Басни Леонардо да Винчи. Какие басни написал Леонардо да Винчи?

Имя Леонардо да Винчи чаще связывают с изобразительным искусством – как-никак, творчество этого гениального художника справедливо считают воплощением Высокого итальянского Возрождения. Для среднестатистического обывателя знаменитый итальянец – в первую очередь автор знаменитой Джоконды, улыбка которой давно стала понятием нарицательным.

Талантливый человек талантлив во всем

Далеко не каждый знал и знает, что Леонардо проявил себя как необычайно одаренный человек во многих отраслях – интересовался и механикой, и анатомией. Гению принадлежит ряд идей, намного опередивших его время.

Поскольку мастер пробовал себя в разных ипостасях, нет ничего удивительного в том, что были у него и литературные опыты, которые гениальный итальянец, судя по всему, вовсе не собирался отдавать на суд общественности: многочисленные рассказы и басни Леонардо да Винчи писал для собственного удовольствия.

Пробы пера были найдены только после его смерти, и тут же обнаружилось, что талантливый человек действительно талантлив во всем. Произведения написаны блестящей прозой, они лаконичны, оригинальны и точны. Автор совершенно не подражал предшественникам, предпочитая находить собственные средства выражения мыслей – и всегда преуспевал.

Леонардо да Винчи в литературе

Литературные опыты гения весьма разнообразны: тут и описания природы, и юмористические заметки, и даже искусно построенные загадки. Очень интересны и самобытны басни Леонардо да Винчи, именуемые иногда притчами: образы в них яркие и неожиданные, сравнения меткие, смысл – глубокий. Автор не ограничивал свою фантазию чужой стилистикой (например, не стал приверженцем эзопова языка). Герои басен радуют разнообразием: размышлениям предаются и люди, и животные, и даже неодушевленные предметы.

В своих работах гениальный художник (и, как оказалось, баснописец) обращался к самым разным проблемам: создается впечатление, что это и остроумно оформленные выводы, сделанные в ходе долгих размышлений, и зарисовка внезапных озарений, посетивших автора. Все басни Леонардо да Винчи не похожи друг на друга. Герои, ситуации, мораль всегда различны. Иногда вывод находится на поверхности, порой произведение допускает разные толкования. Объединяет их только бесспорный талант и занимательность: читать эти короткие притчи как минимум интересно.

Чтобы знать, нужно интересоваться

В школьную программу басни Леонардо да Винчи не входят, зато они часто используются авторами интеллектуальных викторин. Подразумевается, что человек, уровень образования которого выше среднего, должен иметь представление о литературных опытах великого итальянца. Что ж, они того, безусловно, стоят.

В основе практически каждой басни Леонардо да Винчи – справедливость. Во имя ее достижения герои, поступающие неблаговидно, попадают впросак. И даже порой оказываются съеденными (злополучный грызун из басни «Мышь и устрица», пытавшийся обманом слопать моллюска, а вместо этого оказавшийся в желудке у кошки).

Идея справедливости возмездия

Как правило, оставшиеся в живых пострадавшие охотно соглашаются, что были наказаны по заслугам (купец из басни Леонардо да Винчи про монахов).

Суть произведения такова: хитрый торгаш, напомнив двум странствующим представителям духовенства о том, что есть скоромное во время поста недопустимо (устав не велит), единолично расправился с цыпленком, которого следовало было разделить на троих. Странствующие монахи не стали напоминать купцу, что путешественникам позволены послабления, а преподали пройдохе наглядный урок.

Один из них взялся перенести купца через реку, донес до середины и бросил в воду – намокла и поклажа, и ботинки, и одежда хитреца. Объяснил монах свой поступок иезуитски: дескать, устав не велит носить с собой деньги (а у представителя коммерции они, понятное дело, были). Мораль басни Леонардо да Винчи про монахов проста: за все проделки может последовать справедливая расплата, а проявленная хитрость – обернуться против того, кто к ней прибегает.

Доверие, способное обезоружить

Идея возмездия, в принципе, не нова: подобные мысли легко отыскать и у других авторов. Но да Винчи в своих произведениях обращается и к иным сторонам жизни, порой довольно неожиданным. Все прекрасно помнят басню Крылова «Волк и ягненок», в которой серый хищник съедает несчастного малыша, аргументируя это просто: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Несмотря на изначальную расстановку героев (хищник и жертва), совершенно иной смысл заключается в произведении Леонардо да Винчи. Басня «Лев и ягненок» - короткая и емкая зарисовка с довольно неожиданной развязкой. Автор утверждает, что даже самого свирепого хищника может обезоружить доверие и наивность. В отличие от волка Крылова, лев да Винчи не смог обмануть доверие маленького существа и остался голодным.

Вряд ли финал этой басни Леонардо да Винчи можно считать типичным или рассчитывать на нечто подобное в обыденной жизни: все-таки чья-то беззащитность может обезоружить только очень благородное сердце. Впрочем, вполне возможно, что автор не напрасно избрал главным героем произведения именно льва: кому же и проявить величие души, как не самому царю зверей?

Чувство юмора

Другие притчи мастера свидетельствуют, насколько глубоким и своеобразным чувством юмора обладал Леонардо да Винчи: басня «Богач и бедняк», к примеру, рисует нам ремесленника, который после окончания тяжелого рабочего дня идет навестить обеспеченного земляка, живущего в роскоши. Когда тот, наконец, поинтересовался причиной столь частых (и молчаливых) визитов, труженик почти издевательски ответил ему, что приходит полюбоваться условиями, в которых живет хозяин дома, чтобы «отвести душу». Он глубоко сочувствует богачу: тому некуда пойти с той же целью, ведь вокруг живут одни нищие.

Смысл этого произведения вовсе не очевиден. Не вполне понятно, что же хотел сказать своим читателям Леонардо да Винчи. Басня «Богач и бедняк» призывает «отнять и поделить», согласно любимому принципу некоторых революционеров? Или просто порадоваться остроумию ремесленника? Содержит резонную мысль о том, что гораздо приятнее находиться в окружении благополучных людей? А может, автор пытается донести до читателя, как это важно – иметь возможность лицезреть красоту?

Красота и добро – не тождественны

Значение эстетической стороны жизни да Винчи наверняка понимал. Ведь справедливо будет сказать, что сам он в создании прекрасного принимал самое непосредственное участие. Правда, склонности к безусловному обожествлению красоты великий художник не обнаруживает: осознает, что ее можно употребить и на злое дело.

Свидетельствует об этом еще одно известное произведение Леонардо да Винчи: басня «Пантера», в которой маленькая обезьянка восхищается великолепной шкуркой опасной хищницы. Мать объясняет, что с помощью милых пятнышек, похожих на диковинные цветы, хитрая убийца заманивает доверчивую жертву: таким образом, красота не обязательно служит добру – подытоживает Леонардо да Винчи. Басня «Пантера» подсказывает нам еще один вывод: великому мастеру не чужды были этические размышления. Он часто обращается к морали и нравственности – и в его исполнении понятия эти вполне христианские.

Величие разума и труда

Еще чаще да Винчи размышляет о пользе и величии труда, который считает не унизительным для человека, а необходимым. Подтверждением может служить басня о бритве, которая воссияла на солнышке и возомнила о себе Бог знает что. Отказавшись работать в цирюльне (ведь бритье чьих-то намыленных щек недостойно ее великолепия), она покрылась ржавчиной – и горько раскаялась, осознав, как важен в жизни труд. Так же - дополнительно уточняет автор - ум человека ржавеет без употребления.

Разум, плоды его работы вообще высоко ставит Леонардо да Винчи: басня «Бумага и чернила» повествует именно об этом. Глупый лист бумаги, стремящийся сохранить свою первозданную чистоту, обвиняет чернильницу в том, что по ее вине он оказался «испачканным». Обвиняемая резонно возражает, что это не пачкотня и закорючки, а послания разума – и оказывается права. Найдя на столе бумагу – пожелтевшую, запылившуюся, уже непригодную для письма – человек выбрасывает чистые листы, оставляя только один – тот самый, с записями, признавая ценность этого «послания разума».

Глупость и гений несовместимы

По всей видимости, гениальный итальянец не только ценил ум, но и презрительно относился к проявлениям человеческой глупости. Произведение под названием «Язык и зубы» причисляет к признакам недалекого ума и болтливость – такой смысл несет в себе написанная Леонардо да Винчи басня: сначала подумай, потом говори. В притче описывается конфликт между зубами и бесконечно разглагольствующим языком, который, несмотря на все предостережения, заврался, зазевался и был заслуженно наказан: зубы от души прикусили его.

С тех пор, усмехается выдуманная Леонардо да Винчи басня, «сначала подумай, потом говори» - девиз болтуна. Опасаясь быть прикушенным, он, наконец, стал вести себя прилично.

Голливудский «хэппи энд» придумал да Винчи

Надо сказать, что счастливо заканчиваются почти все басни Леонардо да Винчи: справедливость торжествует, глупость, хитрость и жадность посрамлены, уроки идут героям на пользу и т. д. Видимо, великий мастер был очень светлым человеком и верил в победу разума – над глупостью, света – над тьмой, добра – над злом.

Большинство его выводов достаточно прозрачны и с нравственной позиции доступны каждому. Всемирно признанный гений не «мудрствует лукаво». Мораль многих басен внятна и даже банальна: трудиться – хорошо. Хитрить и выворачиваться – плохо. Мыслить – прекрасно. Жадничать – недостойно.

У великого Леонардо есть чему поучиться не только людям, посвятившим себя искусству. В его жизни и творчестве найдет для себя пользу и отдушину любой человек.

Комментарии