Крестопоклонная неделя Великого поста
Третья седмица Великого поста носит название Крестопоклонная неделя. Фото главного её символа - украшенного цветами креста - вы видите на этой странице. Крестопоклонная неделя как бы подводит итог первой половины нелёгкого пути. В пятницу на вечерней службе из алтаря торжественно выносят для всеобщего поклонения празднично украшенный крест. Он будет находиться посреди храма на аналое до пятницы следующей, 4-й недели Великого поста, напоминая о приближающейся Страстной неделе и Пасхе.
Крест – символ искупительной жертвы
Начиная разговор о том, какое значение имеет для православных христиан Крестопоклонная неделя, необходимо дать ответ на вопрос, почему именно крест, то есть орудие мучения, выбран в качестве объекта поклонения.
Ответ вытекает из самого смысла крестных страданий Спасителя. На нём была принесена Его искупительная жертва, открывшая повреждённому грехом человеку врата вечной жизни. С тех пор христиане всего мира видят в кресте, прежде всего, символ спасительного подвига Сына Божьего.
Христианское учение о спасении
Христианское учение свидетельствует о том, что для спасения повреждённой первородным грехом человеческой природы Сын Божий, воплотившись от Пречистой Девы Марии, обрёл все элементы, свойственные ей. Среди них страстность (способность ощущать страдания), тленность и смертность. Безгрешный, Он вместил в Себе все последствия первородного греха, чтобы в муках на кресте исцелить их.
Страдания и смерть были ценой такого исцеления. Однако в силу того, что в Нём неслитно и нераздельно сочетались две сущности ― Божественная и человеческая ― Спаситель воскрес к жизни, явив собой образ нового человека, избавленного от страданий, болезней, и смерти. Следовательно, крест ― это не только страдания и смерть, но, что очень важно, Воскресение и Жизнь вечная для всех, кто готов следовать за Христом. Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига.
История праздника поклонения кресту
Традиция эта родилась четырнадцать веков назад. В 614 году Иерусалим был осаждён персидским царём Хосрой II. После длительной осады персы захватили город. Среди прочих трофеев они вывезли Древо Животворящего Креста, хранившееся в городе с тех пор, как оно было найдено равноапостольной Еленой. Война продолжалась ещё много лет. Объединёнными силами с аварами и славянами персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Божьей Матери. Наконец, ход войны переменился, и персы были разгромлены. Эта война продолжалась 26 лет. По её окончании главная христианская святыня ― Животворящий Крест Господень ― была возвращена в Иерусалим. Император лично внёс его на руках в город. С тех пор каждый год праздновался день этого радостного события.
Установление времени празднования
В тот период порядок великопостных церковных служб ещё не был установлен в своём окончательном виде, и в него постоянно вносились некоторые изменения.
В частности, вошёл в практику перенос праздников, выпадавших на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. Традиция, по которой Крестопоклонная неделя стала по счёту третьей неделей поста, сохранилась до нашего времени.
В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, то есть новообращённых, таинство крещение которых было намечено на Пасху. Весьма целесообразным считалось начинать их наставление в вере с поклонения кресту. Так продолжалось вплоть до XIII века, когда Иерусалим был завоёван крестоносцами. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы его встречаются в некоторых ковчежцах.
Особенности церковной службы в дни праздника
Крестопоклонная неделя Великого поста имеет характерную особенность, присущую только ей. На церковных службах этой седмицы вспоминается событие, которому ещё только предстоит свершиться. В обыденной жизни вспоминать можно только то, что уже произошло, но для Бога нет понятия времени, и поэтому в службах Ему грани прошедшего и будущего стираются.
Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― это воспоминание о грядущей Пасхе. Уникальность воскресной церковной службы заключается в том, что она сочетает в себе и полные драматизма молитвы Страстной седмицы, и радостные пасхальные песнопения.
Логика такого построения проста. Данный порядок чинопоследования пришёл к нам из первых веков христианства. В те времена в сознании людей страдания и воскресение были слитны, и являлись звеньями одной неразрывной цепи. Одно логически вытекало из другого. Крест и страдания теряют всякий смысл без воскресения из мёртвых.
Крестопоклонная неделя ― это своего рода «предпразднственный» праздник. Она служит наградой для всех, кто достойно прошёл первую половину Великого поста. Обстановка в этот день, хотя и менее торжественная, чем на пасхальной службе, но общий настрой тот же.
Особое значение праздника в наши дни
Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― приобрела особенно важное значение в наши дни. В евангельские времена, когда казнь на кресте считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы, далеко не все были способны принять в качестве Мессии человека, пришедшего в столь смиренном облике, разделявшего трапезу с мытарями и грешниками и казнённого на кресте между двух разбойников. Понятие жертвенности ради других не умещалось в сознании.
Безумцем нарекли они Спасителя. И не таким же безумием в наши дни кажется проповедь самопожертвования ради ближних? Не поставлен ли во главу угла лозунг, призывающий к обогащению и достижению личного благополучия любыми доступными путями? Вопреки исповедуемой ныне религии обогащения, неделя 3-я Великого поста ― Крестопоклонная ― напоминает всем о том, что величайшей добродетелью является жертва, принесённая ближним. Святое Евангелие учит нас: то, что мы делаем для ближнего, мы делаем для Бога.