Рейтинг боевиков: от натурального мордобоя к новой классике жанра
Традиционно все познается в сравнении, вот и в киноиндустрии эта расхожая фраза приобретает особенное значение, определяя рейтинг кинокартины.
Рейтинг боевиков – это мера популярности, оценка, расстановка приоритетов и даже классификация. Он устанавливается методом опроса внушительной целевой группы зрителей или более скромной – экспертов.
Параметры
С момента появления картин, относящихся к категории «кино-боевик», и до последних громких премьер самые авторитетные и известные издания, престижные кинопремии пытаются определить лучший фильм. Дело в том, что не всегда громкие премьеры, созданные мастерами кинематографа и удостоенные престижными наградами, занимают лидирующие позиции в таблоидах популярности и зрительских симпатий. Поэтому, когда составляется рейтинг боевиков, учитываются многие параметры: кассовые сборы, количество кинонаград, яркие события и громкие скандалы, связанные с процессом съемок и, конечно же, оценка и любовь зрителя. Абсолютными победителями, то есть лучшими экшен-фильмами считаются те, которые чаще остальных попадают в топ-9 основных мировых изданий, вроде Time и Movies, Variety, Guardian, Entertainment Weekly, Rolling Stone, Associated Press и т.д.
Абсолютные победители (ветераны)
Составляя рейтинг боевиков, среди лидеров чаще других называют:
- «Начало» (2010). Изобретательная задумка Кристофера Нолана расскажет о путешествиях сквозь сновидения. Просто блистательная картина чудесного мира с таким лихим финалом, который переворачивает весь сюжет вверх ногами. А динамику картине обеспечивает мастерски подобранный актерский ансамбль, высококлассные спецэффекты и помпезная драматическая музыка.
- «Гладиатор» (2000). Режиссёр Ридли Скотт подарил зрителю потрясающий исторический кино-боевик невиданного размаха. Это грандиозный эпический проект, в котором все не только живописно, но и безумно брутально.
- «Матрица» (1999). Своеобразный нью-эйджизм режиссеров братьев Вачовски имел колоссальный успех. Картина наполнена мощными и виртуозно исполненными экшен-сценами, а эпизод с крутейшей перестрелкой в офисе до сих пор считается эталонным.
- «Темный рыцарь» (2008). И снова Кристофер Нолан снимает фильм, который становится четвёртой кинолентой в мире, заработавшей более одного миллиарда. Это эффектное и достаточно реалистичное кино, отнюдь не кинокомикс.
- «Терминатор 2: Судный день» (1991). Рейтинг боевиков-ветеранов был бы не полным без этого удачного и умного продолжения фантастического боевика все того же Джеймса Кэмерона. Фильм был заслуженно удостоен четырех премий «Оскар» и восторженно принят зрительской аудиторией.
Новая классика жанра "экшн"
К некоторому сожалению приверженцев меткого выстрела и доброго хука на смену натуральному мордобою приходят новые экшен-картины – свирепые, реактивные, безумные и немыслимо красивые, подобные уколу адреналина в сердце. Таблоиды популярности взорвали киноленты последних лет, которые обещают стать новой классикой жанра "экшн". Вот перечень нескольких:
- На первом месте уверенно балансирует фильм 2015 года «Безумный Макс: Дорога ярости». Это настоящая кинематографическая молния – кино брутальное и замечательное одновременно. Режиссер Миллер оказался безусловным гением в области хореографии автомобильных погонь.
- «Грань будущего» Дага Лаймана назван одним из лучших проектов сезона и идеальным продуктом для массового зрителя, предполагающим не только неумолимый экшн и головокружительные спецэффекты.
- Порой современные блокбастеры используют шаблонные сюжеты, обкатанные и простые приемы, но их создатели умудряются сделать их изящными. Причем изящество определяется отнюдь не новаторским подходом, а обработкой даже шаблонной структуры фильма, ее вариациями и умением обыгрывать ситуации. Среди таких картин: «Ярость», «Джон Уик», «Kingsman: Секретная служба», «Первый мститель: Другая война», «Неудержимые 3», «РобоКоп».
Нам есть чем гордиться
Русские картины жанра "боевик" – это кино, которое ориентировано на отечественного зрителя и подогнано исключительно под русский менталитет. В нем есть те же погони, драки и перестрелки, но приближенные к нашей, порой печальной действительности. Отличительной чертой отечественных кинопроектов является то, что режиссеры большее внимание уделяют сюжету, раскрытию образа главных героев, а не отвлекающим внимание спецэффектам. В большинстве своем все киноленты относятся к смешанному жанру "боевик-криминал", отдельно обособлены лишь те экшн-ленты, сюжет которых связан с событиями ВОВ или миротворческим операциям (Афганистан, Чечня и т.д.). Заслуживающими внимание фильмами считаются:
- Брат (1997). Одна из лучших работ Алексея Балабанова, значение которой с течением времени лишь возрастает. Картина может показаться старомодной, но лишь тем киноманам, которые привыкли к псевдобитвам, что разыграны в павильонах на фоне зеленого экрана.
- Не менее значимыми являются брутальные «Бумер» и «Бой с тенью», «Бригада» (сериал, русский боевик), сенсационный футуристический боевик «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука, «Параграф 78», «9 рота», «Война».
Каким должен быть лучший боевик?
Также не стоит оставлять без внимания технологический момент. Лучший боевик априори снимается в высоком технологическом плане по качеству съемки, звука и костюмов. Стиль повествования должен быть классический, без каких-либо экспериментальных нововведений. История должна быть простой и доступной для понимания всем зрителям вне зависимости от страны их проживания, например, о человеке, который всеми силами и способами стремится достичь своей цели.
Все чаще, даже в жанре "экшн", внимание обращается на качественное и хорошее кино, в котором на первый план выносятся отношения между главными героями. Актерская игра немаловажна в любой картине, ведь все эмоции и чувства, которые зритель должен ощутить, передаются при помощи мимики, жестов и тембра голоса актеров. Шедевр получается, когда режиссер чувствует и знает, как должен вести себя персонаж в той или другой ситуации и каким он должен быть.