Где снят "Левиафан"? Фильм "Левиафан": актеры и роли, отзывы

Недавно вышедший на экраны фильм «Левиафан», по мнению многих критиков, является одним из важнейших кинодостижений России за последние несколько лет. Как известно, именно этот российский фильм совсем недавно был удостоен премии «Золотой глобус» и получил еще множество престижных наград, например, премию за лучший сценарий, лучшую мужскую и женскую роли, монтаж и т. д. Как ни странно, картина больше полюбилась западному зрителю, чем отечественному, что наглядно отражено в многочисленных критических статьях.

Первая сюжетная линия

Как утверждает сам режиссер, в своей картине он стремился доказать, что библейские сюжеты способны существовать вне временных и пространственных рамок. Для того чтобы воплотить свою задумку, Андрей Звягинцев разворачивает перед своим зрителем один из них. Действие происходит в наши дни в российской глубинке. Само название фильма имеет множество смыслов, и связано оно не только с Библией, что позволяет судить о многоуровневой сюжетной линии. Режиссер всегда славился глубокими работами, после просмотра которых всегда появлялась тема для рассуждений. Сюжет фильма «Левиафан», в самом глубинном своем смысле, связан с библейской историей об Иове, в которой описывается чудовище, воплощающее в себе все силы природы, противостоящие человеку. Прототипом этого героя и является главный персонаж фильма – Николай, которого блестяще сыграл Алексей Серебряков. Он честно трудится, любит свою семью, словом, ведет тихую спокойную жизнь в доме у Баренцева моря, построенном еще его прадедом. Николай считает себя образцовым христианином, а потому уверен в том, что Бог благосклонен к нему. Однако, как и в истории с Иовом, у Всевышнего собственные планы на этого человека. На голову героя обрушивается череда бед и несчастий. Николаю предстоит пересмотреть Божий посыл и принять его не как наказание, а в качестве испытания, избавиться от греховной гордыни и не совершать бессмысленных попыток разгадать Божий замысел.

Вторая сюжетная линия

Как уже упоминалось выше, «Левиафан» (фильм) – это вовсе не пересказ истории Иова, это многоуровневое произведение кинематографического искусства. На следующем смысловом уровне зрителю предстоит решить новые головоломки. Здесь имя Левиафана приобретает новое значение. Это уже не природный монстр, подавляющий человека, - это образ машины нашего государства, которая в процессе перемалывания человеческой массы не способна распознать личность. «Левиафан»- фильм, содержание которого наглядно демонстрирует зрителю, как эта машина работает. Местная власть, представляющая государство, жестоко уничтожает Николая как индивидуума, который рискнул отстаивать собственные права на землю, исконно принадлежащую его отцу и деду.

Что послужило толчком к рождению сюжета?

На одной из каннских пресс-конференций Андрей Звягинцев рассказал, что к выбору сюжета его подтолкнула знаменитая история жителя Колорадо, произошедшая в 2004-м, когда тот бульдозером уничтожил несколько административных зданий, тем самым выразив свое недовольство властями, отказывавшимися признавать права этого человека. Режиссер отметил, что подобное могло случиться в любой стране, и добавил, что только перенеся сюжет на отечественную почву, он осознал существование протосюжета – истории Иова.

Герои фильма

Многочисленные негативные отзывы о фильме «Левиафан» связаны именно с тем, что в картине нет ни одного положительного героя. Все персонажи регулярно употребляют алкоголь, постоянно курят и ругаются матом. Сам режиссер видит во всем этом «ядро» жизни простого русского человека, однако многие зрители восприняли это как оскорбление, как попытку очернить русских в глазах остального «цивилизованного» мира. В свете последних событий мнение о том, что «Левиафан» - фильм, заказанный Западом, является особенно актуальным. Западный мир действительно отнесся к картине лучше, чем отечественные зрители. Возможно, это связано как раз с образами героев, ведь они только подтверждают давно сложившийся стереотип, мол, если русский, то обязательно хмурый матерящийся пьяница.

Мрачные пейзажи

Уже с самых первых кадров фильма мы видим Россию в исключительно мрачных тонах, овеянных безнадежностью, будто неким туманом. Печальный утренний пейзаж старенького мурманского городишки, где снят «Левиафан», действительно напоминает западные фильмы о России, которые в большинстве своем снимаются в Восточной Европе. Однако здесь все куда более прямолинейно. Картина и не обещала своему зрителю ярких красок, только мрачный город, погрязший в тоске и безнадежности. Конечно же, в реальной жизни, где нет камер и замыслов режиссера, все иначе. Съемки фильма проходили в практически заброшенном поселке Мурманской области, в Териберке. Для этой области России подобные места скорее являются экзотикой, чем обыденностью. Сами местные жители твердят, что в действительности их край выглядит вовсе не так ущербно, как это подано в фильме. Однако, как известно, в искусстве не бывает полутонов, это попросту невыгодно. Поэтому и сама местность, и моральный облик обитателей городка, где снят «Левиафан», показаны в картине исключительно с мрачной стороны. Звягинцев демонстрирует лишь то, что вызывает отвращение: старые гниющие корабли, разбитые грунтовые дороги и китовый скелет... Здесь повсюду жуткая пыль, серые ободранные стены зданий, а люди одеты, словно нищие беженцы Гражданской войны в Таджикистане 90-х годов. Каждый, кто хотя бы раз побывал в Мурманске, точно знает, насколько красив этот северный край, поэтому отзывы о фильме «Левиафан» пестрят замечаниями о том, что режиссер искажает реальную картину действительности. Были и такие, кто поддержал замысел Звягинцева. По мнению последних, нет ничего плохого в том, что общая картина местности выглядит слегка утрированно. Самое главное – это передать идею, а сделать это гораздо проще, когда она выражена отчетливо.

В Териберке все так плохо?

Да, много толков и пересудов вызвала картина «Левиафан» Звягинцева. Где снимали этот фильм, вы уже знаете. С выходом картины на мировые экраны многие были просто ошеломлены: неужели в России действительно так плохо живут? Многие корреспонденты иностранных газет и телеканалов отправлялись в поселок, где велись съемки фильма, чтобы своими глазами увидеть, что же здесь происходит. Териберка стал настоящим символом упадка Севера России, что, по сути, подтверждает и сюжет фильма «Левиафан». На самом же деле здесь все не так плохо. Одно время Териберку считали районным центром, это был поселок городского типа, стремительно увеличивающийся в размерах. Однако в начале 60-х годов вся крупная деятельность переместилась в Североморск, по причине чего поселок постепенно стал приходить в упадок. Сельская глава, Татьяна Трубилина, обвиняет в преувеличении «Левиафан» Звягинцева: «Где снимали весь этот ужас, бедность и безработицу?» По ее словам, лишь 10 % от всего населения поселка не имеют работы; здесь есть прекрасный дом культуры, функционирует библиотека, оснащенная компьютерами и другим необходимым оборудованием. Глава также напоминает о заслугах териберского народного хора. Безусловно, Звягинцев не имел намерения оскорбить поселок, где снят «Левиафан», и его жителей. Не стоит забывать, что кино призвано отражать действительность через увеличительное стекло, утрируя некоторые детали, и режиссер всего лишь стремится как можно более ярко обозначить проблемы российской глубинки.

Тотальная разруха в интерьерах фильма

Главный герой киноленты Николай проживает со своей семьей в старом, видавшем виды доме. Для придания сюжету еще большей драматичности режиссер акцентирует внимание на том, что семейство герой не живет, а буквально выживает. Интерьер дома, где снят «Левиафан», насыщен элементами нищеты. Все, что накопилось на старых складах «Мосфильма», использовано здесь с целью в очередной раз подчеркнуть ущербность жизни героев. На это указывает буквально все: и бронзовые краны, и фикусы из пластмассы, и древняя бутафорская дверь, и потертые застиранные покрывала. Каждый эпизод обнажает перед зрителем повседневную жизнь Николая, обшарпанные стены его отчего дома, пустые провалы вместо окон...

Русский без водки никуда!

Уже на 25-й минуте ленты тема алкоголя начинает набирать обороты. Водка здесь выступает как покровительница всех провинциальных жителей. Многие критики утверждают, что «Левиафан» – фильм, содержание которого основывается на водке как на ключевом элементе повседневной жизни русского человека. Напиток этот здесь пьется по-простому: из граненых стаканов, без всякой закуски, будто какой-то лимонад. Все это, по словам режиссера, сделано лишь с одной целью – продемонстрировать обычного русского человека, пребывающего в состоянии постоянной подавленности и глубочайшей депрессии. В фильме Звягинцева пьют все: сам главный герой, его гулящая жена, гаишники, мэр, даже дети распивают пиво в разрушенном храме. Все существующие проблемы персонажи киноленты привыкли решать пьянством, что не чуждо и реальным людям, живущим в провинциальных городах, где царствует нищета и безысходность.

В финале зло побеждает

К сожалению, концовка трагична. Продажные местные судьи зачитывают приговор Николаю, сюжет не оставляет даже тени надежды на что-то лучшее, светлое. Как уже говорилось выше, толчком к созданию картины стала история американца, бросившего вызов произволу чиновников. Однако если бы в США снимали фильм об этом человеке, он выступал бы в качестве настоящего героя, предстал бы как борец за справедливость. Кардинально отличается в этом плане фильм «Левиафан». Россия преподносит главного героя ущербным и ничтожным. Персонаж Серебрякова - алкоголик и глупец, которому изменяет жена, он будто являет собой олицетворение всех возможных стереотипов о русском человеке.

Церковь как источник зла

Завершением фильма стала десятиминутная проповедь священника, который рассказывал о событиях, происходящих в мире, восхвалял русский народ и его победы над скверной. В киноленте служитель церкви выступает в роли политрука, который скрывает истинные проблемы и людскую боль, прикрывая все это завесой добра. Всю эту долгую проповедь с неподдельным вниманием слушают те самые местные коррупционеры, которые только что отняли дом у простого мужика и загубили его и без того нелегкую жизнь. Режиссер обнажает перед своим зрителем всепоглощающую несправедливость, которая еще и оправдывается клириком. Это заставляет задуматься о миссии священнослужителей в современном обществе. По окончании службы зритель видит, что на месте старого дома Николая вырос пусть и небольшой, но добротный храм, предназначенный для городской элиты. И мэр, и местные первые лица счастливы. По замыслу авторов, церковь представляется в еще более дурном свете, чем коррумпированные чиновники, являя собой не институт, несущий людям веру и надежду, а настоящее зло.

Критика фильма

Еще задолго до своего появления на экранах фильм расколол Россию на два лагеря, жаркие споры между которыми не утихают до сих пор. Одни утверждают, что «Левиафан» – лучший фильм, восхваляют киноленту, считая ее достоверным отображением жизни людей путинской эпохи, другие же, напротив, осуждают режиссера за пропаганду антироссийских настроений. Многие связывают такую реакцию наших соотечественников с обострением украинского кризиса и давлением Запада на Россию. Особенно массово взбунтовалась общественность после вручения премии «Золотой глобус», что, по сути, означало одобрение Западом русофобских, по мнению некоторых, настроений. Безусловно, фильм года «Левиафан» заслуживает внимания. Посмотреть его стоит хотя бы для того, чтобы постараться понять, что же хотел сказать режиссер, задуматься над будущим нашей страны.

Несмотря на весь трагизм сюжета и противоречивые мнения критиков, картина достойна высочайших похвал, ведь она тронула за живое каждого, кто увидел ее. Будь то иностранный зритель или отечественный, каждый во время просмотра не раз ужаснулся, задумался: что ждет нас впереди? В больших городах жизнь течет по-другому, тем более за границей. Шокирующие кадры полного отчаяния героев наводят на мысли о том, как много еще предстоит сделать нашей стране, чтобы уберечь своих граждан от такой жизни, если подобное существование вообще можно назвать жизнью. Мы совершенно забыли о том, как живут простые деревенские люди, мы жалуемся на свои проблемы, которые, по сравнению с откровенно гнетущей атмосферой безысходности фильма, покажутся незначительными. «Левиафан» несет в себе множество смыслов одновременно, здесь есть над чем поразмыслить. Замысел Звягинцева неоднозначен, содержание ленты можно рассматривать с разных ракурсов и менять свое мнение с каждым новым просмотром. Сцены фильма действительно потрясают. Именно такие кадры не забываются, они словно оседают где-то в глубине души.

Комментарии
Редкая хрень, я потерял два часа жизни на эту ерунду.
Фильм, действительно оставляет сильное впечатление....трагичная концовка, но такова реальная жизнь!
Гениальный фильм. И гениальный режиссер. Как осколок далекой звезды.
...яблоко от яблони недалече падает.