Какие бывают размеры паллет. Размеры стандартных и евро-паллет (поддонов)
Грузоперевозки – это неотъемлемая составляющая внутренних и внешних экономических отношений. Чем проще и быстрее они организованы, там больший оборот денег можно получить. Поэтому и получили такое распространение паллеты. Примечательно, что в мире размер паллет имеет неодинаковые стандарты. Каждая логистическая фирма должна знать эти особенности, чтобы не попасть впросак.
Понятие о паллетах
Паллета – это специальное приспособление, используемое для облегчения погрузочно-разгрузочных работ. В народе они чаще называются поддонами, поскольку имеют характерное строение и функции.
Впервые поддоны начали использовать в начале ХХ века. Их прообразом были сбитые доски с двумя балками снизу. Со временем погрузочная техника совершенствовалась, а вместе с ней и паллеты. Окончательный вид они получили после того, как под балками были прибиты нижние доски, создающие целостность конструкции.
Популярность паллеты получили в США во времена Второй мировой войны, когда нужно было максимально модернизировать погрузку без дополнительного привлечения рабочей силы. Немного позже американские паллеты распространились и на Европу.
Види поддонов
По своей конструкции паллеты делятся на несколько видов. Одноплощадочные поддоны имеют только один слой досок для погрузки груза. Двухплощадочные разрешают переворачивать паллеты и использовать их с обеих сторон. Но в то же время они немного тяжелее, что может влиять на общий груз перевозимых продуктов.
По типу крепления верхних и нижних площадок между собой выделяют балочные паллеты, в которых через всю длину проходит длинная толстая доска. Но такие поддоны имеют только две стороны для захвата вилочным погрузчиком. Блочные паллеты имеют значительно меньшую массу и четыре стороны для захвата погрузчиком. Но они не такие прочные, как первый тип.
По длительности использования выделяют одноразовые и многоразовые. Производство паллет многоразового использования выдвигает большие требования к прочности и возможности чистки.
По типу материалов можно встретить деревянные, пластиковые и металлические поддоны. Их распространенность зависит от длительности службы и себестоимости самого вспомогательного инструмента для погрузки.
А вот размеры паллет имеют несколько стандартов, рассмотреть которые стоит отдельно.
Европаллеты
В Европе используется стандартный паллет, размеры которого регулируются нормативными документами ISO3676, ISPM 15, ISO TK/22, UIC norms 435-2/ 435-4. Их габариты – 800*1200*145 мм. Соответствие стандартам качества подтверждается клеймом EUR в овальной рамке на передней несущей ножке. На остальных ножках выжигается другая информация: производитель, дата, срок службы, наличие санитарной обработки.
Конструктивно европаллеты состоят из 5 верхних досок, которые чередуются: широкая, узкая, широкая, узкая, широкая. На нижней части крепятся всего 3 доски: две широкие по краям и одна узкая посередине.
Обязательным условием конструкции, которое всегда выполняет производство паллет по европейскому стандарту – наличие фасок по углам.
Финпаллеты
Второй тип распространения в Европе поддонов – финские поддоны. Стандартная паллета этого типа имеет размеры 100*1200*145. О наличие сертификата свидетельствует клеймо на боковых передних ножках. Его форма – буквы FIN в прямоугольнике. На центральных ножках обязательно наличие цифровой информации о производителе, серии и дате производства.
Конструктивно они также отличаются. Верхняя площадка состоит из семи узких и широких досок. Чередуются они так: широкая, две узкие. Нижняя часть состоит из трех досок – узких боковых и широкой центральной. Хотя размеры паллет немного больше, но наличие угловых фасок также обязательно. Эта особенность обеспечивает соответствие нормам безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Другие типы паллет
В международных перевозках также используются неодноразовые паллеты. Они имеют размеры 800*1200 мм и 1000*1200 мм, что отвечает стандартам европейских и финских поддонов. При этом высота паллеты обязательно должна быть 145 мм. Отличие от одноразовых состоит в толщине верхних досок. Они должны быть минимум 22 мм. Хотя сами поддоны высоко стандартизированы, они не имеют фирменного клейма.
Последний тип – евробоксы. Это клети из металла, которые стоят на таком же металлическом основании в форме европаллеты. Размер евробокса – 800*1200*800 мм. Для этого типа поддонов также обязательно наличие клейма EUR в овале.
Остальные типы паллет не предназначены для грузоперевозок в Европе. Поэтому необходимо быть очень внимательными, иначе можно получить отказ на ввоз груза в европейские страны.
Стандарты паллет для внутренних перевозок
Во многих странах СНГ и до сегодня действует ГОСТ советских времен. Эти паллеты мало чем отличаются от финских или европейских, но не имеют сертификатов качества. Для их изготовления могут использоваться не винтовые, а обычные гвозди. Допускается отсутствие фасок. Толщина верхних досок варьируется от 15 до 25 мм. Во всем остальном размеры паллет не отличаются от принятых в мире стандартов.
Не последнее значение для качества поддонов имеет и их чистота. Многоразовые поддоны для использования в Европе должны быть чистыми, для внутренних же перевозок допускаются незначительные загрязнения и потемнение древесины от длительного использования.
Для внутренних грузоперевозок главное - соответствие стандартам размеров. Это требование продиктовано удобством загрузки стандартных фургонов и контейнеров для водного транспорта.
Сорта многоразовых поддонов
В соответствии с европейскими стандартами, деревянные паллеты, цена которых (варьируется от 50 руб./шт. до 180 руб./шт., в зависимости от состояния) - самая доступная для массовых перевозок, необходимо делить на сорта качества. При этом следует отметить, что основные показатели остаются неизменными. Сортность зависит от внешнего вида и длительности использования.
К высшему сорту относятся новые чистые и белые паллеты. На них не должно быть видно сколов и трещин. Количество использования этих поддонов не превышает 3 раза.
Второй сорт – это такие же чистые и белые паллеты, бывшие в употреблении, но не ремонтированные и без других видов повреждений. Длительность использования их не ограничена, если состояние остается неизменным.
Третий сорт поддонов допускает небольшие загрязнения. Возможно также потемнение досок от длительного использования, наличие небольших трещин. Их размер ограничивается 30 мм в ширину и 300 мм в длину. Возможно использование поддонов после небольших ремонтных работ. Все остальные паллеты списываются, поскольку они уже не имеют тех показателей прочности и могут стать причиной аварий во время погрузочно-разгрузочных работ.
Другие материалы для изготовления поддонов
Логично, что дерево - самый дешевый материал для производства поддонов. Но в мире есть паллеты и из других материалов. Металлические поддоны обладают высшей степенью прочности и длительным сроком эксплуатации. В то же время они значительно тяжелее, чем другие. Их использование экономически не выгодно. Единственным исключением служат евробоксы, прочность стенок которых важнее, чем их большая масса.
Хорошо зарекомендовали себя и пластиковые паллеты. Они легкие и относительно прочные. Существенным недостатком этого вида поддонов стоит назвать их высокую стоимость. Да и ремонту они поддаются значительно хуже, чем другие виды.
Остальные материалы, из которых пытались изготавливать поддоны, оказались абсолютно непригодными. Они либо очень дороги, либо ломкие, либо имеют существенный вес.
Особенности погрузки на паллеты
В грузоперевозках стандартный паллет, размеры которого разработаны под габариты транспорта, должен быть правильно упакован, чтобы перевозимый груз не повреждался. Если не соблюдать элементарные правила, последствия могут быть очень печальными.
Для начала стоит помнить, что у каждого поддона есть свой предел грузоподъемности. Для европаллет он составляет 600 кг, а для финпаллет – 750 кг. Превышение этого показателя чревато разрушением целостности поддона и повреждением груза.
Для удобства и компактности размещения коробки не должны выступать за края погрузочной платформы. Их не рекомендуется выкладывать в форме пирамиды, поскольку этот способ - самый ненадежный. Всю конструкцию необходимо прочно увязать, поскольку процесс перемещения на погрузчике связан с вибрациями. Незакрепленная конструкция быстро развалится.
Для бочек и другой непрямоугольной тары существуют свои особенные правила перевозок. Для удобства транспортировки они также должны быть максимально зафиксированными. Но в любом случае они не должны превышать размеры паллет по периметру.
Размещение в стандартном фургоне
Не последнее место в стандартизации размеров поддонов играет их способ погрузки в фургон. Логично, что от того, насколько плотно они могут занять всю полезную площадь, зависит стоимость перевозки одной единицы груза. Тут же необходимо учитывать и вес паллеты. В среднем он составляет 15-20 кг, но у некоторых производителей указан показатель и в 40 кг. Это сказывается на грузоподъемности фургона, поскольку часть нагрузки в нем составляют сами поддоны.
Принято считать, что 20-футовый фургон может вмещать до 11 европаллет и 9-10 стандартных поддонов в один слой. Следовательно, 40-футовые грузовики спокойно перевезут до 24 европаллет и до 22 стандартных.
В международных фургонах, которые используются для перевозки грузов, вплотную можно расположить 30 поддонов 800*1200 мм. Это касается 20-тонных фур, объем которых равен 82 метра кубических. Паллеты большего размера в такие фургоны помещаются в меньшем количестве, что говорит о нецелесообразности их использования для международных перевозок.
Техника безопасности
Сегодня на складах редко используется ручной труд для погрузки товаров в транспорт. В основном в этих целях применяют погрузчики и поддоны. Без них время заполнения фуры или контейнера увеличивается в несколько раз. Но без соблюдения правил техники безопасности можно получить серьезные травмы, которые иногда несовместимы с жизнью или становятся причиной инвалидности.
При работе с погрузчиком никогда нельзя находиться в непосредственной близости к нему. Оператор может не заметить человека, которого скроет груз. В результате возможен наезд. Также не стоит стоять под вилами погрузчика. Каждый поддон рано или поздно сломается, причем вне зависимости от того, это деревянные, металлические или пластиковые паллеты.
Не стоит превышать грузоподъемность техники. На складах неоднократно бывают случаи, когда погрузчики переворачиваются и придавливают людей или устраивают настоящий хаос из разбросанных ящиков и коробок. Последствия таких аварий ликвидировать намного дольше, чем лишний раз съездить за грузом.
Использование паллет на складах – это не прихоть, а жизненная необходимость, которая повышает производительность на любом из них. А всем известно, что время – это деньги. Паллеты помогают их зарабатывать более эффективно.