Как писать стихи? Как научиться писать стихи
Многие люди, особенно в юности, хотят писать стихи. Большинство из них пытаются что-то сочинить, но привлекательный результат получается не у всех. И в итоге настоящих, признанных поэтов не так уж и много. Может быть, не стоит и пытаться в таком случае? Тем не менее, число самодеятельных стихотворцев велико, и с каждым днём появляется всё больше новичков.
Все ли могут быть поэтами?
Трудно сказать, почему люди пишут стихи. Чаще всего ими движет стремление выразить свои эмоции по поводу окружающего мира: впечатляющий уголок природы, сердечные переживания, размышления об устройстве жизни – всё это становится темой для поэзии. Не менее часто стихи пишутся как своеобразный отклик на события общественной жизни (в современности или в истории), которые взволновали автора. В любом случае причиной написания стихов обычно является эмоциональное побуждение, а ритмические строчки становятся отзывом на события внешней или внутренней жизни.
Многие люди пробуют себя в стихосложении, и вы тоже можете творить, если чувствуете такое желание. Конечно, никто не даст гарантии, что вы станете хорошим поэтом, но и напрасным такой опыт не будет. Главное, вы поймёте, как писать.
Стих и строфа – уточняем значения
Если вы пробуете свои силы в поэзии, то совсем не лишним будет знать некоторые важные понятия, связанные со стихосложением.
Стих... У этого слова есть два значения. Первое: поэтическая речь, организованная в той или иной традиции (например, «пушкинский стих»). Второе: ритмично выстроенная строка стихотворного текста.
Неверно употреблять слово «стих» в значении «стихотворение», поскольку первое является составной частью второго или (в некоторых случаях) гораздо более широким понятием, чем одно произведение.
Объединение двух и более стихотворных строк (стихов) называется строфой.
Среди таких сочетаний различают двустишие, трёхстишие, четверостишие... и так далее, вплоть до десяти стихов.
Далее в статье будет объяснено ещё несколько важных понятий. Мы поняли, почему пишут стихи разные люди и чем это может быть полезно, а также разобрались в значениях слов, которые путают читатели и многие начинающие поэты. Дальше пойдёт речь о секретах написания хорошего стихотворения.
Первый шаг: с чего начать?
Если вы никогда раньше не занимались стихосложением, то разумнее всего начать с чтения поэтических произведений признанных авторов. Не обязательно сразу хвататься за классику, если она не очень вам по душе. Начните с современных авторов, затем переходите на поэтов Серебряного века, а дальше можно усложнять свой читательский репертуар. Если пока не знаете, как начать писать стихи, то просто найдите и почитайте то, что найдёт отклик в вашей душе. При этом очень возможно, что первые самостоятельные опусы у вас будут похожи на творчество тех поэтов, которые вам больше всего нравятся. Относитесь к этому как к первому этапу обучения и продолжайте сочинять, как получается. Не секрет, что первые стихи многих впоследствии прославленных поэтов были подражательными. Но целеустремлённый человек сумеет развить свой талант и найти собственный стиль письма. Верьте в себя, пробуйте, экспериментируйте.
Жанры стихотворений
Но чтобы знать, в каком направлении двигаться, разберёмся в основных разновидностях поэтических произведений.
Поговорим о том, какой можно попробовать жанр. Для тонко чувствующих натур подойдёт лирическая и философская поэзия, а также баллады и стансы. Тем, кто активно интересуется окружающей социальной жизнью, можно попробовать писать публицистические стихи. Также заслуживает внимания пародийная, сатирическая и юмористическая поэзия – отдельные экземпляры этих жанров любимы читателями не меньше, чем серьёзные стихотворения.
Разновидности стихосложения
Избранный жанр и стиль подскажут, как писать. Стих в значении «способ выражения поэтической речи» слагается по определённым правилам. Перечислим виды поэтических произведений:
- белый стих (отсутствует рифма, но чётко сохраняется размер и ритм);
- акростих (манера письма, при которой первые буквы каждой строки образуют вместе слово, реже два или три);
- смешанный стих (способ написания без сохранения одинакового размера на протяжении всего произведения);
- стихи в прозе (нет рифмы и ритма, но особый выразительный стиль позволяет относить их к поэзии);
- верлибр (непростой стиль, отличающийся особым построением строк, краткими и насыщенными образами и отсутствием рифмы).
Далее мы разберёмся в основных составляющих стихотворения: рифме, размере и ритме.
Как складывается рифма?
Итак, вы определились, какие поэтические стили и способы стихосложения хотите попробовать сами. Но мало одного желания заниматься поэзией, нужно знать, как. Писать стих – каждую строку вашего произведения – необходимо по определённым правилам.
Одним из важнейших пунктов является рифма – созвучное окончание двух и более слов. Как известно, в стихотворении такие слова помещаются на конец строчки. При этом рифмоваться могут соседние два стиха либо через один, реже два. У рифмы есть свои разновидности:
- мужская (с ударением на последнем слоге);
- женская (ударение падает на предпоследний слог);
- дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге стиха);
- гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или ещё дальше).
Существуют и многие другие разновидности, но начинающему поэту можно пока ознакомиться с основными. Важно найти подходящую и оригинальную рифму, не похожую на «любовь – кровь» или «никогда – навсегда». А кроме того, выбранные для рифмы слова должны органично входить в текст стихотворения, создавая тот образ, который задумал передать поэт.
Если вы хотите знать, как правильно писать стихи, то ознакомьтесь также с понятиями поэтического размера и ритма.
Зачем нужны размер и ритм?
Размер стихотворения крайне важен, поскольку определяет звучание, мелодику, настроение произведения. Определить размер можно по сочетанию ударных и безударных слогов в 2-3 строчках поэтического произведения. Если вы думаете о том, как научиться писать стихи, то попробуйте проанализировать любимые произведения на предмет размерности и понять, как автор получил нужный эффект.
Двухсложные размеры:
- ямб;
- хорей.
Один ударный слог и один безударный. В ямбе ударение падает на второй слог, а в хорее на первый.
Трёхсложные размеры:
- дактиль;
- амфибрахий;
- анапест.
Один слог ударный, а два других - безударные. Различие в том, на какой слог падает ударение: первый – дактиль, второй – амфибрахий, третий – анапест.
Поможет ли знание стихотворных размеров научиться, как правильно писать стихи? Само по себе – едва ли, однако заглянуть «внутрь» того или иного стихотворения всё же полезно. Такой анализ открывает то, что не заметно при обычном чтении, и позволяет научиться строить поэтический рисунок.
Ещё одним немаловажным фактором является ритм – цикличное чередование безударных слогов с ударными. Чтобы лучше почувствовать ритм, нужно прочесть написанное стихотворение вслух.
Поэтические приёмы
Мы многое узнали о поэзии, но ещё не до конца решили вопрос, как писать. Стих – это отдельная строка, из сочетания которых слагается стихотворение. Чтобы оно обладало не только формой, но и содержанием, нужно знать и уметь применять поэтические приёмы. Вот некоторые из них:
- аллегория;
- аллитерация (звукопись);
- анафора;
- антитеза (противопоставление);
- восклицание;
- гипербола;
- градация (усиление);
- инверсия;
- ирония;
- каламбур;
- метафора;
- метонимия;
- обращение;
- оксюморон;
- олицетворение;
- рефрен;
- риторическое обращение или вопрос;
- синекдоха;
- умолчание;
- эвфемизм;
- эпитет;
- эпифора.
Знание этих приёмов само по себе не подскажет, как научиться писать стихи. Но если привыкнуть находить художественные средства в чужих произведениях, то станет понятно, что можно применять в собственном творчестве.
Поэт или графоман?
Предположим, вы уже написали одно или несколько стихотворений. Как определить, насколько они хороши? Сделать это самостоятельно – непросто, ведь не рассудком, а в порыве вдохновения мы пишем стихи. Сами при этом можем обожать каждую строчку собственного творчества, но вызовет ли оно такой же восторг у других? Способ это проверить один – дать почитать свои стихи другим людям. Если смогли заинтересовать своим творчеством кого-то другого, значит, приблизились к пониманию, как писать хорошие стихи.
Основные признаки удачного стихотворения:
- читатель ощущает то чувство, которое вложил автор, или видит описанную картину;
- свежие, оригинальные рифмы, подходящие по смыслу и настроению;
- соблюдается размер и ритм во всех строках;
- отсутствуют речевые, стилистические и прочие ошибки (кроме случаев, когда это входит в творческий приём).
«Хочу стихи писать, что делать?». Ответ один – писать. А ещё читать, причём творения не только признанных мастеров, но и начинающих авторов. Практикуясь и анализируя чужие опусы, вы научитесь технике написания стихов и разовьёте способность отличать удачные строки от неудачных. Но будьте готовы к тому, что тренироваться в выработке своего стиля вам предстоит много лет, если не всю жизнь.
Чтобы прочувствовать себя живым вновь,
Чтобы оказаться кому то нужным,
Но нет в этом никакой нужды.
Делать безумства можно и с друзьями
Коих всего два
Не устоит ни одна преграда перед нами
А потом пропустить по стаканчику, да!
С девушкой ты теряешь практически всё
И друзья не помогут избавиться от неё,
А уйдя из твоего дома
Останется лишь пустота.
И воссоединится союз верных трех друзей,
Но жизнь будет уже не той, что прежде.
Разочаровался ты в ней
Ведь н
Ты одна в своем доме большом.
Как всегда никому не нужна.
Тихо плакала ты под окном.
Время шло,ты забыть не могла,
Что случилось с тобою в тот день.
С грузом в жизни ты так и жила.
Доверяя себе лишь одной,
Но однажды нашла ты того,
Кому жизнь отдать бы смогла.
Вот печаль твоя завершена.
Ты на веки ему отдана.
Готовых так тебя обитель?
Забыть, уйти не объяснив
Причину резких изменений.
И ты одна, перебирая свою историю,
Опять!
Все больше в жизни понимая...
Что нота честности людей,
Все еще больше убывает,
И верить не кому совсем.
Увы! Но жизнь она такая...
Сегодня свет, а завтра тень!
Сегодня счастлив как ребенок,
А завтра хоть с горы упасть...
Разбиться в тысячу осколков,
А утром снова все собрав
В кулак, в пучок
Всю силу духа,
Смотрев на небо в высоту,
Мы снова будем жит
И черпаю от туда вдохновение ,
Нельзя переродиться в новь ...
И в этом есть венец творения
Вся жизнь моя строкой ложится
Там скрыты откровения души ,
В стихах моих любви легко напиться ,
О смысле жизни размышляй ...
И не спеши )))...
Не думайте что я такой душевный
Всезнающий любитель поучать
Быть жёстким иногда в сужденьях
Но любящим всегда, всегда, всегда!
Стремитесь ввысь
Не вверх, не вниз, не вправо и не влево
Там главное, что человеку здесь
Душе любовь необходима.
И в этот раз не напрасно пройдёт
Рук не тяни к сердцу огня
Сжигая года, тогда повезёт
ты придала мне надежду-любовь.
спасла ты меня от оков одиноких,
повеяла чувство и сердце в глубоких.
если не истинно,брызги в лица,
убийца хотел доказать мне бессмысленное...
что так образовано,и может и ловко,
по твоим строкам идет рифмовка!
мне б доказать стаде и лицам,
живущие в страхе над коалициями
Ходи только там, где солнце ярко светит,
Где блестят золотом дома.
Где ещё раньше не была и не бывала,
Там, где с надеждой истинною не встречалась.
А она по тебе аж заскучалась!
И вот ты смотришь вдаль, и видишь Облака следы
Иди туда, ведь для кого-то где то тень,
Кому то где-то лень и прочее...
Поверь!
Поверь в себя, чтоб достучаться до звезды не нужно воздвигать мосты, и храмы строить на песке не
надо.
Которое рассыплется при лёгком дуновении весны,
Как домик карточный по
Не хватит силы мне и духа
Наверное, лучше я себя убью
Чем буду жить я в вечных муках.
И каждый вечер перед сном,
Я умираю, чтоб проснуться.
Во сне с тобой, столь дорогом.
Готов на край земли рвануться.
Но просыпаясь поутру,
Опять несчастье настигает.
На целый день я дверь запру.
И тишина мне помогает.
Но как сказать тебе люблю!
Это трудней всего на свете,
Себя я вскоре застрелю.
Найдут меня на грязном, на паркете.
Моя единственная,моя любимая-
в сердце в моем ты навечно.
О,боже,как ты безупречна.
Слова многие хотелось бы излить,
чтобы в сердце тягость не таить.
Но ты их не услышишь,
ведь ты,к сожалению, меня ненавидишь.
Не со мною ты,не рядом,
Оттого душа излита ядом.
Мне бы чуток на тебя поглядеть,
потрогать в последний раз,и умереть
В голове "родился" стих,
От всех он чем то отличался,
Он был другим, но вот каким?
Этим вопросом я задался.
Ничем особым не был он,
На первый взляд, обычный стих,
Но прочитаев его раз двадцать,
Я понял в чем его мотив.
Стих не про светлую любовь,
Не про печаль, про жизнь во тьме
Стих стал особым потому
Что посвящен он самому себе
Ни что насвете не покинет,
Как память прошлого тебя,
Будь ты в кругу друзей счастливый,
Внутри тебя живет она.
Остались прошлого мгновенье,
Где близкий друг с тобою был,
Где все родные собирались,
Где жизнь отчаянно любил.
Один теперь, чего скрывать,
Сидишь ты в комнате мечтая,
Хоть день вернуть, все поменять,
Про боль и страх не вспоминая
Проходит день, затем и год,
С рассудком дружбу затевая,
Что то под нос бормочит он,
Про то, что жизнь стала такая.
И все спросят тебя,
С чего это вдруг?
А ты ответишь
Поколение сейчас такое,
Что аж в 12 лет е*ут,
Хотят бухать, курить,
И что сделаешь с этим ты?
Ведь сам такой
И это понимаешь, бывает такое
Что все так насто*бало, что жить не хочется порой
Но найдется такой человек, который успокоит, вразумит глаза
И сразу НА сердце спокойней станет
И становишься благодарен ему, за все то, что сделал для тебя он
И хорошо на душе станет, и жизнь цветным раствором забурлит…
Просто звук,отдававшийся эхом лишь время...
Только сердце сгорает внутри от огня,
Это всё что осталось мне,от тебя.
У нас не было счастья,всего лишь терпенье,
Да и то исчерпалось,настало забвение.
Так давай же растанимся,оборвём якоря
И насладимся разлукой зла не храня!
Пусть ты будешь счастливой и твой смех будет звонче!
О,прости же за всё,моё милое солнце...
Кочуланов Руслан
Мне бы стать твоей сигаретой
А лучше бутылкой вина
Чтобы вдыхала до фильтра
И жадно глотала до дна
Мне бы стать одинокой планетой
Которая совсем не видна
Что бы не видели смерти
Просто не ждали меня...