Русские самолеты Второй мировой. Первый русский самолет
Союз Советских Социалистических Республик за время войны существенно нарастил и усовершенствовал базу своего воздушного флота. Если в тридцатых годах в составе воздушного флота преобладали летательные аппараты иностранного производства, то уже к середине войны доминировали русские военные самолеты.
Предпосылки развития советской военной авиации
- устаревшие модели аппаратов;
- плохое техническое состояние самолетов;
- неунифицированность (большой разброс моделей и марок не позволял оптимизировать базу запасных частей).
Становление военной авиации перед Второй мировой
Советская власть вкладывала большие кадровые и финансовые ресурсы в русские самолеты. Уже ко второй предвоенной пятилетке авиапроизводители имели широкую производственную базу полного цикла. Выполнялась задача генерального секретаря Сталина по созданию современной авиации. В середине тридцатых годов прошли испытательные полеты первого советского бомбардировщика, спрятанного под гражданское транспортное судно. Первый русский самолет, который потом участвовал в боевых действиях Второй мировой войны, готовили такие авиаторы, как Леваневский, Водопьянов, Гризодубов и др.
Испытания истребителей также проводились за границей. Например, в Испании в 1937 году. Тогда были испытаны самолеты Поликарпова, марки И-15 и И-16. Однако результаты были неутешительные. Машины существенно проигрывали своим немецким конкурентам.
Сталин не скупился на премии и ресурсы, выделяемые конструкторам на русские самолеты. Истребители получили радиооснастку, а также за счет развития материаловедения новые смешанные конструкции, что существенно улучшило тактико-технические характеристики боевых машин.
Авиастроение накануне войны
Соотношение. Бомбардировщики и истребители
За счет конструкторов русские самолеты были выведены на существенно новый уровень. Также были разработаны и введены в эксплуатацию моторы М-25 мощностью 715 лошадиных сил на воздушном охлаждении, М-100 мощностью 750 лошадиных сил, использовавшие водную систему охлаждения. Максимальная высота полетов также возросла и составила 14-15 тысяч метров. Самолеты приобрели более обтекаемую форму, понизилось сопротивление воздуха аппаратов. Рост производства подстегнуло введение штамповки и потокового литья.
К 1941 году из разработанных в Советском Союзе истребительных самолетов наиболее успешными считались Миг, Як и ЛАГГ. Проблемным был признан ИЛ-2, который постоянно модифицировался. Согласно стратегии "Чистого неба", планировалось выпустить около 100000 самолетов СУ-2, для чего был проведен беспрецедентный призыв в воздушные войска.
Начало войны
Через полгода военных действий выпуск самолетов сократился почти в четыре раза. Связано это было с тем, что немцы вплотную подошли к Москве, и пришлось эвакуировать значительные производственные мощности, которые занимались выпуском деталей для авиапромышленности. Поэтому в 1941 году план по производству всех видов военных самолетов был выполнен лишь на 40 процентов.
С запуском эвакуированных предприятий положение существенно улучшилось, и к 1944 году аэродромы получали около 100 боевых машин ежедневно. Модернизацию получали абсолютно все модели. Из усовершенствованных стоит выделить ЯК-3, ЛА-5, ИЛ-10, ПЕ-2, ЯК-9.
Рост темпов можно отследить по годам:
- 1942 год - 25 400 машин.
- 1943 год - 34 900 машин.
- 1944 год - 40 300 машин.
К 1944 году Советский Союз превосходил фашистскую Германию по числу самолетов в 2,7 раза. Одним из факторов была скорость сборки. Конструкция наших истребителей была существенно примитивней, чем у немецких и американских производителей. Конечно, не всегда качество производимой авиапродукции было в пользу Советского авиапрома.
Русские самолеты Второй мировой. СУ-2
СУ-2 - один из первых бомбардировщиков, вступивших в войну. Выполнял разнообразные задания. Впоследствии был модернизирован в СУ-4.
ЯК-9
Из истребителей, участвовавших в ВОВ, стоит выделить именно эту модель. Даже если сопоставить фото русских самолетов, ЯК-9 имеет собственный внешний стиль. Он был разработан в 1942 году. Базой стал истребитель ЯК-7б. За счет замены деревянных частей на алюминиевые был существенно снижен вес истребителя. Вооружение на борту состояло из крупнокалиберного пулемета и одной пушки. Самолет имел отличные пилотажные качества, хорошо маневрировал и был легко управляем. Также он выигрывал у предыдущих моделей в максимальной скорости и дальности полета. Эти показатели стали рекордными для всех самолетов класса 1944 года. Все эти свойства позволили достойно сражаться с ведущими военными самолетами противника.
Производство самолета велось еще несколько лет после завершения боевых действий. А всего было выпущено около 16800 боевых машин в нескольких модификациях.