Примеры конкуренции в экономике. Монополистическая конкуренция: примеры

Изучая экономику, студенты сталкиваются с таким понятием, как конкуренция. Примеры можно встретить абсолютно в любой сфере этой науки. В специальной литературе под конкуренцией понимают соперничество между участниками рынка. Из данной статьи вы узнаете, какой может быть конкуренция на рынке, примеры и условия формирования её предпосылок.

К примеру, соперничество продавцов одинаковых товаров. Каждый из них заинтересован, чтобы клиенты покупали продукцию у него, а не у конкурента. В статье слова «продавец» и «производитель» будут употребляться в сходных значениях, обозначая ими предприятие, которое предоставляет услуги.

Ярчайшие примеры конкуренции в экономике всё-таки лучше рассматривать в тех рыночных сегментах, на которых производитель вырос.

Существует два вида конкуренции: совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция

Под ней понимают такое состояние рынка, при котором никто не может повлиять на цену товара. Подразумевается, что стоимость товара определяется только лишь себестоимостью её производства. При данном виде конкуренции ни государство, ни другие продавцы не влияют на ценообразование.

В современном состоянии рыночных отношений не встречается совершенная конкуренция. Примеры её можно найти только в книжках. На том рынке, где существует такая конкуренция, должно присутствовать большое количество продавцов, изготавливающих схожий по характеристикам товар.

Возможно, если бы такой рынок существовал, это и выглядело бы как современная конкуренция фирм. Примеры были бы немного другими, но суть понятия оставалось бы такой же.

Только в указанном варианте может здраво устанавливаться цена на товар. Кроме этого, продавцы будут стремиться увеличить свою долю на рынке за счёт улучшения характеристик товара, обслуживания, маркетинговых решений.

Несовершенная конкуренция. Примеры и виды

В несовершенной конкуренции всё намного сложнее, чем в предыдущем виде. Есть много различных показателей, которые характеризуют такое положение конкуренции на рынке - от регулирования цен государством до различных сговоров крупных игроков рынка. Недобросовестная конкуренция, примеры которой будут указаны ниже, приводит к производственному застою и не стимулирует предприятие развиваться.

Её разделяют на несколько подвидов: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Разберём их по порядку.

Монополия

Этот подвид считается полной противоположностью такому понятию, как совершенная конкуренция. Примеры можно встретить в нефтегазовом секторе экономики. Монополия предполагает наличие на рынке одного продавца услуг. Это может быть на региональном, национальном, международном уровне. Подобный вид называют так: «недобросовестная конкуренция». Примеры могут быть следующими: поставка, транспортировка природного газа, добыча нефти и другие.

Обязательные условия такой конкуренции:

  1. Единственный продавец. К примеру, на рынке фруктов может быть только один продавец бананов. Все будут покупать только у него и на его условиях, потому что других продавцов просто нет либо они запрещены законом.
  2. Единственный товар на рынке. Подразумевается, что аналогов продаваемого товара нет, и никто не может его ничем заменить.
  3. Нет свободного доступа на рынок другим продавцам. Такая ситуация в основном случается из-за ограничений, которые устанавливает государство. То есть нет предпосылок либо правовой возможности для функционирования на рынке других предприятий в монопольной сфере.

Сразу стоит отметить, что существует такое понятие, как природная (естественная) монополия. Это такой подвид монопольной конкуренции, который сформирован зачастую искусственным путём. Обычно подобную монополию создаёт само государство ввиду большого превышения выгод над отрицательными моментами. Такие примеры конкуренции в России: АОА «Газпром», ОАО «Роснефть».

Многие экономисты сходятся во мнении, что, функционируя на рынке, предприятие-монополист не заинтересовано в улучшении качества своих услуг, так как нет в этом необходимости. С данным предположением можно поспорить, ведь существуют сферы, в которых функционирование с экономической стороны будет просто неэффективно или вовсе невозможно.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция, примеры которой можно встретить практически в любой сфере экономики, присуща тем рынкам, на которых функционирует много продавцов. Торговцы продают схожие по своим характеристикам товары, но при этом продукцию нельзя назвать идентичной, и она не способна полностью заменить товары-конкуренты.

У рынка, на котором сложилась монополистическая конкуренция, есть свои черты, которые его выделяют:

  1. Наличие различных товаров, которые схожи по большинству характеристик. То есть рынок наполнен однородной продукцией. Но при этом каждая имеет какие-то свои особенности, и заменить её другим вариантом на 100% нет возможности.
  2. Присутствие на рынке большого числа продавцов. К примеру, производителей бытовой техники существует много, но при этом продукция каждого из них имеет свои технологические особенности.
  3. Значительная конкуренция среди продавцов, которая не отражается на их ценовой политике, говорит о том, что на рынке присутствует монополистическая конкуренция. Примеры можно приводить долго, но главное - то, что нет абсолютных товаров-заменителей. Вернёмся к тем же телевизорам. Производители постоянно совершенствуют свои технологии. Даже те, кто выпускает примерно одинаковые по характеристикам телевизоры, устанавливают разные цены. Покупатель в первую очередь покупает не прибор, а бренд, которому доверяет. Поэтому производители не так сильно обращают внимание на цены конкурентов, как это могло бы быть при совершенной конкуренции.
  4. Относительно лёгкий доступ для выхода на рынок новых продавцов. Преград для этого существует немного, и почти все, кто действительно захочет на него попасть, смогут это сделать.

Примеры видов конкуренции, которые относятся к несовершенной форме, можно обнаружить даже у себя в телефоне – это СИМ-карты одного из мобильных операторов. Именно в этой сфере большое количество компаний пытаются привлечь всё большую массу клиентов.

Олигополия

Олигополией называют такой вид конкуренции, когда на каком-нибудь рынке функционирует небольшое число крупных продавцов, конкурирующих между собой. Если 3-4 крупные компании полностью способны удовлетворить потребительский спрос, то такой рынок будет обладать следующими признаками олигополии:

  1. Продукты рынка могут быть и однородными, и дифференцированными. В данном случае к однородной олигополии можно отнести продукции металлопрокатной индустрии. Какой бы ни был производитель, сталь нельзя сделать уникальной. Такая продукция одной фирмы может быть полностью заменена продукцией другой.
    Примером дифференцированной монополии является табачная сфера. Сигареты, несмотря на их схожесть, имеют свои характеристики. Такой товар можно заменить только частично.
  2. Высокое влияние продавцов на цену товара. Из-за того, что каждый продавец занимает достаточно большой сегмент, можно сказать, что политика одного такого крупного игрока имеет непосредственное влияние на весь рынок.
  3. Выход на рынок новых продавцов имеет барьеры, но всё-таки реален. Возможны установленные на законодательном уровне различные требования к продавцам, при соблюдении которых открывается доступ к выходу на рынок.

Можно привести следующие примеры конкурентной России: сектор нефтепродуктов и других энергоносителей.

Также стоит выделить несколько основных способов или схем, с помощью которых появляются различные варианты несовершенной конкуренции. Некоторые из них вполне природные, а некоторые – создаются искусственным путём самими продавцами либо государством.

Можно выделить шесть путей.

Экономический путь

Данный путь является естественным итогом серьёзной конкуренции крупных игроков. Постепенно предприятия поглощают друг друга, увеличиваясь в размерах. Со временем игроков на рынке становится всё меньше, а влияние каждого из них возрастает.

Этот способ является самым опасным, так как возможен сговор между предприятиями для поднятия цен на товары, что делается регулярно. Государство особенно следит за рынками, где наблюдаются подобные тенденции, чтобы защитить права простого потребителя, и чтобы цены всегда были обоснованными.

Рекламный путь

Приведём пример «Кока-колы». Реклама данного напитка столь разнообразна и многогранна, что её можно встретить везде. Благодаря масштабной рекламной кампании колу хочет пить каждый ребёнок и почти каждый взрослый. А пиар-компания о каком-то «секретном ингредиенте», который компания никогда не раскроет, сделал напиток индивидуальным и неповторимым. И как результат – конкурентов у кока-колы нет, есть просто похожие товары.

Инновационный путь

Некоторые компании, осуществляя свою деятельность, постоянно совершенствуют производственные процессы, вкладывают деньги в инновационные технологии. Всё это приводит к тому, что подобные предприятия начинают выделяться среди других – они могут производить больше товаров, чем конкуренты. При этом на производство одной единицы товара тратят меньше денег. Отсюда вытекает возможность снижения цены на товар, что чревато удешевлением товара в определённых секторах рынка. Конкуренты, хотят этого или нет, будут вынуждены также снижать цену, возможно, даже работая при этом себе в убыток.

Технологический путь

Данный путь схож с инновационным. Но в литературе его выделяют в отдельный вид и понимают под ним повышение эффективности производства и применения новых технологий крупными производителями, что позволяет им осуществлять ещё большее влияние на рынок.

Природный путь

Существуют некоторые сферы, в которых присутствует так называемый природный монополизм. В основном он возникает в отраслях, где есть такой продавец, который может самостоятельно удовлетворить потребности всего рынка. Причем, используя свои технологические мощности, может делать это по цене, которая будет значительно ниже, чем у возможных конкурентов.

Государственный путь

Является одним из самых негативных, согласно утверждениям западных экономистов. Он характерен там, где государству наиболее выгодно установить полный контроль над всем, что происходит на рынке. Обычно применяются специальные разрешение для участников рынка, без которых предприятия не смогут на нём функционировать. На таком рынке конкуренция является полностью ограниченной либо её просто нет.

Все примеры конкуренции в экономике доказывают, что существуют закономерности на рынке, которые зависят от количества его участников, уровня государственного регулирования определённых сфер экономики, спроса, предложение и других факторов.

Комментарии