«Цимбелин»: отзывы крайне противоречивы
«Цимбелин» отзывы называют одной из самых загадочных пьес Шекспира, она очень редко появляется на театральных подмостках. Изначально произведение вошло в посмертное издание пьес автора, однако заняло там последнее место. Так появилось предположение, что именно оно является последним творением великого драматурга, а не «Буря» или хроника «Генрих VIII».
Последний разочарованный взгляд
Существует мнение, что «Цимбелин» Шекспир не писал. В частности, авторство порой приписывают графу Оксфордскому Эдварду де Веру. С другой стороны, пьесу называют небрежной шуткой гения, который создал безумный микс из сюжетных линий всех своих комедийных и трагедийных произведений. На самом деле в произведении, жанр которого определить чрезвычайно трудно, можно распознать мотивы «Короля Лира», «Ромео и Джульетты», «Троила и Крессиды», «Отелло», «Зимней сказки» и «Двенадцатой ночи». Вряд ли Шекспир ставил перед собой задачу спародировать самого себя, скорей, пьеса - это разочарованный последний взгляд творца на окружающий мир. Возможно, поэтому адаптировать сюжет, сочиненный несколько столетий назад, к современным реалиям настолько трудно. И тем не менее, за экранизацию смело взялся режиссер Майкл Алмерейда. Он решился адаптировать Шекспировский «Цимбелин», краткое содержание которого стало основой сюжетной линии картины.
Сюжет
Имогена (Дакота Джонсон) - прекрасная роза «Цимбелин» (Эмили Блант, впрочем, по мнению кинокритиков, более органично вписалась бы в этот образ) – дочь криминального байкерского «короля» Цимбелина, тайно заключает брак с подопечным своего отца Постумом (Пенн Беджли). Поскольку папаша уже давно решил выдать Имогену замуж за своего пасынка Клотена (Антон Ельчин), он выгоняет Постума из банды и города, а непослушную дочь запирает в доме. Данной ситуацией воспользовался Якимо (Итан Хоук), старый знакомый Постума. Он осознанно заключает с парнем пари, что в короткое время сумеет соблазнить его супругу и предоставить значимые доказательства ее неверности. В это время коварная женушка «короля» (Мила Йовович) собирается отправить муженька на тот свет, отравив его, дабы банду мог возглавить ее сын.
Подробности
Автор сценария и режиссер Майкл Алмерейда (изначально документалист) однозначно питает немалую слабость к творчеству Шекспира – он снял уже две киноленты по его пьесам. Его версия экранизации «Гамлета» снята также в популярной осовремененной манере: Клавдий – менеджер продвинутой корпорации, Гамлет комментирует происходящие события своей жизни и ведет видеодневник. Кстати, роль Гамлета исполнил тот же Итан Хоук, который играет роль мутного хитреца Якимо в «Цимбелине». Он подтрунивает над простодушным Постумом и подзуживает проверить верность супруги Имогены.
Экранный Постум либо придурковат, либо до такой степени инфантилен. Но он не игрок, он – карта, которую вместе с другими подобными разыгрывают король с королевой, они же и назначают козыри – все в точности, как написал Шекспир. «Цимбелин», краткое содержание которого дальше напоминает «Двенадцатую ночь» и «Отелло», нужно смотреть лично. Все пересказы не расставят точки над «і». Это очень интересный эксперимент, фильм-адаптация Шекспировской пьесы. Возвращаясь к спорному вопросу об актуальности произведений Шекспира в сумбурной современности, можно смело утверждать: Алмерейда доказал эту важность и жизнеспособность.
Без энергетики
Взявшись за трудную пьесу «Цимбелин» (отзывы многократно подчеркивают данный факт), в которой и без того не всегда сходятся концы с концами, режиссер и сценарист в одном лице Майкл Алмерейда привлек на главные роли настоящих звезд мирового кинематографа, но так и не сумел вдохнуть искру жизни в персонажи. Суровый и брутальный Эд Харрис, плутоватый и изворотливый Итан Хоук и величавая и прекрасная Мила Йовович притягивают зрительское внимание, а вот исполнители главных ролей Дакота Джонсон и Пенн Бэджли играют неуверенно, нет между ними той самой «химии». Они не обладают энергетикой, их диалоги звучат слишком тускло, а действия выглядят нелогичными, поступки неоправданно глуповаты.
Суть и дух времени
Работа оператора Тима Орра достойна похвалы, как и старания костюмеров, художников, декораторов. Драма «Цимбелин» (отзывы кинокритиков тому подтверждение) очень атмосферна: мир престарелых байкеров – пафосных и жестоких – прекрасное воплощение конфликта Рима и Британии. История давних дней достойно и убедительно перенеслась в нашу сумбурную современность. Обилие в кадре гаджетов, сексапильных шорт и мотоциклетных шлемов смотрится старомодно-архаичным, профанируя самое главное в картине – дух и стиль времени и сам смысл модернизации.
Качественная, но спорная постановка
Кинодрама Майкла Алмерейда создана не очень аккуратно с точки зрения киноиндустрии, но достаточно грамотно по отношению к литературному первоисточнику – пьесе «Цимбелин» (Шекспир, скорей всего, остался бы доволен). Фильм представляет собой качественно сделанную постановку в духе «Сынов анархии» с романтическим настроем «Опасной иллюзии». Естественно, сделал бы режиссер произведение «Цимбелин» (отзывы критиков часто утверждают подобное) традиционной экранизацией, костюмированной вроде «Ромео и Джульетты» Карло Карлея или Франко Дзеффирелли, картина однозначно бы имела огромный успех. А так, к сожалению, получился одноразовый фильм, который большинство будет смотреть из-за внушительного актерского состава и гениального слога Шекспира.