Футурист – это революционер в искусстве
Футуризм (лат. futurum — будущее) — это общепринятое наименование художественных авангардистских движений начала XX века, прежде всего, в России и Италии. Автором слова и основоположником направления является всемирно известный поэт-итальянец Маринетти. Отличаясь крайне экстремистской направленностью, футуризм, отрицая весь предшествующий художественный опыт, претендовал на построение совершенно нового искусства. Футурист — это последователь и приверженец футуризма.
Радикальные изменения
Основными постулатами футуристов являлись радикальные изменения принципа построения литературного текста, разрушение принятого синтаксиса, например, употребление глагола исключительно в неопределенном наклонении, уничтожение наречий, качественных прилагательных, опущение союзов, знаков препинания. Другими словами, футурист – это творец, который вводит в литературу «максимум беспорядка» и «восприятие по аналогии». Их целью было создание нового живого литературного стиля без утомительных пауз, подчеркнутых запятыми и многоточием.
От слов к визуальным знакам
Стихи футуристов полностью освобождались от жестких ограничений синтаксических периодов и логических связей. Отвергая нормативы линейного письма, поэты-футуристы свободно располагали свои строки в пространстве, образуя декоративные арабески или следуя аналогиям – форма-буква превращались в причудливые визуальные знаки. Также новый жанр привнес в художественную жизнь провокационный компонент – кулачный удар. Теперь приверженцев футуризма можно было легко отличить от других авторов. Поэт-футурист – это тот творец, который, выступая перед публикой, всячески ее эпатирует: провоцирует, оскорбляет, призывает к мятежу и насилию. Новое направление приобретало скандальную, но зато широкую известность.
Футуристы России
Учитывая политическую обстановку в России начала XX века, зерна футуризма попали на благодатную почву, а новое течение было с энтузиазмом воспринято в предреволюционные годы русскими кубофутуристами. Русские авангардисты вошли в историю отечественной культуры как новаторы, которым удалось совершить переворот в поэзии, литературе и других областях творчества. В России футуризм не стал целостной художественной системой, данным термином назывались различные тенденции в развитии авангарда. Желающим определить футуризм как общность стиля крайне трудно было соединить «песенника-архаика» Хлебникова, «трибуно-урбаниста» Маяковского, «эстет-агитаторов» братьев Бурлюк, «заумного-рычалу» Крученых. А если еще учитывать «спеца по воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Бориса Пастернака, то причесать всех под одну гребенку просто невозможно. Несколько отделившимися от направления считались Шершеневич и Северянин, однако все футуристы в литературе уживались под общей крышей жанра, цепко держась друг за друга.
Поэзия и живопись
Поэзия русского футуризма была неотъемлемо связана с авангардизмом в художественной живописи. Очень многие поэты, последователи жанра, считались неплохими художниками — В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, Елена Гуро. А большинство художников-авангардистов писали прозу и стихи, участвовали в выпуске футуристических изданий не только как оформители, но и как литераторы. Стихи футуристов были вдохновением для живописи, которая, в свою очередь, обогатила футуризм. К. Малевичу, П. Филонову, Н. Гончаровой, М. Ларионову почти удалось создать то, к чему так стремились футуристы.
«Футурист» и «хулиган» — синонимы?
Достаточно в короткий срок для умеренной публики термин «футурист» стал считаться синонимом к слову «хулиган». СМИ пристально следили за «подвигами» и причудами творцов нового направления в искусстве. Это вызвало повышенный интерес обывателей и приносило широкую известность приверженцам футуризма. Для большей части населения футурист – это тот, кто соответствовал основным признакам нового направления, среди которых пафос эпатажа, анархичность мировоззрения, экспериментаторство в ритмике, бунтарство, ориентация на произносимый стих.