Традиционные костюмы народов Поволжья. Мужская и женская одежда народов Поволжья

Традиционные костюмы народов Поволжья, как и абсолютно все национальные одежды, отражают региональную и социальную принадлежность человека. Волга - река длинная, и по мере продвижения вдоль ее берегов можно наблюдать возникающую разницу в национальных одеяниях.

Связующее звено

Внешний вид национальных костюмов обусловили в первую очередь обычаи и традиции народов Поволжья, которые складывались под действием окружающей среды и погодных условий. Характерной чертой для каждого национального костюма является отделка. Орнамент, уходящий корнями в доисторические времена, недаром называют письменами из прошлого. Вера пращуров в начертанные обереги создавала узоры, принадлежащие только этому племени или народности, и передавалась из века в век. Так возникали дошедшие до нас орнаменты, служащие, как вышивка и меха, своеобразным определителем принадлежности костюма определенному народу. Но как самая длинная река Европы соединяет все народы Поволжья, так и основная часть национального костюма - рубашка (особенно женская) - является общей и характерной чертой для всех национальных костюмов народов этих территорий.

Общее для всех

Итак, традиционные костюмы народов Поволжья имеют один общий признак. Советский археолог и этнограф Борис Алексеевич Куфтин называл его «туникообразным покроем»: рубашки всех этносов Поволжья не имеют плечевых швов. Конечно, и у других народов, например у древних римлян или японцев, отсутствовали плечевые швы. Объяснялось это в первую очередь примитивностью условий, в которых надо было красить или разрисовывать одежду, или чем-то другим, но не отметить тот факт, что при разности национальных нарядов такая общая для всех костюмов деталь существовала, нельзя. Одинаковыми, очевидно, были и материалы, из которых одежда шилась, – конопля и лен. Можно предположить, что речной жемчуг и дробленый перламутр находили применение во всех поволжских костюмах. В основном же традиционные костюмы народов Поволжья: мордовский, чувашский, татарский, народов Среднего и Самарского Поволжья - отличаются друг от друга.

Эрзя и мокша

Для сравнения рассмотрим сначала мордовский костюм. Каждый народ, его возникновение, история очень разнообразны. Мордва, делящаяся на два субэтноса (мокша и эрзя, имеющие свои языки), является финно-угорским народом. Только треть проживает в Мордовии, остальные - в сопредельных областях и по всей России. Исповедуют в основном православие, но есть молокане и лютеране. И все это из века в век формировало национальные одежды и отражалось в них. Надо сказать, что водные артерии долгое время были единственными торговыми дорогами, связывающими соседей. Общаясь между собой, народы Поволжья заимствовали друг у друга обычаи, нравы, рецепты национальных кухонь, знакомились с традициями, перенимали элементы нарядов и украшений.

Различия в костюмах даже внутри одного этноса

Так и формировались традиционные костюмы народов Поволжья. Мордовский женский наряд замысловат, а мужской - прост и удобен. Можно отметить, что мокшанки национальный костюм носят постоянно, а эрзянки - только по праздникам. И это не единственное отличие даже в национальном костюме одного народа. Общим и абсолютным для них является белый цвет холста, покрой рубахи, присутствие в украшениях монет бисера и раковин, а также отделка нарядов вышивкой. Одежда мужчин незамысловата и очень напоминает русский костюм – рубаха навыпуск, штаны, заправленные в онучи. Панар и понкст (рубаха и штаны) на каждый день изготавливались из конопли, праздничные - изо льна.

Обязательные детали

Неотъемлемой частью костюма был кушак, или каркс, которым всегда подпоясывали рубаху. Ему придавалось большое значение. Изготавливался он, как правило, из кожи, имел пряжку, простую в виде кольца или всячески украшенную.

На пояс подвешивалось или оружие, или орудия труда, по поясу отличали воинов. Поверх рубахи летом мордовские мужчины надевали легкую белую распашонку (мушкас - у мокши, руця - у эрзи), зимой – чапан, напоминающий русский армяк, прямого кроя, с длинными рукавами, большим запахом и широким воротом, или отрезную в талии овчинную шубу. Самым распространенным головным убором были валяные шапки (белые или черные) с небольшими полями, позднее, как и у русских, фабричные картузы, зимой - шапки-ушанки или малахаи. На ногах были лапти с портянками или онучами, по праздникам - сапоги. Просто и удобно. А вот для того чтобы нарядить мордовскую женщину, требовалось несколько часов и две-три помощницы.

Уникальные особенности

Традиционная белая рубаха, украшенная вышивкой, у мокшан была короче, и поэтому к ней обязательно добавлялись штаны. Богато расшитый пояс у эрзян заменялся пулайем - набедренным украшением из бисера, блесток, бус, цепочек. Впервые девушка-эрзянка надевала его в день совершеннолетия и не снимала до старости. В дни больших праздников поверх всего этого надевался пояс из бисера с красными кисточками, под который по бокам подтыкались богато украшенные полотенца. Назывался он сэлге пулогай. А у мокшанских женщин поясным украшением служили кеска руцят, надетые сразу по несколько штук и тоже очень богато украшенные. Таким образом, видно, что традиционные костюмы народов Поволжья даже в рамках одного народа имели существенные различия. И по их внешнему виду и манере носить можно было безошибочно определить приблизительный возраст женщины, социальное положение и национальную принадлежность.

Верхняя одежда

Поверх всего вышеперечисленного мордовские женщины надевали разновидность сарафана – кафтонь-крда. Иногда надевали распашную одежду руцю, напоминающую безрукавку длиной выше колен. И покроем и цветом у субэтносов они разнились, как и онучи. Головные уборы были сложными сооружениями, отражающими возраст, семейное и социальное положение. Для них не жалели никаких украшений. Демисезонной одеждой была сумань, как и у мужчин. Зимой женщины носили овчинные шубы с большим количеством оборок под отрезной талией. Обувь от мужской не особо отличалась. И, конечно же, женщины носили украшения, мокшанки к традиционным кольцам, бусам, браслетам добавляли нагрудники. Можно добавить, что в XIX веке в мордовский женский костюм был добавлен фартук. На примере национального костюма этого этноса видно, что женская одежда народов Поволжья по количеству вещей, замысловатости и многообразию украшений и дополнений значительно превосходит мужской костюм, да и женские наряды других народностей куда как проще мордовских.

Яркие детали

Тюркоязычный народ (второй по численности в РФ) татары разделяется на три этнотерриториальных группы, одной из которых является волго-уральская. Все они отличаются друг от друга, в том числе и национальной одеждой. Сравнивая традиционные костюмы народов Поволжья, татарский можно выделить сразу. Ему присущи заостренные кверху головные уборы округлой формы, шаровары с широким шагом, бешметы и очень красивая обувь из тисненой кожи или расшитого бархата. Характерны и широкие рубахи, казакины и камзолы в талию. Прямые кафтаны синего цвета с рукавами, разрезанными от плеча, или чекмени, напоминают древнюю тюркскую одежду. Это говорит о том, что яркий индикатор национальной принадлежности человека, которым является традиционный костюм, пройдя долгий путь исторического развития, сохранил память о далеких предках.

Характерная черта костюма

Общей чертой одежды всех татар считается ее трапециевидная форма (спина всегда приталивалась) и наличие как в мужском, так и в женском костюме рубахи (кулмэк) и штанов (ыштан). Женская рубаха отличалась только длиной – порой она доходила до щиколотки. Татарская рубаха отличалась от других туникообразных рубах, входящих во все традиционные костюмы народов Поволжья, шириной и длиной (у мужчин она доходила до колен) и воротником-стойкой.

У женщин под рубахой, у которой, как правило, был глубокий вырез, всегда находился нагрудник. Богатые татарки имели рубахи из дорогих привозных тканей. Штаны отличались тем, что для мужчин они шились из полосатых тканей (пестряди), для женщин - из однотонных.

Изящная простота

Верхняя одежда: казакин, бешмет и чекмень - была запашной, с цельной приталенной спиной. У мужчин был еще и чапан для посещения мечети. Обязательным атрибутом являлся пояс. И верхняя женская одежда отличалась от мужской только украшениями, для которых использовали мех, позумент, вышивку и декоративную строчку. Рассматривая традиционные костюмы народов Поволжья (татарский, к примеру), можно сделать следующий вывод: и мужской, и женский костюмы не очень замысловаты, что не делает их менее красивыми. Отличаются они друг от друга декоративными деталями и рубахой, которая в некоторых вариантах напоминает, скорее, платье с воланами. Главной особенностью национальной одежды любого этноса является то, что она тесно связана с жизнью этого народа, формировалась веками и создавалась всей этнической общностью.

Костюм Самарского Поволжья

Национальная одежда народов Самарского Поволжья у бедных и богатых одна и та же. Отличается она качеством изготовления, красотой материалов, дороговизной декора. В Самаре кроме русских, украинцев живут чуваши и очень много татар. Поэтому и традиционные костюмы жителей Самарского Поволжья не очень отличаются. Так, широкая женская рубаха кулмэк, лежащая в основе национального костюма самарских татарок, делится на три вида. Первая из них ничем не отличается от описанной выше рубахи – широкая, прямая, схожая с мужской. Она имеет основное прямое полотнище и два боковых, расширяющихся книзу, прямой, обшитый ленточками разрез на груди. Рукава дополняли ластовицы, по низу подола шел волан. Все кулмэки были длинными. У рубахи второго вида воланы поднимались до бедер, талии, иногда до груди. Кулмэк третьего вида больше напоминал платье с кокеткой.

Тонкости костюмов этой территории Поволжья

Обязательной принадлежностью женского туалета был камзол, который надевался поверх кулмэка и шился из тяжелых тканей. Отличительной чертой являлась тесная связь нагрудно-шейных украшений с головным убором. Пожилые женщины носили своеобразный, богато украшенный тамбурной вышивкой головной платок – орпэк. По манере ношения платка можно было определить, к какой татарской группе принадлежит женщина: к самарским или казанским татарам. Костюм мужчин Самарского края мало отличался от одежды других народов Поволжья. Разве что боковые клинья кулмэка были более широкими, в результате чего напоминали одежду казаков. Поверх рубахи надевался недлинный камзол с короткими рукавами, последним был казакин. В этом районе мужчины-мусульмане носили богато вышитые бисером тюбетейки, орнамент на них был растительный.

Отличительные черты костюмов Среднего Поволжья

Национальные костюмы народов Среднего Поволжья перекликаются с вышеперечисленными нарядами, потому что проживают здесь русские, чуваши, мордва и татары. Для женской одежды характерна все та же рубаха. Носили ее с сарафаном разных покроев или с понёвой – шерстяной юбкой с богато украшенным подолом. Завершающей деталью был шугай – короткий теплый пиджачок. Роль кофточки, надеваемой поверх рубахи, выполнял навершник, коротай, шулпан или нарукавники. Мужской костюм был прост, а потому удобен: рубаха с кушаком, порты в полоску, заправленные в обувь. Зимой - теплый свободный кафтан.

Отсутствие разительных отличий

Не имели разительных отличий традиционные костюмы народов Поволжья. Чувашский тоже не особо отличался, разве что названиями деталей. Все та же туникообразная рубаха у чувашей именовалась секе, а штаны с широким шагом – йем. У женщин секе, украшенная красивой вышивкой, носилась с напуском на талии, а поверх рубахи надевался запон (фартук). Характерными были украшения из металлических блях и монет. Тухья, головной убор девушек, отличалась своеобразием: форма у нее была конусообразной, дополняли ее тика (украшение, спускающееся на лоб) и наушники с тесемками. Платки татарок Среднего Поволжья назывались туттар. Надо отметить, что именно головные уборы, особенно женские, отличали традиционные костюмы народов Поволжья. Чувашский мужской костюм разнился с другими в основном цветом штанов: они всегда были белыми, вышивка на рубаке вдоль выреза могла быть треугольной формы. Верхняя одежда декорировалась аппликацией и вышивкой. Орнамент украшал грудь, шел по запаху и подолу. Белый прямоспинный халат шупар имел очень узкие рукава.

Комментарии