Исторические фильмы про Русь - художественные модели эпохи
Поскольку религиозная, творческая и нравственная составляющие культурного обличья этноса не могут не нести в себе отпечатки прошедших эпох, особенное значение имеют те творения искусства, в которых не только реконструированы исторические события, но и отражается отношение к ним разных слоев социума. К художественным произведениям данного типа относят исторические худ. фильмы о Руси, а особенно – киноэпопеи. Благодаря их панорамному характеру, сюжетно-содержательной определенности и насыщенности, изобразительной достоверности примет – деталей времени и воссозданной психологической атмосферы эпохи, зритель имеет возможность открыть для себя удивительный мир Древней Руси.
Историческая справка
Историей Древней Руси принято считать историю Древнерусского государства начиная с 882 года и по начало татарско-монгольского нашествия. Традиционно именно этот период отражают исторические фильмы про Русь. Согласно мнению преимущественного большинства специалистов, Русь, зародившись вначале как племенной союз самобытных восточнославянских племен, к IX столетию превратилась в настоящую раннефеодальную державу.
Эстетика и поэтика
Эстетика и поэтика, которыми насыщены исторические фильмы о Древней Руси, заключаются в том, что в сюжетно-игровой и зрелищной составляющих отражается время героев произведения. Обратной реакцией на эстетическую выразительность и социально-исторический контекст кинолент о прошлом становится чувство сопереживания зрителя экранным героям. Взаимосвязанными компонентами, составляющими основу каждой исторической картины, являются не только время и место действия, но и актерское мастерство исполнения исторических действующих лиц, их атмосфера существования в культурно-социальном контексте эпохи.
Содержательная глубина
При определении ценности, которую несут исторические художественные фильмы про Русь, большое значение имеет смысловая нагрузка, основная идея и символика киноповествования о прошлом. Самыми удачными кинолентами, согласно заявленным параметрам, считаются:
- «Александр Невский» (1938), фильм-шедевр. Недаром все и поныне помнят пламенную речь князя Александра, произнесенную устами Николая Черкасова, и музыку великого Сергея Прокофьева. Хотя большинство кинокритиков-современников рассматривают данное творение через призму сталинского соцзаказа, художественной ценности картины это не преуменьшает.
- «Андрей Рублев» / «Страсти по Андрею» (1966), самый признанный кинофильм режиссера А. Тарковского, входит в число лучших кинопроизведений мирового кино. Сразу после выхода в прокат картина вызвала массу критических замечаний от искусствоведов и историков, которые упрекали автора в неточностях и явной модернизации Древней Руси.
- «Легенда о княгине Ольге» (1983). Эта кинолента характеризуется нелинейным повествованием, статичностью действия, акцентами на чувственном восприятии и необыкновенной выразительностью видеоряда. Ее структура построена по принципу альтернативной исторической реальности и поиска истины одновременно.
Художественная модель эпохи
Исторические фильмы про Русь в большинстве своем имеют как содержательную глубину, так и художественную выразительность, которые обеспечиваются набором творческих принципов. Среди них принцип хронотопического воспроизведения событий и судеб, концептуализации художественного повествования и обоснованных интерпретаций прошлого. Каждый кинорежиссер по-своему, неповторимо реализует вышеперечисленные принципы во время создания своего киношедевра. Примерами таких кинолент могут послужить следующие исторические художественные фильмы про Русь:
- «Русь изначальная» (1985). Заметно, что историко-приключенческая драма создана с завидной самоотдачей и усердием. Визуальная часть, игра актеров, экспрессия в подаче сюжета – все, слившись воедино, пробирает до костей.
- «Василий Буслаев» (1982) - прекрасный фильм кинорежиссера Г. Васильева. Его сюжет базируется на истории жизни и ратных подвигах былинного русского богатыря В. Буслаева. Странно, но данная экранизация эпоса была заявлена как фильм для детей.
- «Феофания, рисующая смерть» (1991). Картина насыщена атмосферой верований, мифов, обрядов и быта различных племен славян. Режиссер соединил историческую реальность и мрачное мистическое фэнтези, мистическая составляющая присутствует по всему сюжету.
- «Старое предание. Когда Солнце было Богом» (Польша, 2003). Фильм интересен тем, что повествует об эпохе, привлекательной и очень отдаленной — эпохе начала становления славян.
- «Александр. Невская битва» (2008). Режиссеру удалось воссоздать былые события, происходившие много столетий назад.
- «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010). Шикарный фолк-боевик, сказка для поколения Интернета, позабывшего древние былины и летописи.
Формирование исторической картины страны
Исторические фильмы про Русь практически всегда отличаются высоким коэффициентом нравственной оценки, в том числе и историческим деятелям, их политике, поступкам. Режиссеры пытались выявить яркую черту в своем персонаже, сделать на нее упор, подчеркнуть и донести до зрителя. Каждая картина, посвященная определенной личности или историческому событию, вносит внушительный вклад в культуру страны, формируя ее историческую картину. Но бывают и исключения, когда автор в поиске новаторских приемов увлекается и непреднамеренно искажает исторические факты или значение той или иной особы из далекого прошлого. В кинолентах, список которых представлен ниже, наблюдаются такие тенденции.
- «Могила льва» (1971).
- «Ярославна, королева Франции» (1978).
- «Князь Игорь» (1969).
- «Ярослав Мудрый» (1981).
- «Даниил - князь Галицкий» (1987).
- «Житие Александра Невского» (1991).
- «Князь Юрий Долгорукий» (1998).
- «Сага древних булгар: Лествица…» (2005).
- «Русичи» (2008).
Зрительский успех
Зрительский успех, который сопровождает исторические фильмы про Русь, можно объяснить многими причинами: грамотным сценарием, оригинальностью авторской интерпретации, игрой талантливых актеров. Но все эти составляющие не гарантируют в полной мере интереса зрителя к истории этноса: весьма важен изобразительно-выразительный ряд отражаемой в картинах эпохи, народного характера и бытового уклада.