Какие качества характера Эраста привлекли Лизу. Записи на полях

Прежде чем ответить на вопрос о том, какие качества характера Эраста привлекли Лизу, необходимо осознать, что человеку свойственно идеализировать те вещи, черты, качества, которыми он не обладает. Вспомним, что у Лизы очень рано умер отец, и она с малолетства стала по-настоящему, по-взрослому работать, пытаясь поддержать свою мать.

И вот, когда бедная во всех смыслах Лиза увидела Эраста, ее мир преобразился. Кого она узрела? Это был красивый юноша с изысканными манерами, обходительный и приятный. Конечно, он вскружил ей голову (не будем забывать о том, что она была очень молода и совсем не знала жизни, когда встретила Эраста).

Всем хорошо известно, что молоденькие девочки склонны обожествлять своих первых мальчиков, зачастую не видя их очевидных недостатков. Да и как Лиза могла их рассмотреть? Ведь речь идет о крестьянской необразованной девице XIX века, пусть и с горячим сердцем. Поэтому наивно спрашивать о том, какие качества характера Эраста привлекли Лизу, потому что она думала совсем не о том. Она не видела реального Эраста. Лиза создала собственный образ кавалера и в него без памяти влюбилась.

Почему Лиза такая бедная?

Человеку свойственно мечтать – это вечная и неизбывная его черта. Лиза как раз и стала жертвой своих фантазий. Конечно, ее угнетала такая жизнь: тяжелый труд, ранние вставанья, общая безысходность. Ведь если бы Лиза не встретила Эраста, она бы так и прожила всю жизнь. Только лишь обстоятельства менялись бы незначительно. А Эраст стал для нее воплощением мечты, живым олицетворением мысли об избавлении от унылой крестьянской доли. Конечно, разумом она понимала, что им не быть вместе, но мечта была так сладка и так близка, поэтому она предпочитала не думать о грустном. Теперь ясно, какие качества характера Эраста привлекли Лизу. Ее соблазнили те черты кавалера, которые она сама в него вложила.

Образы Эраста: настоящий и воображаемый

С воображаемым Эрастом все ясно: он - воплощение чуткости, понимания, заботы, обходительности, страстности и бескорыстия. Когда читатель смотрит на этот портрет героя, у него не возникает вопроса о том, какие качества характера Эраста привлекли Лизу. Потому что все люди симпатизировали бы такому парню, если бы он существовал в реальности. Но Карамзин с первых строк повести дает понять, что «что-то прогнило в датском королевстве», и все в итоге кончится плохо. Проза Хемингуэя в этом смысле очень напоминает сочинение Н.М. Карамзина. Американского классика читаешь с тем же апокалиптическим ощущением.

Реальный же образ Эраста вызывает в читателе только отвращение: он - человек совершенно ничтожный и бесталанный, думающий только о своих удовольствиях и наслаждениях. Возможно, он образован, но, скорее всего, свое образование получил лишь от скуки: научился читать, потому что книги его развлекали.

Кто-то скажет: «Не стоит его недооценивать, он же воевал за Отечество!» Действительно, он был на войне, но все свободное время он пьянствовал и играл в карты. За время войны он умудрился потерять таким образом свое имение. Как думается, Родине от его «подвигов» нет никакой выгоды.

После войны он вернулся и женился на старой и некрасивой, но богатой вдове исключительно только ради того, чтобы рассчитаться с долгами. Замечательный образ русского дворянина, а главное – правдивый.

Тут никак не приходит на ум спросить о том, какие качества характера Эраста привлекли Лизу, потому что такой персонаж симпатии не вызывает. В этом смысле мотивы "Бедной Лизы" Карамзина перекликаются с главными интенциями "Дориана Грея" О. Уайльда. Там тоже молодой человек был весьма презентабельным и приятным внешне, но совершенно отвратительным и мерзким внутри. Тема двойничества раскрывается у Роберта Льюиса Стивенсона в его "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда", где главный герой состоит как бы из двух персонажей, которые в сумме образуют целостную сущность доктора Джекила. Из отечественных авторов, не чуждых теме двойничества, сразу вспоминается Достоевский.

Что погубило Лизу?

Главную героиню повести Н.М. Карамзина сгубила излишняя вера любимому. Откуда ей было знать, что большинство дворян – пустозвоны и негодяи? В русского человека буквально «вмонтировано» подобострастие по отношению к царю-батюшке и всем вышестоящим. Рядовой гражданин (и в XIX веке, и сейчас) думает, что высокий пост, происхождение или еще какие-то случайные обстоятельства, не зависящие от человека, дают ему нравственное преимущество. И искоренить этот миф из умов и сердец россиян нет никакой возможности.

Конечно, теперь стало понятно, какие качества характера Эраста привлекли Лизу в повести Карамзина «Бедная Лиза», но легче почему-то от этого не стало. Наверное, потому, что еще многие девушки, очаровавшись нравственно неблагонадежными молодыми людьми, пропадут в страстном огне любви.

Комментарии