Современная авиация. Современные военные самолеты - ПАК-ФА, Миг-29

С момента первого применения самолетов на поле военного противостояния их роль в бою становится все масштабнее с каждым годом. Особенно динамично важность авиации в военном конфликте возросла на протяжении последних 30-50 лет. Боевые самолеты с каждым годом получают все более совершенные электронные системы и более мощное вооружение. Их скорость и универсальность увеличивается, а заметность для радаров уменьшается. Современная авиация может в одиночку решить исход военного конфликта, или ключевым образом повлиять на него. В военной истории прошлых лет о таком и думать не могли. Сегодня мы узнаем, что собой представляет современная боевая авиация и какие самолеты стоят во главе отечественного вооружения.

Роль авиации

В Югославском конфликте авиация НАТО разрешила ситуацию практически без вмешательства наземных сил. То же самое можно пронаблюдать в первой иракской компании, когда ВВС обеспечили окончательный разгром армии Саддама Хусейна. Уничтожив военно-воздушные силы, авиация США и союзников безнаказанно истребила бронетехнику иракцев.

Современные военные самолеты настолько дороги, что лишь обеспеченные страны могут позволить себе их разработку и постройку. К примеру, американский истребитель F-22 последнего поколения стоит порядка 350 млн долларов. На сегодняшний день этот военный самолет является настоящим венцом научно-технического прогресса.

Современное состояние авиации

Сегодня все ведущие державы озабочены разработкой истребителя пятого поколения. Исключением является Америка, ибо она уже имеет на своем вооружении такие самолеты. Это модели F- 22 и F-35. Они уже давно с успехом прошли все испытания, запустились в серийное производство и были приняты на вооружение. Тем временем Китай, Япония и Россия несколько отстают от Америки.

В конце двадцатого века Советский Союз шел нога в ногу с Америкой. Самолеты Миг-29 и Су-27 четвертого поколения не уступали американским моделям F-15 и F-16. Однако когда СССР распался, для военной авиации наступили не лучшие времена. На долгие годы Россия приостановила работы по созданию новых истребителей. Америка тем временем активно развивала свою авиацию, и в 1997 году уже был создан самолет F-22. Примечательно, что эту модель запрещено продавать другим странам, и даже союзникам. Для них на основе F-22 американские конструкторы создали самолет F-35, который, по мнению экспертов, уступает своему прообразу по многим параметрам.

Российский ответ

Современная авиация России может поставить в противовес американским успехам в первую очередь модернизированные модели Миг-29 и Су-27. Чтобы отметить их боевую принадлежность, работники военной промышленности даже придумали отдельную классификацию. Самолеты Миг-29 и Су-27 относятся к поколению «4++». Это говорит о том, что им совсем чуть-чуть не хватает, чтобы претендовать на место в пятом поколении. И это вовсе не попытка «поиграть мышцами». Самолеты действительно хороши. На последние версии поставили улучшенные моторы, новую электронику и навигацию. Однако это еще не пятое поколение.

Самолет ПАК ФА

Параллельно с модернизацией старых добрых истребителей российский авиапром работал над истинным представителем пятого поколения. В результате такой самолет был разработан. Называется он ПАК ФА, что расшифровывается как «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации». Второе название модели – Т-50. По своей футуристической форме он схож с американским флагманом. Модель впервые поднялась в воздух еще в 2010 году. На сегодняшний день известно, что самолет дорабатывается и в ближайшее время поступит в серийное производство.

Прежде чем сравнить Т-50 с его американским аналогом, давайте выясним, каким требованиям должна соответствовать современная авиация пятого поколения. Военные абсолютно четко обрисовали главные достоинства этой техники. Во-первых, такой самолет имеет низкий уровень заметности во всех диапазонах волн. Прежде всего он не должен обнаруживаться в инфракрасном и радиолокационном диапазоне. Во-вторых, истребитель 5-го поколения обязан быть многофункциональным и чрезвычайно маневренным. В-третьих, такой аппарат способен уходить на сверхзвуковую скорость без форсажа. В-четвертых, он может вести всеракурсный огонь и стрелять ракетами на большую дальность. Ну и, в-пятых, современная военная авиация в обязательном порядке оснащается «продвинутой» электроникой, позволяющей в значительной мере облегчить участь пилота.

Самолет ПАК ФА, по сравнению с американским F-22, имеет большие габариты и размах крыльев, следовательно, он будет немного маневреннее. У Т-50 максимальная скорость немного больше, а вот крейсерская – меньше. Российский истребитель обладает большей практической дальностью, и меньшей взлетной массой. Однако по малозаметности, он проигрывает «американцу». Современная авиация славится не только вооружением и аэродинамикой, важную роль играет электроника, от работы которой зависит жизнедеятельность всех систем аппарата. У России в этом плане всегда наблюдалось отставание. Бортовое оборудование модели ПАК ФА также оставляет желать лучшего. Мелкосерийное производство самолета было запущено в 2014 году. В скором времени должен начаться полноценный выпуск модели.

Теперь рассмотрим другие российские самолеты, подающие большие надежды на успех.

Су-47 («Беркут»)

Эта довольно интересная модель разработана в конструкторском бюро имени Сухого. На сегодняшний день она до сих пор остается лишь прототипом. Благодаря крылу обратной стреловидности машина обладает отличной маневренностью и новыми боевыми способностями. В корпусе «Беркута» широко применяются композитные материалы. Модель создавалась как прототип истребителя 5-го поколения. Однако до требований, предъявляемых к таким самолетам, он еще не дотягивает. Су-47 не может развивать сверхзвуковую скорость без включения форсажа. В дальнейшем конструкторы намереваются решить эту проблему с помощью установки на самолет нового мотора. Первый полет «Беркута» состоялся в 1997 году. Создан был один экземпляр, который по сей день используется в качестве испытательного самолета.

Су-35

Это новый самолет, который, в отличие от предыдущего, уже поступил на вооружение ВВС РФ, в количестве 48 экземпляров. Модель также разрабатывалась в ОКБ им Сухого. Она относится к поколению 4++, но по своим техническим и боевым параметрам едва ли не претендует на место в пятом поколении.

Самолет мало чем отличается от модели Т-50. Главное отличие – отсутствие технологий «Стелс» и АФАР (активная фазированная антенная решетка). Самолет оснащается новейшей информационно-управляющей системой, мотором с управляемым вектором тяги, и усиленным планером. Истребитель Су-35 способен развить сверхзвуковую скорость без активации форсажа. При должных навыках пилота машина может противостоять на поле боя американскому самолету F-22.

Стратегический бомбардировщик

На сегодняшний день в КБ Туполева ведутся работы над созданием нового стратегического бомбардировщика, который заменит модели Ту-95 и Ту-160. Разработки начались еще в 2009 году, однако лишь в 2014-м конструкторское бюро подписало контракт с Минобороны. Точных сведений о характеристиках модели пока нет, известно лишь, что она будет дозвуковой и сможет сильнее вооружаться, нежели самолет Ту-160. Предполагается, что новый бомбардировщик будет выполняться по конструкции «летающее крыло».

Первая машина, по прогнозам конструкторов, увидит свет в 2020 года, а через пять лет она поступит в серийное производство. На создание аналогичного самолета работают американцы. По проекту Next Generation Bomber разрабатывается дозвуковой бомбардировщик, обладающим низким уровнем заметности и большим радиусом действия (порядка 9000 км). Как сообщают средства массовой информации, такая машина обойдется Америке в 0.5 миллиарда долларов.

Транспортный самолет Ил-112

В конструкторском бюро Ильюшина сегодня разрабатывается новый легкий транспортный самолет, который заменит устаревшие модели Ан-26, используемые Россией до нынешнего времени. Контракт между КБ Ильюшина и Минобороны РФ был подписан в 2014 году, однако работы по созданию машины велись еще с 90-х.

В серийное производство ИЛ-112 должен поступить в 2018 году. Аппарат оснастят парой турбовинтовых моторов. Его грузоподъемность будет доходить до шести тонн. Примечательно, что самолет сможет осуществлять взлет и посадку не только на оборудованных взлетных полосах, но и на грунтовых аэродромах. Кроме грузовой версии, конструкторы планируют построить также пассажирскую модификацию аппарата. Она по задумке создателей, сможет функционировать в региональных авиалиниях.

Новый МиГ

По данным российских и зарубежных СМИ, в КБ Микояна ведут работы по созданию пятого поколения нашумевшего истребителя МиГ. По словам генерального директора КБ, его подчиненные активно трудятся в этом направлении. Основой новой машины, скорее всего, станет самолет Миг-35 (еще один представитель поколения 4++). Новый МиГ, по информации создателей, будет кардинально отличаться от модели Т-50, и возьмет на себя немного иные функции. О каких-либо сроках пока что разговор не идет.

Заключение

Сегодня мы узнали, что собой представляет современная авиация и какие модели самолетов считаются вершиной конструкторского мастерства. Безусловно, авиация – это будущее военной промышленности и одна из-за наиболее перспективных ее отраслей.

Комментарии