Является ли граненый стакан символом России?

Откуда пошел граненый стакан, доподлинно неизвестно. На этот счет существует несколько версий. По одной из них, этот предмет столовой утвари начали изготавливать на Руси еще во времена Петра Первого. Якобы стекловар Ефим Смолин из славного города Владимира преподнес самодержцу свое изобретение, уверив императора, что граненый стакан не бьется. Алексеич, хлебнув из новинки хмельного (стакан был не пустым), хватил его о каменный пол, крикнув при этом:

«Стакану быть!». Стеклянная емкость тут же разлетелась на тысячу осколков. Правда, царь при этом смилостивился и не стал наказывать стеклодува-обманщика. А позже молва народная переиначила сказанную спьяну царскую фразу на другую: «Стаканы бить».

По другой версии, в которой отсутствуют столь драматические подробности, граненые стаканы в царствование Петра начали производить в городе Гусь-Хрустальный. А вот пивал ли из них хмельное император или нет – о том история умалчивает. Достоверно лишь одно: ни в восемнадцатом, ни в девятнадцатом веке граненый стакан не оставил своего изображения. НИГДЕ! Нет его ни на картинах художников, нет и описаний в произведениях литературы.

Впервые документально зафиксировано изображение граненого стакана на картине «Утренний натюрморт» (1918), принадлежащей кисти знаменитого художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (ах, какая роскошная фамилия, под стать изображенному на натюрморте предмету!). Правда, в том граненом стакане на картине был чай.

Чем же граненый стакан предпочтительней круглого? Ну, во-первых, он действительно гораздо прочнее. Значит, не так уж и неправ был полумифический Ефим Смолин, заявив царю, что стакан не бьется. Во-вторых, он значительно менее расположен кататься по столу, будучи положенным на бок.

Сторонники появления граненого стакан в петровское время дружно апеллируют к сему обстоятельству – мол, известный своими морскими увлечениями царь не мог пройти мимо такого изобретения, очень полезного во время качки. Но точно неизвестно, так ли оно было на самом деле или несколько иначе.

Даже если граненый стакан и появился в последние годы Российской империи, то творческую интерпретацию новинка получила в годы советской власти, став, пожалуй, даже элементом русского фольклора. Про праздник «Двести лет граненому стакану», надеюсь, все слышали?

Классический советский граненый стакан увидел свет 11 сентября 1943 года, когда выпуск этого изделия с современными габаритами был налажен в Гусе-Хрустальном. Стаканы выпускались с разным числом граней – от двенадцати до восемнадцати с шагом в две единицы. Исключение составляет семнадцатигранный стакан, но это редкость, так как технологически проще изготавливать стаканы с четным числом граней.

Это изделие давно растиражировано как отечественной промышленностью, так и произведениями искусства (в качестве образа, естественно). И все-таки – какой он, граненый стакан? Сколько грамм (если точнее, то не грамм, конечно, а миллилитров) помещается в этот символ эпохи? Попробуем разобраться.

Граненый стакан объем мог иметь разный, но классический вмещал двести пятьдесят миллилитров (если вровень с краями) и двести – если наливать до верхней границы граненой поверхности. К дизайну шедевра стекольной промышленности приложила руку даже Елена Мухина – знаменитый скульптор, автор «Рабочего и колхозницы». В любом случае это – сугубо отечественное изобретение. И, бесспорно, такой же символ России, как матрешка, балалайка и медведь. Выпускали его в неимоверных количествах. Армия, учреждения здравоохранения и общепита – даже если принимать во внимание только трех этих больших заказчиков, становится ясно, что граненый стакан – поистине народная посуда.

Комментарии