Государственные предприятия
В Гражданском кодексе применяется несколько принципов, в соответствии с которыми классифицируются юридические лица. Так, в статье 48 используется критерий, связанный с характером прав на имущество, целью формирования и деятельностью того или иного юридического лица. Так, образуется две группы: коммерческих и некоммерческих предприятий. В данном случае акцентируется внимание на цели формирования. Кроме того, учитывается и порядок, согласно которому осуществляется применение полученных доходов.
Коммерческие организации – это юридические лица, основная цель которых состоит в извлечении прибыли и ее распределении между сторонами. Цель учреждений, входящих во вторую группу, - решение социальных вопросов и задач. Если же цель некоммерческой организации предусматривает получение прибыли, то доход не распределяется между сторонами, а применяется для выполнения общественных, социально полезных задач.
Государственные и муниципальные предприятия в своих уставах вместе с основной целью могут предусматривать и общественно-полезные задачи. Другими словами, их деятельность направлена на удовлетворение гражданских нужд и потребностей, соблюдение общественных и государственных интересов (исполнение военных, государственных и прочих заказов).
Государственные предприятия учреждаются управленческими органами РФ. Имущество и вклад правительственной власти образуются за счет вкладов других учреждений, бюджетных ассигнований, полученных доходов и иных законных источников. Государственные предприятия отвечают по своим обязательствам посредством имущества. Все указанные учреждения являются юридическими лицами, имеют наименование, в котором указана организационно-правовая форма.
Государственные предприятия формируются или в соответствии с решением собственника либо его уполномоченного органа, или в соответствии с решением трудового коллектива. В качестве учредительных документов выступают: устав, решение об учреждении или договор учредителей. В своих уставах государственные предприятия определяют организационно-правовую форму, указывают адрес, название, контролирующие и управляющие органы, порядок, по которому будет осуществляться распределение доходов и формирование фондов, а также условия ликвидации и реорганизации. Утверждение устава осуществляется учредителем и трудовым коллективом.
Государственные предприятия, вне зависимости от отраслевой принадлежности и типа, наделены рядом особенностей. Главным образом, это проявляется в инерционности развития, невосприимчивости к условиям среды, изменяющимся достаточно быстро. Кроме того, на государственных предприятиях сравнительно низкая производительность труда. С одной стороны, указанные признаки обусловлены существовавшей достаточно длительный период системой централизованного управления ими. С другой же стороны причина состоит в высокой степени отчужденности сотрудников от производственных средств, что не способствовало развитию заинтересованности в лучшем их применении. В связи с этим, государственным предприятиям была дана большая самостоятельность в коммерческой и производственной сфере.
Таким образом, первоочередными мерами перехода к рынку стало принятие закона, регламентирующего учреждения и предпринимательскую деятельность. В соответствии с ним, предприятия осуществляют самостоятельно свою деятельность, распоряжаются изготовленной продукцией, полученными доходами, оставшимися после выплаты налогов и прочих платежей.
Юридические лица наделены правом самостоятельно планировать свою деятельность, определять перспективы своего развития в соответствии со спросом на изготавливаемую продукцию.