкантов.

Дом Энгельгардта собирает бомонд столицы

Свое знаменитое имя - Дом Энгельгардта - особняк получил к середине XIX века. Его владелица О.М. Энгельгардт, дочь купца Кусовникова, со своим супругом, богатым меценатом и ценителем искусства, продолжали по традиции устраивать пышные маскарады, балы и музыкальные вечера для высшего общества. Став главным концертным залом столицы, чета Энгельгардт приглашает для выступлений на своей сцене многих выдающихся музыкантов своего времени: Р. Вагнера, Ф. Листа, И. Штрауса, П. Виардо и М.И. Глинку.

Музыкальный салон на Невском собирал у себя весь бомонд столицы. Здесь бывали поэты А. Пушкин, В. Жуковский и М. Лермонтов, писатели И. Тургенев и К. Рылеев, музыкант А. Рубинштейн и баснописец И. Крылов. Кстати, популярность маскарадов госпожи Энгельгардт была настолько велика, что под ярким впечатлением от увиденного М. Лермонтов развернул действие своей драмы «Маскарад» именно в стенах этого особняка.

С приходом новых владельцев статус музыкального центра столицы дом постепенно утратил. Здесь появлялись новые магазины и лавки, почти 40 лет работали банки, но реконструкции здания, осуществлявшиеся новыми владельцами, не затрагивали концертный зал. В нем проводились дворянские вечера и собрания.

В 1941 году, в самом начале войны, центральная часть особняка была разрушена ударом авиабомбы. Восстановление дома началось одним из первых еще до окончания войны. С 1944 по 1948 велись строительные работы, и уже в мае 1949 года принял первых слушателей малый зал филармонии. Адрес его: Невский проспект, 30.

Новая жизнь камерного зала

В премьерном сезоне филармония (Санкт-Петербург), малый зал которой был открыт первым из восстановленных концертных площадок страны, развернула свою программу разносторонне и широко. Проводились не только плановые выступления, но и различные музыкальные мероприятия, посвященные памятным датам, авторские вечера и сольные выступления музыкантов.

Среди первых исполнителей этой камерной сцены были композитор блокадного города Д. Шостакович и его ученик Г. Свиридов. Здесь звучала музыка В. Соловьева-Седого и А. Петрова, С. Слонимского и В. Гаврилина. Малый зал филармонии слышал чарующий голос дебютантки Е. Образцовой, будущего знаменитого русского баса Е. Нестеренко, звук смычка молодых М. Ваймана и М. Майского и виртуозные пассажи начинающих пианистов Г. Соколова и А. Угорского.

Юбилейные мероприятия 2014 года

Все концертные мероприятия, проходившие на сцене Малого (камерного) зала филармонии в 2014 году, были посвящены двум знаменательным датам – 65-летию открытия Малого зала академической филармонии и 210-летнему юбилею М.И. Глинки. Особое место среди запланированных музыкальных вечеров отводилось камерной музыке, прародительнице многих музыкальных жанров, выступлениям симфонических оркестров, проведению конкурсов молодых музыкальных дарований.

Комментарии