Традиционные костюмы народов Поволжья. Мужская и женская одежда народов Поволжья
Традиционные костюмы народов Поволжья, как и абсолютно все национальные одежды, отражают региональную и социальную принадлежность человека. Волга - река длинная, и по мере продвижения вдоль ее берегов можно наблюдать возникающую разницу в национальных одеяниях.
Связующее звено
Внешний вид национальных костюмов обусловили в первую очередь обычаи и традиции народов Поволжья, которые складывались под действием окружающей среды и погодных условий. Характерной чертой для каждого национального костюма является отделка. Орнамент, уходящий корнями в доисторические времена, недаром называют письменами из прошлого. Вера пращуров в начертанные обереги создавала узоры, принадлежащие только этому племени или народности, и передавалась из века в век. Так возникали дошедшие до нас орнаменты, служащие, как вышивка и меха, своеобразным определителем принадлежности костюма определенному народу. Но как самая длинная река Европы соединяет все народы Поволжья, так и основная часть национального костюма - рубашка (особенно женская) - является общей и характерной чертой для всех национальных костюмов народов этих территорий.
Общее для всех
Итак, традиционные костюмы народов Поволжья имеют один общий признак. Советский археолог и этнограф Борис Алексеевич Куфтин называл его «туникообразным покроем»: рубашки всех этносов Поволжья не имеют плечевых швов. Конечно, и у других народов, например у древних римлян или японцев, отсутствовали плечевые швы. Объяснялось это в первую очередь примитивностью условий, в которых надо было красить или разрисовывать одежду, или чем-то другим, но не отметить тот факт, что при разности национальных нарядов такая общая для всех костюмов деталь существовала, нельзя. Одинаковыми, очевидно, были и материалы, из которых одежда шилась, – конопля и лен. Можно предположить, что речной жемчуг и дробленый перламутр находили применение во всех поволжских костюмах. В основном же традиционные костюмы народов Поволжья: мордовский, чувашский, татарский, народов Среднего и Самарского Поволжья - отличаются друг от друга.
Эрзя и мокша
Различия в костюмах даже внутри одного этноса
Так и формировались традиционные костюмы народов Поволжья. Мордовский женский наряд замысловат, а мужской - прост и удобен. Можно отметить, что мокшанки национальный костюм носят постоянно, а эрзянки - только по праздникам. И это не единственное отличие даже в национальном костюме одного народа. Общим и абсолютным для них является белый цвет холста, покрой рубахи, присутствие в украшениях монет бисера и раковин, а также отделка нарядов вышивкой. Одежда мужчин незамысловата и очень напоминает русский костюм – рубаха навыпуск, штаны, заправленные в онучи. Панар и понкст (рубаха и штаны) на каждый день изготавливались из конопли, праздничные - изо льна.
Обязательные детали
Неотъемлемой частью костюма был кушак, или каркс, которым всегда подпоясывали рубаху. Ему придавалось большое значение. Изготавливался он, как правило, из кожи, имел пряжку, простую в виде кольца или всячески украшенную.
Уникальные особенности
Верхняя одежда
Яркие детали
Тюркоязычный народ (второй по численности в РФ) татары разделяется на три этнотерриториальных группы, одной из которых является волго-уральская. Все они отличаются друг от друга, в том числе и национальной одеждой. Сравнивая традиционные костюмы народов Поволжья, татарский можно выделить сразу. Ему присущи заостренные кверху головные уборы округлой формы, шаровары с широким шагом, бешметы и очень красивая обувь из тисненой кожи или расшитого бархата. Характерны и широкие рубахи, казакины и камзолы в талию. Прямые кафтаны синего цвета с рукавами, разрезанными от плеча, или чекмени, напоминают древнюю тюркскую одежду. Это говорит о том, что яркий индикатор национальной принадлежности человека, которым является традиционный костюм, пройдя долгий путь исторического развития, сохранил память о далеких предках.
Характерная черта костюма
Общей чертой одежды всех татар считается ее трапециевидная форма (спина всегда приталивалась) и наличие как в мужском, так и в женском костюме рубахи (кулмэк) и штанов (ыштан). Женская рубаха отличалась только длиной – порой она доходила до щиколотки. Татарская рубаха отличалась от других туникообразных рубах, входящих во все традиционные костюмы народов Поволжья, шириной и длиной (у мужчин она доходила до колен) и воротником-стойкой.
Изящная простота
Верхняя одежда: казакин, бешмет и чекмень - была запашной, с цельной приталенной спиной. У мужчин был еще и чапан для посещения мечети. Обязательным атрибутом являлся пояс. И верхняя женская одежда отличалась от мужской только украшениями, для которых использовали мех, позумент, вышивку и декоративную строчку. Рассматривая традиционные костюмы народов Поволжья (татарский, к примеру), можно сделать следующий вывод: и мужской, и женский костюмы не очень замысловаты, что не делает их менее красивыми. Отличаются они друг от друга декоративными деталями и рубахой, которая в некоторых вариантах напоминает, скорее, платье с воланами. Главной особенностью национальной одежды любого этноса является то, что она тесно связана с жизнью этого народа, формировалась веками и создавалась всей этнической общностью.
Костюм Самарского Поволжья
Тонкости костюмов этой территории Поволжья
Обязательной принадлежностью женского туалета был камзол, который надевался поверх кулмэка и шился из тяжелых тканей. Отличительной чертой являлась тесная связь нагрудно-шейных украшений с головным убором. Пожилые женщины носили своеобразный, богато украшенный тамбурной вышивкой головной платок – орпэк. По манере ношения платка можно было определить, к какой татарской группе принадлежит женщина: к самарским или казанским татарам. Костюм мужчин Самарского края мало отличался от одежды других народов Поволжья. Разве что боковые клинья кулмэка были более широкими, в результате чего напоминали одежду казаков. Поверх рубахи надевался недлинный камзол с короткими рукавами, последним был казакин. В этом районе мужчины-мусульмане носили богато вышитые бисером тюбетейки, орнамент на них был растительный.
Отличительные черты костюмов Среднего Поволжья
Национальные костюмы народов Среднего Поволжья перекликаются с вышеперечисленными нарядами, потому что проживают здесь русские, чуваши, мордва и татары. Для женской одежды характерна все та же рубаха. Носили ее с сарафаном разных покроев или с понёвой – шерстяной юбкой с богато украшенным подолом. Завершающей деталью был шугай – короткий теплый пиджачок. Роль кофточки, надеваемой поверх рубахи, выполнял навершник, коротай, шулпан или нарукавники. Мужской костюм был прост, а потому удобен: рубаха с кушаком, порты в полоску, заправленные в обувь. Зимой - теплый свободный кафтан.
Отсутствие разительных отличий
Не имели разительных отличий традиционные костюмы народов Поволжья. Чувашский тоже не особо отличался, разве что названиями деталей. Все та же туникообразная рубаха у чувашей именовалась секе, а штаны с широким шагом – йем. У женщин секе, украшенная красивой вышивкой, носилась с напуском на талии, а поверх рубахи надевался запон (фартук). Характерными были украшения из металлических блях и монет. Тухья, головной убор девушек, отличалась своеобразием: форма у нее была конусообразной, дополняли ее тика (украшение, спускающееся на лоб) и наушники с тесемками. Платки татарок Среднего Поволжья назывались туттар. Надо отметить, что именно головные уборы, особенно женские, отличали традиционные костюмы народов Поволжья. Чувашский мужской костюм разнился с другими в основном цветом штанов: они всегда были белыми, вышивка на рубаке вдоль выреза могла быть треугольной формы. Верхняя одежда декорировалась аппликацией и вышивкой. Орнамент украшал грудь, шел по запаху и подолу. Белый прямоспинный халат шупар имел очень узкие рукава.