Поезд "Сапсан": схема вагона
Совсем еще недавно поезд воспринимался как малокомфортное средство для передвижения по территории страны. Но со временем уровень комфортности для пассажиров стал расти. В поездах дальнего следования уже нормой стало, когда в комплект удобств включают салфетки, полотенца, предметы гигиены.
Но скорость передвижения оставалась прежней. Изменить время в пути и поднять качество обслуживания призваны поезда нового поколения.
"Сапсан": быстрый транспорт
Новейший высокоскоростной поезд называется "Сапсан". Так компания железнодорожных перевозок показывает, что новый подвижной состав так же быстр и стремителен, как и эта птица из семейства соколиных.
Специально для российской корпорации ОАО "РЖД" немецким машиностроительным концерном Siemens сконструирован поезд "Сапсан", схема вагона которого принципиально отличается от привычной для многих россиян. Проектная максимальная скорость новой машины достигает 350 км/ч.
За основу новых поездов было взята платформа Velaro, модификация поездов ICE 3. При проектировании были учтены требования стандартов и климатические условия России.
Поезда активно эксплуатируются на двух направлениях "Москва – С. Петербург" и "Москва – Нижний Новгород". Причем на последней ветке поезда, как правило, двухсистемные, где при протяженности маршрута в 436 километров максимальная скорость достигает 160 км/ч. Тогда как односистемные поезда первого направления двигаются со скоростью до 250 км/ч при протяженности 645 км.
"Сапсан" - поезд нового поколения
В отличие от привычной компоновки в поездах "Сапсан" схема вагона принципиально новая. И как такового локомотивного состава здесь уже нет.
В России уже ранее была попытка разработать свой поезд со скоростными характеристиками до 350 км/ч. Еще с 1992 года в течение семи лет ЦКБ морской техники "Рубин" велась подготовка к выпуску первого высокоскоростного российского поезда – "Сокол-250" (ЭС–250). И к 2000 году был собран опытный образец.
Конструкторские решения "Сокола" не имели аналогов в практике отечественного машиностроения. Он обладал такими характеристиками:
- цельносварной кузов из легких алюминиевых сплавов;
- управление поездом на базе микропроцессорной системы;
- усовершенствован тяговый привод, с новым токоприемником и т.д.
Но разработка "Сокола-250" была приостановлена и заморожена, так как было принято решение о том, что проще и выгоднее воспользоваться разработками фирмы Siemens с небольшими доработками с учетом российских реалий.
Первый рейс "Сапсан" совершил по маршруту "Москва – С. Петербург" 17 декабря 2009 года.
Он состоял из 10 вагонов с общей вместимостью более 600 пассажиров, весь маршрут преодолевал за 3 часа 45 минут.
Ниже на фото представлен поезд "Сапсан" (схема вагона 4).
Где перекусить?
В поездах "Сапсан" схема вагона-ресторана принципиально отличается от традиционного понятия "ресторан". Он разделен на две зоны. Одна зона с буфетом и стойками со стоячими местами для быстрого перекуса, вторая - с комфортными местами со столиками на четырех пассажиров. Заказать еду из ресторана могут и другие пассажиры поезда, причем в вагонах бизнес-класса еда уже включена в стоимость билета. Комплект обеда и сервисного обслуживания напоминает предлагаемый в самолетах.
Вагоны повышенной комфортности
Как и при авиаперевозках, в поездах "Сапсан" для удобства пассажиров есть вагон 1-го класса.
Схема мест в вагоне "Сапсана" для пассажиров 1 класса представлена ниже.
Помимо специальной переговорной комнаты, места в которой покупаются сразу на четырех человек, здесь для пассажиров установлены кожаные кресла. Они раскладывающиеся, с регулируемой спинкой не только для всей спины, а и для поясничной зоны.
Для повышения удобства присутствует индивидуальное освещение с раздельной системой развлечений. Предусмотрена зона Wi-Fi и возможность для подзарядки мобильных устройств.
Переходы между вагонами выполнены "гармошками" без переходных дверей, а между тем сами пассажирские салоны разделены прозрачными раздвижными дверями, оснащенными фотодатчиками, и поэтому они открываются/закрываются автоматически.
При проходе всего состава, от головы до хвоста, прилагать физические усилия на открывание дверей не нужно. Герметичность наружных дверей выполнена таким образом, что при температуре наружного воздуха -20⁰ температура внутри салона неизменна и комфортна во всем составе.
В скоростных поездах "Сапсан" схема вагона продумана таким образом, чтобы крупная ручная кладь располагалась в отдельном отсеке, а мелкие вещи хорошо помещались на верхних полках.
Где покупать билет?
Теперь может показаться странным, что приобрести билет вполне возможно не только в здании вокзала, но и непосредственно в самом поезде.
Как отражает схема 6 вагона, "Сапсан" оборудован также специальным местом для людей с ограниченными возможностями. Есть специальная площадка для инвалидных колясок и ряд кресел для инвалидов. Для удобства таких людей туалет оборудован специальными поручнями, а входная дверь в вагон рассчитана на габариты инвалидных колясок. В этом же вагоне и располагается билетная касса, а для мам с грудными детьми отведена небольшая комната со столом для пеленания.
Система развлечений
Для удобства пассажиров вагоны оборудованы специальными мониторами, на которые выводится как рекламная информация о самом поезде, так и развлекательные программы. Пассажиры оснащаются индивидуальными одноразовыми наушниками, между креслами располагается пульт управления. При помощи кнопок можно выбрать несколько радиоканалов или смотреть и слушать видеофильм.
В зависимости от типа вагона и цены билета, по пути следования есть возможность подключения к услугам интернета. В отдельных вагонах эта услуга предоставляется за дополнительную плату.
Также пассажир в пути следования может воспользоваться периодическими печатными изданиями, которые находятся в специальном кармашке сиденья.
В каждом вагоне расположено табло, на котором в режиме онлайн выводится информация о температуре воздуха и текущей скорости состава.
Поддержка правопорядка в пути
На билете в этот скоростной состав в глаза сразу бросается предупреждающая надпись о том, что курение в поезде категорически запрещено. И это неспроста.
Ниже схематически представлен еще один вагон поезда "Сапсан". Схема вагона 9 выглядит таким образом.
Все вагоны, подсобные помещения и туалеты оснащены датчиками, реагирующими даже на малейшую задымленность. Стоит только датчикам сработать и уловить признаки дыма, как весь состав автоматически тормозит и прекращает движение до тех пор, пока причина задымления не будет устранена.
В пути следования за охраной правопорядка постоянно наблюдает специальный наряд сил правопорядка, как в форме, так и в гражданской одежде.
В целом, несмотря на разницу в цене по сравнению с обычными поездами, поезд "Сапсан" пользуется большим спросом у пассажиров. Если сравнить стоимость перелета на самолете в бюджетном классе, цена может показаться и высокой. Но надо помнить, что поезд приходит практически из центра одного города в центр другого. Так что для тех, кто ценит свое время, "Сапсан" – идеальный выбор!