Как узнать, приватизирована квартира или нет? Основные способы
Приватизация – форма преобразования собственности путем передачи в частные руки. Цель процесса - привлечение более эффективного способа управления имуществом. В зависимости от вида объекта выделяют приватизацию квартиры, земли и имущественных предприятий. Этот вопрос может заинтересовать, например, родственников умершего человека, которые хотят продать дом. Детальнее о том, где и как узнать, приватизирована квартира или нет, читайте в этой статье.
Доступ к данным
На сегодняшний день в России большая часть жилья находится в частной собственности. После вступления в силу ФЗ “О приватизации ” граждане РФ могут бесплатно получить право владеть жилищными помещениями, которыми они пользуются. Но некоторая часть квартир все еще находится в государственной или муниципальной собственности. Поэтому бесплатная приватизация квартиры продлена до 2018 года.
Парламентарий принял такое решение, так как большая часть граждан, которые занимают жилье в аварийных или ветхих помещениях, может лишиться права смены формы собственности. А лица, которые состоят на учете как нуждающиеся в квадратных метрах, могут не успеть воспользоваться этим же правом.
Приватизация квартиры легально разрешает гражданам совершать сделки купли-продажи, передачи по наследству и т. д. Участники процесса могут получить достоверную информацию по объекту.
Как узнать, приватизирована квартира или нет
Самый простой и удобный способ - запросить информацию в Росреестре. Этот же вариант подойдет, если жилье было приватизировано до 31 января 1998 г., но затем оно выступало объектом сделки купли-продажи, дарения или обмена. Вся эта информация отображается в Едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРП). Это крупнейшая база данных, созданная в 1998 году с целью осуществления госконтроля над реализацией сделок с недвижимым имуществом. Кроме того, в ней содержатся данные о наличии арестов или обременений. Получить сведения на объект может любой гражданин России, предоставив:
- удостоверение личности;
- заявление на запрос данных;
- квитанцию об уплате пошлины.
Для юридических лиц этот перечень расширен:
- свидетельство о госрегистрации учреждения;
- уставные документы;
- выписка из госрееста;
- документ о присвоении ИНН;
- доверенность и паспорт представителя организации.
Вот где взять справку о приватизации. Срок действия документа - 30 дней. Информация на 100 % верна только в первый день получения бумаги. Поэтому предоставить документ заинтересованным лицам стоит как можно скорее. Если в базе ЕГРП не окажется данных, значит, процесс изменения формы собственности не происходил вообще или был оформлен ранее 1998 года и больше по объекту никакие сделки не заключались.
Как получить данные через отдел приватизации
Обращаетесь в Регистрационную палату и заполняете форму заявления. Бланк заявления выдает сотрудник. К документу прикладывается копия паспорта, а для юридических лиц дополнительно потребуется свидетельство о госрегистрации компании, уставные документы, учредительный договор, нотариально заверенная доверенность. Госпошлину можно оплатить непосредственно в Регистрационной палате через кассу. Далее сотрудник выдаст «Расписку о принятии информации на обработку», в которой будет указан срок получения выписки. Обычно он составляет трое суток. В назначенный день необходимо прийти в Росреестр с паспортом, распиской и забрать оригинал выписки с живой подписью регистратора. Справка о приватизации квартиры содержит такие данные:
- кадастровый номер объекта;
- наименование;
- назначение;
- точную площадь;
- адрес;
- ФИО правообладателей, долю каждого из них;
- имеющиеся ограничения;
- наличие договора долевого участия;
- данные о действующих судебных требованиях.
Информация предоставляется на платной основе. Сумма зависит от того, кто именно запрашивает данные. Физическим лицам нужно заплатить 200 рублей, юрлицам - 600.
Альтернативный способ
Еще где узнать, приватизирована ли квартира? Ключевым моментом в решении данного вопроса является предполагаемое время смены формы собственности. Закон был принят в 1991 году. Последующие 7 лет данным вопросом занималось Бюро технической инвентаризации (БТИ). Каждый отдел приватизации устанавливает свой порядок предоставления данных и выдачи справок. Поэтому, если в базе ЕГРП информация отсутствует, то стоит обращаться в эту службу.
Ограничения
БТИ предоставляет данные далеко не всем заинтересованным лицам, а только:
- владельцам жилья, их доверенным лицам, которые могут подтвердить свой статус;
- наследникам, которые имеют право на получение квартиры по закону или по завещанию;
- правоохранительным и судебным органам в рамках текущих дел в производстве;
- органам госвласти и местного самоуправления в соответствии с территориальной принадлежностью;
- статистике;
- налоговым органам;
- учреждениям юстиции, которые занимаются госрегистрацией прав на объекты;
- прочим лицам, у которых есть разрешения.
Бесплатный вариант
Как узнать, приватизирована квартира или нет? В квитанции об оплате услуг ЖКХ есть строка «Наем». Если квартира относится к частной собственности, то в этом поле стоят прочерки. Если имущество принадлежит государству, то в строке указана сумма долга по договору социального найма. Приватизация квартиры оформляется в течение двух месяцев. Поэтому точную информацию можно узнать только на свежих квитанциях.
Через интернет
Необязательно обращаться в отдел приватизации СВАО, чтобы сделать запрос. Заявление можно подать через сайт Росреестра. Для этого необходимо на главной странице сервиса выбрать раздел «Государственные услуги» - «Регистрация прав на недвижимость».
В открывшемся окне нужно заполнить форму по пунктам:
1. Вид выписки — «О зарегистрированных правах на недвижимость с общедоступными сведенными».
2. Заполнить данные по объекту.
3. Выбрать вариант предоставления данных: в бумажном виде по почте, через территориальные отделы приватизации Москвы или любого другого города, в электронном виде (e-mail). Ввести адрес получения выписки.
4. Перейти к сведениям о заказчике. Здесь необходимо указать вид заявителя, ФИО, паспортные данные, согласиться с правилами обработки персональных данных и подтвердить запрос.
5. На следующем этапе нужно прикрепить сканы документов. Для этого сначала следует выбрать их тип (например паспорт, доверенность), а затем нажать на кнопку «Добавить» и “Перейти к проверке данных”.
6. Если форма заполнена верно, то нужно отправить информацию на обработку. Номер зарегистрированной заявки отобразится тут же на странице. Его необходимо заполнить. В дальнейшем узнать статус обработки запроса можно будет через сайт.
7. На указанный электронный ящик придет письмо с кодом платежа.
Оплатить заказ можно также через сайт. Для этого в письме есть ссылка «Указать код». Нажав на нее, откроете окно с разными способами оплаты: от банковских карт до платежных систем. Выберите нужный и проведите платеж. Деньги следует перевести в течение 10 рабочих дней. После этого будет выслана справка о приватизации.
Где получить еще можно документ? В сторонних компаниях. Если нет желания посещать отдел приватизации СВАО, получить информацию можно через онлайн-заказ в специальных учреждениях. Посредники берут большую комиссию за свои услуги и долго обрабатывают информацию. Но этот вариант может подойти занятым людям и тем, у кого нет времени ходить по инстанциям.
Как оформить приватизацию квартиры
Процесс состоит из пяти этапов. Для каждого нужно подготовить ряд документов и предоставить их в БТИ или МФЦ (Многофункциональный центр). На первом этапе потребуется:
- Ордер или договор соц. найма на имущество. Эти документы можно заказать в ЕИРЦ (Едином информационно-расчетном центре).
- Техпаспорт, в котором указан план квартиры, можно получить в БТИ.
- Кадастровый паспорт, в котором имеются данные о площади, объеме, планировке, этаже и т. п.
- Выписку из домовой книги о прописанных лицах в квартире можно получить в паспортном столе, предоставив договора соц. найма. Срок действия справки - 14 дней.
- Выписку из ЕГРП на объект недвижимости. Ее оформляет МФЗ после уплаты госпошлины в размере 220 рублей. В зависимости от того, для каких целей запрашиваются данные, ждать документ придется от 7 до 30 дней.
- Выписку из ЕГРП по форме №3. В ней указывается наличие у участников процесса какой-либо другой недвижимости.
- Лицевой счет на квартиру можно получить из бухгалтерии паспортного стола. Если в справке будет указана задолженность за оплату коммунальных услуг, то документы на дальнейшую регистрацию не примут.
- Если приватизацией будет заниматься посторонний человек, то на него нужно оформить нотариальную доверенность.
- Отказ от участия в приватизации предоставляется, если кто-то из зарегистрированных лиц не будет принимать участие в этом процессе.
- Личные документы заявителя:
- паспорт;
- свидетельство о смерти ранее проживающих лиц;
- свидетельство о заключении брака, рождении детей.
Если в паспорте адрес приватизируемой квартиры указан с ошибками или отличается от того, что зафиксирован в договоре, то необходимо в паспортном столе взять справку об уточнении места жительства.
Дополнительно могут потребоваться такие документы:
- Подтверждающие опеку над несовершеннолетним ребенком.
- Для иностранцев – справка из ОВИРа.
- Если из квартиры были выписаны несовершеннолетние дети, которые указаны в договоре соц. найма, они все равно участвуют в приватизации. Поэтому нужно подготовить:
- Разрешение органов опеки на участие в приватизации.
- Выписки из домовой книги с нового и старого мест прописки.
Второй этап
Далее необходимо получить технический и кадастровый паспорт. Он выдается в БТИ на основании ордера, документов заявителя, выписки из домовой книги.
Третий этап
Необходимо оформить выписку из Росреестра и предоставить ее в Департамент управления имуществом. Она выдается на основании ордера, кадастрового и технического паспортов, личных документов всех совершеннолетних, выписки из домовой книги.
Четвертый этап
Предпоследний шаг – оформить договор приватизации и предоставить его в БТИ. С этой целью необходимо подготовить, кроме вышеописанных паспортов на квартиру и всех заявителей, выписки о количестве прописанных и лицевого счета:
- справки о неучастии в приватизации;
- выписку из Росреестра;
- выписку из ЕГРП отдельно для каждого субъекта;
- дополнительные документы на ребенка - распоряжения о назначении опекуна;
- нотариально заверенную доверенность от каждого участника процесса на лицо, которое занимается приватизацией.
Минимальный срок оформления договора – 2 месяца. Бумага выдается каждому участнику приватизации. Госпошлина за оформление документа составляет 4800 рублей.
Пятый этап
Последний шаг – предоставить документы в Регистрационную палату для оформления свидетельства о праве собственности. Всем участникам, обратившимся с подобным заявлением, необходимо уплатить госпошлину в размере 1000 рублей и ждать 14 дней. Регистрация осуществляется при наличии:
- кадастрового и технического паспортов;
- выписки из Росреестра;
- нотариально заверенного отказа от приватизации всех не участвующих лиц;
- паспорта заявителей, свидетельства о рождении ребенка;
- выписки из домовой книги на каждого участника;
- ордера;
- договора приватизации каждого участника процесса.
По завершении процедуры выдается выписка о наличии прав собственности на квартиру.
Вывод
Процесс смены формы собственности имущества занимает много времени. Но без него легально совершать сделки купли-продажи, передачи по наследству невозможно. Поэтому стоит заранее поинтересоваться вопросом о том, кому принадлежит имущество. Как узнать, приватизирована квартира или нет? Подать запрос в Росреестр. Сделать это можно как в отделении приватизации, так и через Интернет. Срок получения выписки из ЕГРД – трое суток. Справка годна 30 дней. Информация на платной основе доступна всем интересующимся лицам. Если сделка по смене формы собственности была осуществлена до 1998 года, то эти данные можно запросить в БТИ. Но сделать это могут только владельцы квартиры, их наследники или госорганы при наличии определенного разрешения.