Как узнать, приватизирована квартира или нет? Основные способы

Приватизация – форма преобразования собственности путем передачи в частные руки. Цель процесса - привлечение более эффективного способа управления имуществом. В зависимости от вида объекта выделяют приватизацию квартиры, земли и имущественных предприятий. Этот вопрос может заинтересовать, например, родственников умершего человека, которые хотят продать дом. Детальнее о том, где и как узнать, приватизирована квартира или нет, читайте в этой статье.

Доступ к данным

На сегодняшний день в России большая часть жилья находится в частной собственности. После вступления в силу ФЗ “О приватизации ” граждане РФ могут бесплатно получить право владеть жилищными помещениями, которыми они пользуются. Но некоторая часть квартир все еще находится в государственной или муниципальной собственности. Поэтому бесплатная приватизация квартиры продлена до 2018 года.

Парламентарий принял такое решение, так как большая часть граждан, которые занимают жилье в аварийных или ветхих помещениях, может лишиться права смены формы собственности. А лица, которые состоят на учете как нуждающиеся в квадратных метрах, могут не успеть воспользоваться этим же правом.

Приватизация квартиры легально разрешает гражданам совершать сделки купли-продажи, передачи по наследству и т. д. Участники процесса могут получить достоверную информацию по объекту.

Как узнать, приватизирована квартира или нет

Самый простой и удобный способ - запросить информацию в Росреестре. Этот же вариант подойдет, если жилье было приватизировано до 31 января 1998 г., но затем оно выступало объектом сделки купли-продажи, дарения или обмена. Вся эта информация отображается в Едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРП). Это крупнейшая база данных, созданная в 1998 году с целью осуществления госконтроля над реализацией сделок с недвижимым имуществом. Кроме того, в ней содержатся данные о наличии арестов или обременений. Получить сведения на объект может любой гражданин России, предоставив:

  • удостоверение личности;
  • заявление на запрос данных;
  • квитанцию об уплате пошлины.

Для юридических лиц этот перечень расширен:

  • свидетельство о госрегистрации учреждения;
  • уставные документы;
  • выписка из госрееста;
  • документ о присвоении ИНН;
  • доверенность и паспорт представителя организации.

Вот где взять справку о приватизации. Срок действия документа - 30 дней. Информация на 100 % верна только в первый день получения бумаги. Поэтому предоставить документ заинтересованным лицам стоит как можно скорее. Если в базе ЕГРП не окажется данных, значит, процесс изменения формы собственности не происходил вообще или был оформлен ранее 1998 года и больше по объекту никакие сделки не заключались.

Как получить данные через отдел приватизации

Обращаетесь в Регистрационную палату и заполняете форму заявления. Бланк заявления выдает сотрудник. К документу прикладывается копия паспорта, а для юридических лиц дополнительно потребуется свидетельство о госрегистрации компании, уставные документы, учредительный договор, нотариально заверенная доверенность. Госпошлину можно оплатить непосредственно в Регистрационной палате через кассу. Далее сотрудник выдаст «Расписку о принятии информации на обработку», в которой будет указан срок получения выписки. Обычно он составляет трое суток. В назначенный день необходимо прийти в Росреестр с паспортом, распиской и забрать оригинал выписки с живой подписью регистратора. Справка о приватизации квартиры содержит такие данные:

  • кадастровый номер объекта;
  • наименование;
  • назначение;
  • точную площадь;
  • адрес;
  • ФИО правообладателей, долю каждого из них;
  • имеющиеся ограничения;
  • наличие договора долевого участия;
  • данные о действующих судебных требованиях.

Информация предоставляется на платной основе. Сумма зависит от того, кто именно запрашивает данные. Физическим лицам нужно заплатить 200 рублей, юрлицам - 600.

Альтернативный способ

Еще где узнать, приватизирована ли квартира? Ключевым моментом в решении данного вопроса является предполагаемое время смены формы собственности. Закон был принят в 1991 году. Последующие 7 лет данным вопросом занималось Бюро технической инвентаризации (БТИ). Каждый отдел приватизации устанавливает свой порядок предоставления данных и выдачи справок. Поэтому, если в базе ЕГРП информация отсутствует, то стоит обращаться в эту службу.

Ограничения

БТИ предоставляет данные далеко не всем заинтересованным лицам, а только:

  • владельцам жилья, их доверенным лицам, которые могут подтвердить свой статус;
  • наследникам, которые имеют право на получение квартиры по закону или по завещанию;
  • правоохранительным и судебным органам в рамках текущих дел в производстве;
  • органам госвласти и местного самоуправления в соответствии с территориальной принадлежностью;
  • статистике;
  • налоговым органам;
  • учреждениям юстиции, которые занимаются госрегистрацией прав на объекты;
  • прочим лицам, у которых есть разрешения.

Бесплатный вариант

Как узнать, приватизирована квартира или нет? В квитанции об оплате услуг ЖКХ есть строка «Наем». Если квартира относится к частной собственности, то в этом поле стоят прочерки. Если имущество принадлежит государству, то в строке указана сумма долга по договору социального найма. Приватизация квартиры оформляется в течение двух месяцев. Поэтому точную информацию можно узнать только на свежих квитанциях.

Через интернет

Необязательно обращаться в отдел приватизации СВАО, чтобы сделать запрос. Заявление можно подать через сайт Росреестра. Для этого необходимо на главной странице сервиса выбрать раздел «Государственные услуги» - «Регистрация прав на недвижимость».

В открывшемся окне нужно заполнить форму по пунктам:

1. Вид выписки — «О зарегистрированных правах на недвижимость с общедоступными сведенными».

2. Заполнить данные по объекту.

3. Выбрать вариант предоставления данных: в бумажном виде по почте, через территориальные отделы приватизации Москвы или любого другого города, в электронном виде (e-mail). Ввести адрес получения выписки.

4. Перейти к сведениям о заказчике. Здесь необходимо указать вид заявителя, ФИО, паспортные данные, согласиться с правилами обработки персональных данных и подтвердить запрос.

5. На следующем этапе нужно прикрепить сканы документов. Для этого сначала следует выбрать их тип (например паспорт, доверенность), а затем нажать на кнопку «Добавить» и “Перейти к проверке данных”.

6. Если форма заполнена верно, то нужно отправить информацию на обработку. Номер зарегистрированной заявки отобразится тут же на странице. Его необходимо заполнить. В дальнейшем узнать статус обработки запроса можно будет через сайт.

7. На указанный электронный ящик придет письмо с кодом платежа.

Оплатить заказ можно также через сайт. Для этого в письме есть ссылка «Указать код». Нажав на нее, откроете окно с разными способами оплаты: от банковских карт до платежных систем. Выберите нужный и проведите платеж. Деньги следует перевести в течение 10 рабочих дней. После этого будет выслана справка о приватизации.

Где получить еще можно документ? В сторонних компаниях. Если нет желания посещать отдел приватизации СВАО, получить информацию можно через онлайн-заказ в специальных учреждениях. Посредники берут большую комиссию за свои услуги и долго обрабатывают информацию. Но этот вариант может подойти занятым людям и тем, у кого нет времени ходить по инстанциям.

Как оформить приватизацию квартиры

Процесс состоит из пяти этапов. Для каждого нужно подготовить ряд документов и предоставить их в БТИ или МФЦ (Многофункциональный центр). На первом этапе потребуется:

  1. Ордер или договор соц. найма на имущество. Эти документы можно заказать в ЕИРЦ (Едином информационно-расчетном центре).
  2. Техпаспорт, в котором указан план квартиры, можно получить в БТИ.
  3. Кадастровый паспорт, в котором имеются данные о площади, объеме, планировке, этаже и т. п.
  4. Выписку из домовой книги о прописанных лицах в квартире можно получить в паспортном столе, предоставив договора соц. найма. Срок действия справки - 14 дней.
  5. Выписку из ЕГРП на объект недвижимости. Ее оформляет МФЗ после уплаты госпошлины в размере 220 рублей. В зависимости от того, для каких целей запрашиваются данные, ждать документ придется от 7 до 30 дней.
  6. Выписку из ЕГРП по форме №3. В ней указывается наличие у участников процесса какой-либо другой недвижимости.
  7. Лицевой счет на квартиру можно получить из бухгалтерии паспортного стола. Если в справке будет указана задолженность за оплату коммунальных услуг, то документы на дальнейшую регистрацию не примут.
  8. Если приватизацией будет заниматься посторонний человек, то на него нужно оформить нотариальную доверенность.
  9. Отказ от участия в приватизации предоставляется, если кто-то из зарегистрированных лиц не будет принимать участие в этом процессе.
  10. Личные документы заявителя:
  • паспорт;
  • свидетельство о смерти ранее проживающих лиц;
  • свидетельство о заключении брака, рождении детей.

Если в паспорте адрес приватизируемой квартиры указан с ошибками или отличается от того, что зафиксирован в договоре, то необходимо в паспортном столе взять справку об уточнении места жительства.

Дополнительно могут потребоваться такие документы:

  • Подтверждающие опеку над несовершеннолетним ребенком.
  • Для иностранцев – справка из ОВИРа.
  • Если из квартиры были выписаны несовершеннолетние дети, которые указаны в договоре соц. найма, они все равно участвуют в приватизации. Поэтому нужно подготовить:
    • Разрешение органов опеки на участие в приватизации.
    • Выписки из домовой книги с нового и старого мест прописки.

Второй этап

Далее необходимо получить технический и кадастровый паспорт. Он выдается в БТИ на основании ордера, документов заявителя, выписки из домовой книги.

Третий этап

Необходимо оформить выписку из Росреестра и предоставить ее в Департамент управления имуществом. Она выдается на основании ордера, кадастрового и технического паспортов, личных документов всех совершеннолетних, выписки из домовой книги.

Четвертый этап

Предпоследний шаг – оформить договор приватизации и предоставить его в БТИ. С этой целью необходимо подготовить, кроме вышеописанных паспортов на квартиру и всех заявителей, выписки о количестве прописанных и лицевого счета:

  • справки о неучастии в приватизации;
  • выписку из Росреестра;
  • выписку из ЕГРП отдельно для каждого субъекта;
  • дополнительные документы на ребенка - распоряжения о назначении опекуна;
  • нотариально заверенную доверенность от каждого участника процесса на лицо, которое занимается приватизацией.

Минимальный срок оформления договора – 2 месяца. Бумага выдается каждому участнику приватизации. Госпошлина за оформление документа составляет 4800 рублей.

Пятый этап

Последний шаг – предоставить документы в Регистрационную палату для оформления свидетельства о праве собственности. Всем участникам, обратившимся с подобным заявлением, необходимо уплатить госпошлину в размере 1000 рублей и ждать 14 дней. Регистрация осуществляется при наличии:

  • кадастрового и технического паспортов;
  • выписки из Росреестра;
  • нотариально заверенного отказа от приватизации всех не участвующих лиц;
  • паспорта заявителей, свидетельства о рождении ребенка;
  • выписки из домовой книги на каждого участника;
  • ордера;
  • договора приватизации каждого участника процесса.

По завершении процедуры выдается выписка о наличии прав собственности на квартиру.

Вывод

Процесс смены формы собственности имущества занимает много времени. Но без него легально совершать сделки купли-продажи, передачи по наследству невозможно. Поэтому стоит заранее поинтересоваться вопросом о том, кому принадлежит имущество. Как узнать, приватизирована квартира или нет? Подать запрос в Росреестр. Сделать это можно как в отделении приватизации, так и через Интернет. Срок получения выписки из ЕГРД – трое суток. Справка годна 30 дней. Информация на платной основе доступна всем интересующимся лицам. Если сделка по смене формы собственности была осуществлена до 1998 года, то эти данные можно запросить в БТИ. Но сделать это могут только владельцы квартиры, их наследники или госорганы при наличии определенного разрешения.

Комментарии