Мина морская (фото)

Мина морская является самодостаточным взрывным устройством, размещенным в воде с целью повреждения либо разрушения корпусов кораблей, подводных лодок, паромов, катеров и прочих плавсредств. В отличие от глубинных бомб мины находятся в «спящем» положении до момента контакта с бортом судна. Военно-морские мины могут быть использованы как для нанесения прямого урона противнику, так и для затруднения его передвижений на стратегических направлениях. В международном праве правила ведения минной войны установлены 8-й Гаагской конвенцией 1907 года.

Классификация

Морские мины классифицируются по следующим признакам:

  • Типу заряда – обычные, специальные (ядерные).
  • Степени избирательности – обычные (для любых целей), избирательные (распознают характеристики судна).
  • Управляемости – управляемые (по проводам, акустически, по радио), неуправляемые.
  • Кратности – кратные (заданное количество целей), некратные.
  • Типу взрывателя – неконтактные (индукционные, гидродинамические, акустические, магнитные), контактные (антенные, гальваноударные), комбинированные.
  • Типу установки – самонаводящиеся (торпедные), всплывающие, плавающие, донные, якорные.

Мины обычно имеют округлую либо овальную форму (за исключением мин-торпед), размеры от полуметра до 6 м (и более) в диаметре. Якорные характеризуются зарядом до 350 кг, донные – до тонны.

Историческая справка

Впервые морские мины стали использоваться китайцами в 14-м веке. Конструкция их была довольно простой: под водой находилась просмоленная бочка с порохом, к которой вел фитиль, поддерживаемый на поверхности поплавком. Для использования требовалось в нужный момент поджечь фитиль. Применение подобных конструкций встречается уже в трактатах 16-го века в том же Китае, но в качестве взрывателя использовался более технологичный кремневый механизм. Усовершенствованные мины применяли против японских пиратов.

В Европе первая мина морская была разработана в 1574 году англичанином Ральфом Раббардсом. Спустя столетие голландец Корнелиус Дреббель, служивший в артиллерийском управлении Англии, предложил свою конструкцию малоэффективных «плавающих хлопушек».

Американские разработки

По-настоящему грозная конструкция была разработана в США в период войны за независимость Давидом Бушнелем (1777 г.). Это была все та же пороховая бочка, но оснащенная механизмом, детонировавшим при столкновении с корпусом судна.

В разгар гражданской войны (1861 г.) в США Альфредом Ваудом придумана двухкорпусная плавающая морская мина. Название для нее подобрали подходящее – «адская машина». Взрывчатое вещество располагалось в металлическом цилиндре, находившемся под водой, который удерживала плавающая по поверхности деревянная бочка, одновременно служившая поплавком и детонатором.

Отечественные разработки

Впервые электрический взрыватель для «адских машин» изобрел российский инженер Павел Шиллинг в 1812 году. Во время неудачной осады Кронштадта англо-французским флотом (1854 г.) в Крымскую войну отлично себя зарекомендовала мина морская конструкции Якоби и Нобеля. Полторы тысячи выставленных «адских машин» не только сковали перемещение неприятельского флота, но ими были также повреждены три крупных британских парохода.

Мина Якоби-Нобеля обладала собственной плавучестью (благодаря воздушным камерам) и не нуждалась в поплавках. Это позволяло устанавливать ее скрытно, в толще воды, подвешивая на цепях, или пускать по течению.

Позже активно применялась сфероконическая плавающая мина, удерживаемая на требуемой глубине небольшим и малозаметным буйком или якорем. Впервые была применена в русско-турецкую войну (1877-1878 гг.) и стояла на вооружении флота с последующими улучшениями до 1960-х годов.

Якорная мина

Она удерживалась на необходимой глубине якорным концом – тросом. Притапливание первых образцов обеспечивалось ручной настройкой длины троса, что требовало много времени. Лейтенант Азаров предложил конструкцию, позволявшую автоматически устанавливать морские мины.

Устройство оснащалось системой из свинцового груза и подвешенного над грузом якоря. Якорный конец наматывался на барабан. Под действием груза и якоря барабан высвобождался от тормоза, и конец сматывался из барабана. Когда груз достигал дна, сила вытягивания конца уменьшалась и барабан стопорился, за счет чего «адская машина» погружалась на глубину, соответствующую расстоянию от груза до якоря.

Начало XX века

Массово морские мины стали применяться в веке двадцатом. Во время боксерского восстания в Китае (1899-1901 гг.) имперская армия заминировала реку Хайфэ, прикрывая путь к Пекину. В русско-японском противостоянии 1905 года развернулась первая минная война, когда обе стороны активно использовали массовые постановки-заграждения и прорывы минных полей при помощи тральщиков.

Данный опыт был перенят в Первую мировую. Немецкие морские мины препятствовали высадке британского десанта и сковывали действия российского флота. Подводные лодки минировали торговые пути, заливы и проливы. Союзники не остались в долгу, практически перекрыв для Германии выходы из Северного моря (для этого понадобилось 70 000 мин). Общая численность используемых «адских машин» экспертами оценивается в 235 000 штук.

Морские мины Второй мировой войны

В годы войны на морских театрах боевых действий было поставлено около миллиона мин, в том числе в водах СССР – более 160 000. Германией были установлены орудия смерти в морях, озерах, реках, в ледовом Карском море и в низовье реки Оби. Отступая, противник минировал портовые причалы, рейды, гавани. Особенно жестокой была минная война на Балтике, где немцами только в Финском заливе поставлено было более 70 000 шт.

В результате подрыва на минах затонуло примерно 8000 кораблей и судов. Кроме того, тысячи кораблей получили тяжелые повреждения. В европейских водах уже в послевоенное время на морских минах подорвались 558 судов, 290 из которых затонули. В первый же день начала войны на Балтике подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький».

Немецкие мины

Инженеры Германии в начале войны удивили союзников новыми высокоэффективными типами мин с магнитным взрывателем. Мина морская взрывалась не от контакта. Кораблю достаточно было подплыть достаточно близко к смертоносному заряду. Его ударной волны хватало, чтобы разворотить борт. Поврежденным судам приходилось прерывать миссию и возвращаться для ремонта.

Больше других страдал английский флот. Черчилль лично поставил наивысшим приоритетом разработать похожую конструкцию и найти эффективное средство для обезвреживания мин, но британские специалисты не могли раскрыть секрет технологии. Помог случай. Одна из сброшенных немецким самолетом мин увязла в прибрежном иле. Оказалось, что взрывной механизм был довольно сложным и базировался на магнитном поле Земли. Исследования помогли создать эффективные минные тральщики.

Советские мины

Советские морские мины были не столь технологичными, но не менее эффективными. В основном использовались модели КБ «Краб» и АГ. «Краб» представлял собой якорную мину. КБ-1 на вооружение принята в 1931 году, в 1940-м – модернизированная КБ-3. Предназначены для массовых минных постановок, всего в распоряжении флота к началу войны было около 8000 единиц. При длине 2 метра и массе свыше тонны устройство вмещало 230 кг взрывчатки.

Мина антенная глубоководная (АГ) применялась для затопления подлодок и судов, а также для затруднения судоходства неприятельского флота. По сути это была модификация КБ с антенными устройствами. При боевой постановке в морской воде между двумя медными антеннами выравнивался электрический потенциал. При касании антенной корпуса подлодки либо судна баланс потенциалов нарушался, что вызывало замыкание электроцепи запала. Одна мина «контролировала» 60 м пространства. Общие характеристики соответствуют модели КБ. Позже медные антенны (требовавшие 30 кг ценного металла) заменили стальными, изделие получило обозначение АГСБ. Немногие знают, как называется морская мина модели АГСБ: антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок.

Обезвреживание мин

Спустя 70 лет морские мины Второй мировой до сих пор представляют опасность для мирного пароходства. Большое их количество до сих пор остается где-то в глубинах Балтики. До 1945 года лишь 7 % мин были обезврежены, остальные потребовали десятилетий опасной работы по разминированию.

Основная тяжесть борьбы с минной опасностью легла на личный состав кораблей-тральщиков в послевоенные годы. Только в СССР было задействовано около 2000 тральщиков и до 100 000 человек личного состава. Степень риска была исключительно высокой из-за постоянно противодействующих факторов:

  • неизвестности границ минных полей;
  • разных глубин установки мин;
  • различных типов мин (якорных, антенных, с ловушками, донных неконтактных с приборами срочности и кратности);
  • возможности поражения осколками разорвавшихся мин.

Технология траления

Способ траления был далеко не совершенен и опасен. Рискуя подорваться на минах, корабли шли по минному полю и тянули за собой трал. Отсюда постоянное стрессовое состояние людей от ожидания смертельного взрыва.

Подрезанную тралом и всплывшую мину (если она не взорвалась под кораблем или в трале) надо уничтожить. При волнении моря закрепить на ней подрывной патрон. Подрыв мины надежнее ее расстрела из корабельной пушки, так как зачастую снаряд пробивал оболочку мины, не задев взрыватель. Невзорвавшаяся боевая мина ложилась на грунт, представляя новую, уже не поддающуюся ликвидации опасность.

Вывод

Морская мина, фото которой внушают страх одним только видом, до сих пор является грозным, смертоносным, при этом дешевым оружием. Устройства стали еще более «умными» и более мощными. Существуют разработки с установленным ядерным зарядом. Помимо перечисленных видов, существуют буксируемые, шестовые, метательные, самодвижущиеся и прочие «адские машины».

Комментарии
Кратко,классифицировано,фото четкие и смысловые.Достаточно для "курса молодого моряка"
вводного.Дальше учебка вложит знания...