Мейерхольд Всеволод Эмильевич – режиссёр-экспериментатор
Мейерхольд Всеволод Эмильевич – известный русский и советский режиссёр и актёр, выдающийся театральный деятель. Существует не так уж много творческих личностей, которые могли бы похвастаться такой богатой биографией, как у Мейерхольда.
Ранние годы
Мейерхольд Всеволод Эмильевич родился в 1874 году в российском городе Пемза в небогатой семье онемеченных евреев-лютеран. Настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд. Огромное влияние на образование Карла и развитие в нем любви к театру оказала мать – Альвина Даниловна. Она устраивала музыкальные вечера и импровизированные спектакли, в которых принимали участие все её дети.
Учёба давалась Карлу очень тяжело. Он несколько раз оставался на второй год, поэтому окончил обучение довольно поздно. После окончания гимназии он поступает в Московский университет с намерением получить юридическое образование. В этом же году, после достижения совершеннолетия (21 года), Карл принимает решение сменить прусское подданство на российское. Также он решается на смену имени. С этого времени его стали называть Всеволодом, так же как и его любимого писателя Гаршина. Вместе с именем он немного меняет и фамилию. В соответствии с правилами русского языка она теперь звучит как Мейерхольд.
В студенческие годы Всеволод Эмильевич женится на своей сверстнице Ольге Мунт. К моменту окончания учёбы в университете у них рождается первый ребёнок.
Работа в Московском Художественном театре
С 1898 года Мейерхольд Всеволод Эмильевич начинает службу в составе труппы Московского Художественного театра. Там он знакомится со школой психологического театра, но не может согласиться с её учением и принять его.
За время работы во МХАТе он принимает участие в таких постановках, как «Смерть Иоанна Грозного», «Венецианский купец», «Антигона», «Одинокие люди», «Чайка», «Три сестры». Однако неудовлетворённость системой Станиславского заставляет его выйти из состава труппы и покинуть театр.
«Товарищество новой драмы»
С 1902 года начинается самостоятельная творческая деятельность Мейерхольда. Он переезжает в провинцию, где на протяжении двух лет исполняет двойные обязанности: актёра и режиссёра. За это время он успел поработать в нескольких театральных коллективах.
Ещё во время его работы в таких провинциальных городах, как Николаев и Севастополь, была организована студия «Товарищество новой драмы», руководителем которой стал Мейерхольд.
Биография режиссёра богата на события. После возвращения в Москву в 1905 году он получает предложение от Станиславского начать службу в театре-студии на Поварской. Вместе с актёрами своей студии он ставит спектакль «Смерть Тентажиля» по пьесе М. Метерлинка. В этой постановке Мейерхольду удалось объединить драму и балет, а также сделать оригинальное музыкальное и цветовое оформление. Однако через полгода после начала работы Станиславский отказался продолжить запланированный им эксперимент, и театр-студию, в которой работал Мейерхольд, закрывают.
Работа в Петербурге
Осенью 1906 года начался петербургский период работы Мейерхольда. Он получил предложение стать главным режиссёром Драматического театра, который организовала Вера Федоровна Комиссаржевская.
Однако режиссёр Мейерхольд стремится попробовать свои силы не только в постановке драматических пьес. Чтобы овладеть условностями сценической игры, он ставит несколько пантомим. Постепенно для таких представлений начинают писать отдельные, специальные сценарии.
Во время работы в Петербурге Всеволод Мейерхольд не забывает о своей любви к игре на сцене. В качестве актёра он принимает участие в драматических пьесах и балетных постановках. К примеру, в 1910 году он исполнял роль Пьеро в представлении Михаила Фокина «Карнавал».
Постепенно спектакли Мейерхольда начали выходить на сцену европейских театров. Первым шагом на пути к известности стал балетный спектакль «Пизанелло», который был поставлен в театре Шатле в Париже.
И еще один важный штрих. Мейерхольд Всеволод Эмильевич принадлежал к числу тех деятелей искусства, которые поддержали Октябрьскую революцию.
Театр имени Мейерхольда (ТИМ)
В 1924 году режиссёром был организован собственный театр. Он получает возможность вместе с труппой выезжать за границу на гастроли. Они побывали в таких странах, как Германия, Англия, Франция, Италия, Чехословакия.
Именно в ТИМ были впервые поставлены классические пьесы XIX века. Среди них известный «Ревизор» Н. Гоголя и «Лес» А. Островского. Работа над ними была особенным этапом в творческой биографии Мейерхольда. Чтобы добиться большей зрелищности и сатиричности, были использованы приёмы русского балагана. Благодаря своему режиссёрскому таланту Мейерхольд смог перевернуть с ног на голову сценическое пространство.
Свои эксперименты он проводил и над современными пьесами. Каждая новая постановка воспринималась критиками и зрителями как скандальное происшествие.
Очевидно, что такая деятельность режиссёра-экспериментатора не могла понравиться действующему режиму, ведь его творчество не укладывалось в рамки нового искусства. Поэтому в конце тридцатых годов его, как и многих современников, репрессировали. А в феврале 1940 года он был расстрелян.