Подвижной состав - будущее страны!

К понятию «подвижной состав» можно отнести все единицы техники, участвующие в грузообороте или пассажирообороте на сети железных дорог. Подвижной состав РЖД включает в себя вагоны различных категорий, локомотивы. Он подразделяется на состав специального назначения, пассажирский и грузовой составы по роду перевозок.

Также можно привести следующую классификацию ПС:

  • Тяговый: локомотивы (электровозы, паровозы, тепловозы).
  • Несамоходный: вагоны (платформы, полувагоны, зерновозы, цистерны и т.д.).
  • Мотор-вагонный: метро, электропоезда, автомотрисы.
  • Состав спец. назначения: машины на самоходу, дрезины.

Создателями рассматриваемого транспорта в настоящее время являются машиностроительные предприятия страны и зарубежья, локомотивостроительные и вагоностроительные заводы, металлургические заводы.

Первые вагоны в России стали выпускать в середине 18 века. Как самостоятельная промышленная отрасль, вагоностроение выделяется к середине 40-х годов 18 века. В то время началось строительство железной магистральной дороги Москва-С.Петербург, и именно для строительства вагонов для этой дороги в Ленинграде был выделен казенный литейно-механический Александровский завод.

Основная железнодорожная особенность того времени заключалась в том, что подвижной состав был скорее рассчитан на перевозку людей. Строились, как правило, вагоны для пассажиров, курсирующие в пригородном назначении. В них не было туалетов, буфетов и даже спальных мест, только места для сидения.

Первые вагоны являлись двухосными, рама и кузов производились из дерева. Их соединение было цепным. Подвижной состав для перевозки пассажиров того времени значительно отличался от современного.

Следующим стимулом для развития железнодорожной отрасли стал переход России от феодализма к капитализму путем реформ 1861 года. С 1863 года начался выпуск вагонов с применением двухосной конструкции.

В 1859 году на Александровском заводе появилось подобие современного полувагона – открытый вагон, а также пороховоз и вагон для взрывчатых веществ.

В это же время, в связи с необходимостью перемещать скоропортящиеся грузы (продукты питания, в основном), появился изотермический вагонный парк.

В 1875 году вышло распоряжение Министерства путей сообщения (МПС), в котором говорилось о приведении всех крытых вагонов к однотипному варианту «нормальных размеров» (6400*2743 миллиметра). Это диктовалось размерами военной техники и массовой перевозкой войск.

Со второй половины 90-х гг. происходил подъем промышленного производства, что привело к расширению строительства железных дорог, подвижной состав вновь обрел новшества. Росла потребность в вагонах для перевозки массовых грузов. Производство таковых увеличилось в разы.

В 1880 году в районе села Большие Мытищи начали сооружать вагоностроительный завод Мытищинский.

В 1896 году началось сооружение Верхневолжского завода по строительству вагонов.

В 1897 году переродился в вагоностроительный завод по производству патронных ящиков, походных кухонь и фаэтонов.

И так на просторах страны появлялись заводы с одной лишь целью – создать совершенный подвижный состав, способный удовлетворить потребности государства в перевозках.

В настоящее время количество вагонов и локомотивов можно назвать достаточным для страны, а вот над техническим состоянием таковых следует хорошо задуматься. Радует одно: строительство техники подобного рода с момента возникновения не прерывалось ни на год.

Комментарии