Ракета "Союз". Запуск ракеты "Союз"

Впервые ракета «Союз» с пилотируемым кораблем была запущена 23.04.1968 г. Пилотировал ее летчик-космонавт Владимир Комаров. На протяжении всего полета выявлялось множество несовершенств в конструкции. Спустя сутки после запуска у корабля отказала система спасения при спуске аппарата с орбиты. Корабль с космонавтом внутри разбился о землю. С такого трагического инцидента начался путь космического корабля, который стал впоследствии космическим долгожителем. В статье речь пойдет о ракете-носителе «Союз».

История создания

«Союз» является трехступенчатой ракетой-носителем (РН). Она предназначалась для запуска на орбиту Земли пилотируемых кораблей «Союз», автоматизированных аппаратов «Космос».

Начался процесс создания 20.05.1954 г. с постановления о разработке межконтинентальной баллистической ракеты. Руководителями процесса разработок были Д. И. Козлов и С. П. Королев. Основой для нового РН были «Восход» и «Р-7А». Конструирование началось в 1953 году.

Для отработки всех характеристик в 1955 году началось строительство испытательного полигона. Было принято решение создать его в Казахстане у железнодорожной станции Тюра-Там. Сегодня это известный всем космодром Байконур.

Только после успешного создания РН «Восток», «Восход» С.П. Королев начал разработку совершенно нового направления космонавтики. Он приступил к созданию пилотируемых кораблей (ПК) с бытовым отсеком на борту. Запускать ПК должна была ракета «Союз».

Создали ее на базе РН «Восход». Существенной модернизации был подвержен блок третей ступени. Это позволило повысить энергетические характеристики аппарата.

Конструкция

Ракета «Союз» внешне имеет отличительные черты в конструкции. Ее легко узнать по четырем боковым блокам конической формы, располагаемым на первой ступени.

Длина зависит от типа ПК, но она не превышает показатель в 50,67 метра. Начальная масса должна быть менее 308 тонн с общим весом топлива в ней 274 тонн.

Составляющие части:

  • 1-я ступень включает четыре стартовых ускорителя;
  • 2-я – это центральный блок «А»;
  • 3-я – это блок «Б»;
  • система аварийного спасения;
  • адаптер полезного груза;
  • головной обтекатель.

Космическая ракета «Союз» способна вывести на орбиту груз до 7,1 тонны.

Топливо

Во всех трех ступенях РН используется одно и то же топливо. Им выступает реактивный керосин Т-1. Окислителем является жидкий кислород. Он не токсичен, однако в высокой степени пожароопасен и взрывоопасен.

Для работы вспомогательных систем аппарат заправлен незначительным количеством жидкого азота, перекиси водорода.

Модификации РН

Ракета «Союз» дала жизнь и другим своим модификациям:

  • «Союз-Л» - для отработки лунной кабины. Ее запуски проводились с космодрома Байконур в 1970-1971 гг.
  • «Союз-М» - все запуски проводились с космодрома Плесецк в 1971-1976 гг. Впервые с ее помощью вывели на орбиту корабль, а после стали применять для запуска разведспутников Зенит «Орион».
  • «Союз-У» - предназначена для запуска на орбиту множества космических кораблей (пилотируемых, грузовых). Отличается от базовой конструкции более мощными двигателями 1-й и 2-й ступени. По сегодняшнее время совершено около 770 запусков.
  • «Союз-2» - модификация от типа У. В проекте носит название «Русь».
  • «Союз-СТ» - основана на базе типа 2. Она обеспечивает коммерческие запуски с космодрома Куру.

История запусков

С 1966 по 1976 произведено 32 запуска, из которых 30 прошли успешно. Впервые РН стартовала 28.11.1966 г., в результате чего на орбиту вывели беспилотный корабль. Последний раз ракета «Союз», фото которой представлены, взлетела 14.10.1976 года, выведя на орбиту транспортный корабль.

Все запуски производились с Байконура. Для этого использовались стартовые площадки №1, №31.

Запуск ракеты «Союз» был отмечен двумя катастрофами, первая из которых состоялась 14.12.1966 года. Проблемы начались при подготовке к запуску, когда на боковом блоке не сработал пирозапал. Автоматика не сработала, ракета осталась стоять. Пока сливалось топливо, сработала система аварийного спасения, которая все это время была в рабочем режиме и следила за состоянием корабля. Причиной включения системы было то, что Земля при вращении сменила угол, а вместе с ней его сменила и ракета. Экипаж в это время стоял у подножия РН.

В части ракеты, оставшейся на земле, загорелся теплоноситель. Это привело к последующим взрывам. Основная масса людей успела покинуть территорию. Погиб сразу майор Коростылев, который спрятался за стену и задохнулся от дыма. На второй день погибло два солдата.

Вторая катастрофа произошла 05.04.1975 года. На борту ПК находились В.Г. Лазарев и О.Г. Макаров. Они совершали по второму полету в космос. Неполадки начались при выведении ПК на орбиту, автоматика произвела аварийное отделение. При этом была набрана высота в 150 километров.

Корабль попал на склон горы вблизи города Горно-Алтайска. Он покатился по склону и чудом зацепился за дерево, которое росло у края пропасти. Космонавты выжили благодаря тому, что не произвели отстрела парашюта. Эвакуировали космонавтов с помощью вертолета. Их полет продлился 21 минуту 27 секунд.

Комментарии