Классификация цен. Цены и ценообразование
В капиталистической экономике, вероятно, любой товар имеет свою цену. Формироваться она может на основе самых разнообразных механизмов и закономерностей. Более того, единый подход к определению сущности цены в среде мировых исследователей обнаружить довольно сложно. Есть большое количество критериев классификации соответствующего показателя. Какие из них распространены в России?
Что такое цена и каковы ее функции
Цена в соответствии с распространенным определением — это способ выражения стоимости того или иного товара в денежном виде. Призвана она выполнять самые разные функции. В числе таковых: учет, стимулирование, а также распределение.
Касательно функции учета, то ее выполнение предполагает, что с помощью цены фиксируются затраты на производство и продажу продукции. Стимулирование призвано формировать позитивные условия для роста эффективности выпуска товаров, улучшения их качества, повышения технологичности производственных процессов. Функция распределения предполагает включение в цену различных налогов, акцизов и сборов, которые затем перечисляются продавцом в бюджет.
Некоторые исследователи также выделяют социальную функцию цены. Она предполагает, с одной стороны, что население той или иной страны (региона или муниципалитета) сможет приобретать товары по экономически обоснованной стоимости, с другой — что предприятие, выпускающее соответствующий вид продукции, сможет быть рентабельным и поддерживать тем самым рабочие места. Как вариант — для жителей того же города или региона.
Рассмотрим теперь, каким образом может быть осуществлена классификация цен.
Особенности классификации цен
Существует большое количество оснований и признаков, по которым соответствующие показатели выражения стоимости товара могут быть отнесены к той или иной категории. Так, в числе распространенных методов — классификация цен, исходя из сферы товарного обращения. По данному основанию показатели выражения стоимости товара могут быть представлены в виде:
- оптовых цен (как вариант, на промышленную продукцию);
- закупочных показателей стоимости в сельском хозяйстве;
- транспортных тарифов;
- розничных цен;
- потребительских тарифов (например, за оказание коммунальных услуг);
- цен, задействуемых при определении внешнеторговых приоритетов.
Некоторые исследователи склонны дополнять данную схему классификацией, основанной на специфике этапов товарного обращения.
Товарное обращение
Так, выделяются три основные стадии данного процесса:
- движение товара от предприятия, которое его выпустило, к оптовым организациям;
- перемещение продукции от оптовиков к розничным бизнесам;
- продажа товара розничными точками конечному потребителю.
Данная схема формирует еще одно основание для классификации цен — деление соответствующих показателей на оптовые и розничные. Чуть позже мы рассмотрим их специфику подробнее.
Касательно оптовых цен, можно отметить, что они в достаточной мере близки закупочным, что применяются в сфере сельского хозяйства. Их устанавливают частные фермеры или агрофирмы для конечного потребителя или, например, посреднических структур — торговых точек, сетей, киосков и т. д.
Есть экономический критерий, в рамках которого осуществляется классификация и структура цен. Так, исследователи основывают отнесение показателей к той или иной категории, исходя из степени вмешательства государства в ценообразование. Если придерживаться данной методологии, то признаки классификации цен будут выражаться в степени их соответствия закономерностям спроса и предложения. Таким образом, показатели могут быть:
- свободными (то есть формирование цен осуществляется только на основе закономерностей спроса и предложения);
- регулируемыми (государство иногда вмешивается в соответствующие механизмы, чаще всего это касается стратегически значимых для национальной экономики отраслей);
- фиксированными (власти четко фиксируют цены для конкретных видов продукции).
При этом в экономиках даже самых развитых, рассматриваемых в качестве эталонно капиталистических, стран могут присутствовать второй и третий механизмы. Аналогично в государственных формациях с сильным вмешательством властей в экономику: например, в Китае есть место свободному ценообразованию.
Торговые механизмы
Классификация цен может осуществляться и по иным основаниям. Так, соответствующие показатели стоимости товара могут быть отнесены к той или иной категории торговой сферы. Если говорить о данном сегменте коммерческих отношений, то цены могут быть: аукционными, биржевыми либо договорными. Первого типа показатели могут характеризоваться значительной несхожестью при сопоставлении с рыночными цифрами. В этом прослеживается известная специфика аукционов. Относительно близкой к рыночной цене могут быть биржевые показатели. В коммерческих правоотношениях распространены договорные критерии. В соответствии с ними может определяться цена товара, который одно предприятие по контракту должно поставить другому.
Иногда применяется классификация цен по географическому признаку. Так, соответствующие показатели стоимости товара могут быть национальными, региональными или местными. Но в экономике РФ данный подход к классификации цен не слишком распространен.
Изучим специфику некоторых типов цен, которые имеют, возможно, наибольшую распространенность в мировых экономиках. Виды цен и их классификация, принятые в экспертных сообществах разных стран мира, могут различаться, но практически всегда в соответствующих методиках присутствует такая категория, как оптовые показатели стоимости товара. Изучим их подробнее.
Особенности оптовых цен
Оптовая цена — это показатель, который характеризует продукцию предприятий, работающих чаще всего в различных сферах промышленности, в аспекте продаж и закупок при взаимодействии с контрагентами. Форма собственности в рамках соответствующих механизмов чаще всего значения не имеет. Есть ряд дополнительных оснований, по которым может осуществляться классификация цен, относящихся к категории оптовых. Так, выделяют:
- отпускные цены;
- промышленные показатели стоимости.
Специфика отпускных цен в том, что их устанавливает изготовитель того или иного товара с целью продажи сбытовым бизнесам. В некоторых случаях соответствующий показатель может определяться в виде трансфертной цены. Это возможно, если осуществляется взаимодействие между структурами одного юридического лица (например, нескольких АО в рамках холдинга). Часто трансфертная цена фиксируется в контрактах, предмет которых — коммерческий займ.
Что касается промышленных показателей стоимости, они характеризуют товары, передаваемые в целом по тем же каналам, что и при оптовых ценах, но с учетом НДС и прочих сборов и наценок (как правило, формирующихся за счет посреднических услуг). Таким образом, разница между двумя отмеченными разновидностями оптовых показателей заметна, но в целом наблюдается их существенная структурная близость.
Некоторые исследователи выделяют в отдельную категорию оптовые цены, которые формируются при заметном воздействии биржевых факторов. Предполагается, что соответствующий показатель формируется на основе котировок на бирже и окончательно устанавливается с учетом возможных скидок и иных преференций поставщика для потребителя (или, наоборот, при условии увеличения, например, в силу не вполне устойчивых отношений между бизнесами).
Функции и классификация цен, принятые во многих исследовательских сообществах, предполагают выделение в отдельный тип розничных показателей стоимости товаров. Изучим их особенности.
Особенности розничных цен
Розничные цены — показатели, которые характеризуют стоимость товаров, реализуемых предприятием напрямую потребителю в лице гражданина или другой организации. Их формирование предполагает влияние ряда ключевых экономических компонентов. В числе таковых — оптовая цена (в ряде случаев соответствующая закупочной), различные налоги и сборы (например, НДС), трудовые издержки. Формирование розничных показателей непосредственным образом зависит от критериев рентабельности бизнеса, его кредитной нагрузки, условий договоренностей с инвесторами.
Методология, которую включает в себя распространенная в России система цен и их классификация, предполагает, что розничные цены обычно более волатильны, чем оптовые. Дело в том, что они более чувствительны к конечному уровню спроса, который не всегда стабилен (особенно в отношении элитных товаров, в меньшей степени — для повседневных). Как правило, розничные цены не фиксируются в контрактах (как оптовые в ряде случаев). Более того, соответствующие показатели могут существенно различаться в разных магазинах. Чем это обусловлено? Чаще всего различием в отмеченных нами ключевых аспектах бизнес-модели — рентабельности, издержках на кредитное обслуживание и т. д.
Система цен и их классификация, принятые во многих государствах, включают выделение в отдельную категорию показателей, которые относятся к внешней торговле. Изучим их специфику подробнее.
Специфика внешнеторговых цен
Внешнеторговые цены характеризуют товары и сервисы, поставляемые частными и государственными предприятиями, которые имеют прописку в той или иной стране, за рубеж. Устанавливаться они могут как в силу рыночных факторов, так и вследствие частных договоренностей, в которых, как правило, принимают участие правительственные структуры.
Классификация мировых цен на тот или иной вид продукции, как правило, носит достаточно универсальный характер. Например, что касается соответствующих показателей для нефти, то современные страны-экспортеры данного вида топлива приняли методику, по которой базовая стоимость товара исчисляется на основе марки Brent.
Существует большое количество механизмов, в рамках которых формируются рассматриваемые показатели стоимости товаров. Такие аспекты, как понятие и классификация цен, мы исследовали. Полезно будет рассмотреть теперь то, в рамках каких закономерностей может осуществляться ценообразование.
Можно выделить два основных механизма формирования цен: внутрикорпоративный (когда соответствующие показатели формирует предприятие, выпускающее товары или оказывающее услуги), а также рыночный, когда те или иные цифры, отражающие стоимость товара, формируются, исходя из соотношения спроса и предложения в том или ином сегменте свободного рынка. Как правило, оба отмеченных механизма задействуются одновременно. Рассмотрим их подробнее.
Внутрикорпоративное формирование цен
Итак, цены могут выставляться, прежде всего, менеджментом самого предприятия, которое выпускает товары или предоставляет сервисы. Исходя из каких приоритетов осуществляется определение соответствующих показателей? Ценовая политика компаний-производителей товаров и поставщиков услуг может быть основана на таких факторах, как задачи развития компании, величина издержек при производстве, приоритетов собственников, инвесторов и т. д.
В некоторых случаях фирма держит низкие цены с целью занятия большей рыночной ниши, чем конкуренты, и в этом случае уже подключается второй механизм формирования показателей стоимости товара — рыночный. Изучим его специфику подробнее.
Рыночное формирование цен
Низкие цены, таким образом, могут быть выставлены предприятием, исходя из объективных рыночных факторов. Так, это возможно, если спрос недостаточный (или он снизился, как вариант, в результате кризиса) или же конкуренция в сегменте настолько велика, что ее приходится выдерживать за счет манипуляций с ценами.
Вполне допустимо, что соответствующие показатели будут предопределять убыточность предприятия. В этом случае фирма может принять решение сократить издержки (как за счет экономии тех или иных ресурсов, так и за счет совершенствования бизнес-процессов) либо серьезно уменьшить свое присутствие на рынке. В ряде случаев слишком высокая конкуренция и вовсе приводит предприятие к банкротству.
Нерыночные факторы формирования цен
Отметим, что в ряде случаев ценообразование (классификация цен также может основываться на соответствующем критерии) осуществляется под влиянием нерыночных факторов. Чаще всего это административные механизмы, которые может задействовать государство (или локальный субъект — региональное правительство, муниципалитет). На примере текущей обстановки в мире можно проследить влияние политического фактора формирования цен: те или иные показатели стоимости товара могут быть выше или ниже рыночных не в силу механизмов спроса-предложения, а по причине напряженных отношений между государствами или, наоборот, слишком дружественного отношения одной страны к другой.
Итак, мы исследовали, что такое цена (понятие, функции, классификация). Мы поняли, что есть большое количество исследовательских подходов к определению ее сущности. Также мы выделили несколько популярных критериев классификации цен, распространенных в России и в среде мировых экспертов. Можем сделать вывод о том, что рассматриваемый показатель стоимости товара, несмотря на кажущуюся простоту структуры, — явление, исключительно важное с точки зрения развития любой экономической системы — отдельного предприятия, холдинга или страны в целом. Грамотное ценообразование — фактор успешного обеспечения конкурентоспособности хозяйственных механизмов, выстраиваемых предпринимателями и властями государств.