Портрет Жуковского кисти Кипренского и других русских художников
Русская поэзия – явление чрезвычайно яркое, выразительное, многообразное. Формировали ее, определяя духовную направленность и эстетические критерии, Тредиаковский и Сумароков, Ломоносов и Державин. Они, так сказать, подготовили почву для появления Пушкина, Лермонтова и других корифеев стиха. Но то, что было сделано для отечественной литературы Василием Андреевичем Жуковским, переоценить трудно. Недаром великий Пушкин всю жизнь называл Жуковского своим учителем.
Романтик в литературе и в жизни
Поэт, переводчик, литературный критик, мемуарист, Василий Андреевич был личностью, разносторонне одаренной. Особое происхождение, неудавшаяся личная жизнь наложили драматический отпечаток на его судьбу. И романтиком он стал не только в силу близости этого направления его собственным движениям души, но и под влиянием внешних обстоятельств. О незаурядном внешнем облике еще молодого поэта, о его напряженной душевной работе довольно полное представление дает нам портрет Жуковского кисти знаменитого Кипренского (1816 год), а затем и более поздний, написанный художником Соколовым в 20-е годы. На обоих мы видим чрезвычайно выразительное лицо, исполненное вдохновения и тревожных дум. Кажется, что поэт погружен в себя, но в то же время старается прислушиваться к скрытым от обычного глаза движениям жизни. И другой известный портрет Жуковского, написанный Карлом Брюлловым, тоже передает эту особенность характера.
Незаконченная работа
Когда два мастера, два чрезвычайно талантливых человека объединяются по той или иной причине, этот тандем может дать удивительные результаты. Портрет Жуковского в исполнении Кипренского – лучшее тому подтверждение. Написан он был за довольно короткий срок, перед отъездом художника в солнечную Италию. Заказал картину граф Уваров. Знатоки живописи знают об одной особенности: оказывается, известнейший портрет Жуковского не закончен! Кипренский не дописал по просьбе заказчика левую руку поэта – чтобы сохранить эффект творческого порыва, вдохновения. Изображен поэт-романтик в близкой ему самому и художнику стихии, на фоне таинственного ночного пейзажа с разрушенной башней, силуэт которой проступает из мрака. Волосы Жуковского развеваются на ветру. Взгляд великолепных задумчивых глаз устремлен вперед и углублен в себя. Поза вдохновенного мечтателя, старающегося уловить загадочную «музыку сфер». Чувствуется, что писал портрет Жуковского Кипренский с удовольствием, вкладывая в работу не только талант и мастерство, но и искренние симпатии к модели. И сам поэт был чрезвычайно доволен результатом.
«Воспоминания и я – одно и то же…»
Многим живописцам посчастливилось запечатлеть образ Василия Андреевича в разные годы его жизни. Однако наиболее удачным современники и критики признавали изображение, написанное Карлом Брюлловым. Прошли порывы мятежной юности, утихли страсти, смягчилось сердце, помудрели мысли. Перед нами уже немолодой человек, много переживший, понявший, осмысливший, прочувствовавший. Годы оставили на нем свой отпечаток, особенно если сопоставить этот и предыдущий портрет Жуковского. Кипренский нарисовал юношу, Брюллов – почти пожилого (по меркам 19-го века) мужчину. Но в обоих образах кроме внешнего сходства есть другие общие черты. Это сосредоточенность, вдумчивость, природная доброта, глубина натуры. А столик с книгами подчеркивает круг интересов поэта, его насыщенную духовную жизнь, интеллектуальный труд. Умиротворением исполнена и поза поэта, сидящего спокойно в удобном, уютном кресле, ведущего неторопливый, размеренный образ жизни.
Жуковского за Шевченко
Картина Брюллова настолько понравилась поэту, что он посвятил своему портрету стихотворное послание. Сыграл он особую роль и в судьбе Тараса Шевченко. Портрет Василия Жуковского был разыгран в лотерею между представителями царской семьи. Вырученные средства, а также доложенные личные деньги Брюллова и Василия Андреевича пошли на выкуп Шевченко из крепостной неволи.