"Черный монах" Чехова: краткое содержание произведения
Считается, что написать роман более сложно и почетно, чем рассказ или повесть. На то много причин, например, объем и большое количество сюжетных линий. Но есть один создатель рассказов, перед которым преклоняются все: и романисты, и коллеги по цеху. Речь, разумеется, об А.П. Чехове. Русский классик написал множество шедевров, но один хочется выделить особенно и посвятить ему настоящую статью: «Черный монах» Чехова (краткое содержание повести) предстанет перед читателем во всей красе.
Глава первая. Приезд Андрея Васильевича Коврина в Борисовку
Так как повесть имеет по меркам Чехова достаточно большой объем, он не спешит с действием. В первой главе классик ненавязчиво и мягко, как он это умеет, знакомит читателя с основными действующими лицами сочинения: Андреем Васильевичем Ковриным (магистром, специалистом в области философии), Егором Семеновичем Песоцким (видный садовод, бывший опекун и воспитатель магистра) Таней Песоцкой (дочерью Егора Семеныча и подругой детства А.В. Коврина).
Андрей Васильевич заболел нервной болезнью, и ему посоветовали поправить здоровье на природе. А где найти дом лучше, чем у своего любимого ментора и наставника? Нигде не отыскать такого! Поэтому магистр поехал сначала к себе на историческую родину – в Ковринку, а затем уже в Борисовку к опекуну. Было это в то время, когда природа сменила гнев на милость, т. е. зиму на весну. Дома Коврин пробыл 3 недели в начале апреля, а затем, дождавшись теплых дней, отправился гостить к воспитателю и подруге детства. В пристанище близких людей все было шикарно: и дом, и деревья, и очарование пробуждающейся весной жизни
Первая глава оставляет легкий аромат сбрасывающего с себя зимнюю дремоту сада, а «Черный монах» Чехова (краткое содержание, разворачиваемое нами) двигается далее.
Глава вторая. Появление черного монаха
А.В. Коврин очень странно отдыхал в доме своего покровителя: много читал, писал, слушал музыку. Другими словами, герой не расслаблял нервы, а до крайности их будоражил и напрягал. На психику Коврину, вероятно, действовал и поток бесконечных непрекращающихся приемов, которые случались в доме Песоцких почти каждый вечер. В них играли на скрипке, пели. Одним словом, делали все, что полагается на таких мероприятиях.
Однажды в один из таких домашних праздников герой увлек Таню на балкон и рассказал ей легенду о черном монахе. Суть ее в том, что 1 000 лет назад по пустыне шел черный монах, затем люди увидели такого же монаха далеко от той пустыни. Но самое интересное не это, а то, что первый монах был настоящий, а второй – мираж или призрак. И последний стал плодить двойников, и черных монахов стали видеть по всему миру. Согласно легенде, как утверждает Коврин, следующее появление черного монаха должно случиться вот-вот.
Легенда Тане не понравилась, и она стала беспокоиться за Андрея. Коврин отпустил подругу детства к гостям, а сам решил провериться. Удивительное дело, но на прогулке он встретил черного монаха, совсем как в легенде. Он проскользнул мимо героя в черном вихре, но Коврин все равно хорошо его рассмотрел: седая голова, черные брови и одежды, как брови. Земли монах не касался. Андрей Васильевич понял: легенда не врет!
Вернувшись домой, Коврин, конечно, хотел обо всем рассказать наставнику и его дочери, но вовремя остановился, они ведь могли посчитать, что он с ума сошел, поэтому Андрей Васильевич решил маскироваться под весельчака, чтобы скрыть свой секрет. Он пел и плясал в тот вечер громче и лучше всех.
Глава третья. Мытарства садовода и прозрение Коврина
После конца приема Коврин поднимается в свою комнату и хочет вызвать в памяти образ черного монаха, но ему мешают. Сначала Таня приходит и просит прочитать замечательные статьи отца по садоводству и убедить его писать чаще. Потом к магистру стучится уже сам Егор Семеныч. Он рассказывает о саде, о том, что очень важно любить дело, которым занят. Делится он с героем повести «Черный монах» Чехова (краткое содержание которого мы рассматриваем) и своими страхами: что будет с делом, когда Егора Семеныча не станет, в какие руки попадает обожаемый им сад? И пожилой человек предлагает вполне ожидаемо «наладить какой-нибудь роман» Коврину и Тане. Правда, уходя, Егор Семеныч все-таки говорит: «Все это дурь, блажь и мечтание пустое».
Коврин же, после того как его оставили в покое, принимается за статьи своего наставника и видит в них одну только пошлость. Затем он думает о своем видении на прогулке, и тут у него в голове проносится мысль: «А вдруг я душевнобольной, и все это только мои галлюцинации?». Магистр гонит от себя эту мысль и успокаивается: «Даже если и так, то я никому не причиняю ни вреда, ни беспокойства своими фантазиями».
Вот так интригующе заканчивается третья глава произведения «Черный монах» (рассказ). А.П. Чехов (краткое содержание, надеемся, это показывает) лихо закручивает сюжет, оставляя и читателя, и героя на некотором перепутье: здоров ли Коврин или психически болен? Обязательно узнаем.
Глава четвертая. У Коврина просыпаются чувства к Тане
Началось все со скандала. Отец ругался с дочерью. Таня посмела сделать замечания отцу относительно того, как он ведет дела, тут пошло-поехало: слезы с одной стороны, крики с другой. Ссора случилась с утра. В итоге Таня заперлась у себя в комнате и плакала безостановочно, а отец сначала делал бодрый вид, а потом и сам сдулся: стал угрюмым и хмурым. Аппетита у скандалистов не было, и они не обедали.
Сначала Коврин старался не обращать внимания, а потом все-таки вышел из своей комнаты и направился в апартаменты Тани. Девушка ему долго жаловалась на отца, а главный герой повести «Черный монах» Чехова (краткое содержание которого все более интригует) почувствовал, как проникается к тонкой болезненной девушке самой искренней любовью и понимает, что другую, более уравновешенную и менее обидчивую, он и не смог бы полюбить.
А папа с дочкой, конечно, помирились. У них все наладилось. На это ушло совсем немного послеобеденного времени.
Такова четвертая глава произведения «Черный монах» Чехова в кратком изложении.
Глава пятая. Второе явление черного монаха. Признания в любви Коврина
Второе пришествие черного монаха получилась неоднозначным. С одной стороны, Коврин нашел себе лучшего друга, который выражал его же сокровенные мысли, а с другой – монах подтвердил опасения относительно психической болезни Андрея Васильевича.
И все это у него (монаха) получалось как бы мимоходом, как бы невзначай. Например, он говорил, что именно такие люди, как магистр – «соль земли» (Ф. Ницше). Именно они приближают наступление «царства вечной правды». Коврин спрашивал и о вечной жизни, на что монах, выражаясь сокровенными мыслями героя произведения «Черный монах» Чехова (в кратком содержании уже пройден экватор), говорил, что вечная жизнь есть, и она состоит в вечном познании.
Другими словами, хитроумный монах рисует рай любого философа. Мировой скиталец признает, что он есть плод воображения Коврина, но в этом монах не видит никакого затруднения, ибо болезнь есть подруга гениальности, а «абсолютно психически здоровы только стадные люди». Потом, естественно, монах исчез, он же все-таки мираж.
Вообще, если читатель позволит нам реплику в сторону, то вся эта глава выдержана в строго ницшеанском духе.
На выходе из парка Андрей встречает Таню и признается ей в любви. Ее такой поворот событий ошеломляет и почти физически уродует (помните о ее чрезвычайной нервности), но Коврину все нипочем, он греется в электрическом свете эйфории, для него все чрезвычайно прекрасно.
Глава шестая. Нервность. Черный монах – уже постоянный собеседник Коврина
Эта глава могла бы вполне так называться, потому что все герои, помещенные в краткий пересказ произведения «Черный монах», переживают крайнее напряжение и чувств, и нервов. Магистр продолжал писать свои сочинения и беседовать с черным монахом несколько раз в неделю. Теперь творчество для него приобрело особый смысл, ведь он получил титул «Избранника». Влюбленным ему писалось еще лучше, а произведение выходили еще краше, так ему казалось.
Наставник и будущий тесть его много работал, сад требовал повышенного внимания. Таня беспрестанно плакала почти по всякому поводу. И как любую слишком впечатлительную девушку, во время приготовлений к свадьбе ее посещали разные мысли, и она впадала в полярные состояния. Таню то мучил ужас, то она впадала в эйфорию.
Глава седьмая. Очевидность безумия А.В. Коврина
С. Кинг в «Балладе о гибкой пуле» писал, что когда один человек не ходит под лестницей и жутко суеверен – это ничего, это воспринимается нормально, но если все начнут избегать лестниц, и это станет заметным, то наступит эра безумия. Вот так и произошло с Ковриным – его сумасшествие стало очевидным.
Как-то ночью у него была бессонница (признаться, мужчина вообще в последнее время практически не спал), он читал французский роман, потом мысленно вызвал в своем воображении образ черного монаха, и тот возник в пространстве спальни героя. Два старых друга стали говорить о чем-то жутко мудреном. За этим занятием застала Андрея неожиданно проснувшаяся Таня. Она испугалась того, что муж говорит с пустым креслом. Ее обеспокоенность передалась и ему. Из своей комнаты вышел тесть Коврина, гостивший у них, а утром родственники уж отправились к врачу. Андрей Васильевич стал проходить лечебные процедуры.
Глава восьмая. О пользе и вреде болезни для жизни
И наконец-то А.П. Чехов подходит к основной проблеме произведения. Что лучше – творческая болезнь или бесплодное здоровье, больной гений или здоровая посредственность?
Прошел уже целый год со времени тех событий, когда герой впервые после долгого перерыва оказался в Борисовке. Снова лето. Снова дом Егора Семеныча.
Коврин в этой главе перерождается. После лечения он стал злым, замкнутым и ненавидящим весь род человеческий, а больше всего – свою жену и ее отца. Все его речи направлены на защиту его болезненного состояния. Среди прочего, он говорит следующее: «Да, у меня была мания величия, я видел миражи и призраки, но кому я мешал? Зато я был счастлив, спокоен и умиротворен». Затем идут ссылки на Будду, Христа и Магомета, и герой спрашивает, а что было бы с ними, если бы ими занялись родственники? Из его не лишенного блеска спича выходит, что родственники – это сущее зло, они фабрикуют посредственность и помогают пасть цивилизации. Над этими строками русского классика будто бы стоит Ницше и хвалит Чехова за них.
В остальном же в главе ничего интересного не происходит, кроме очевидного: отношения между Ковриным, Таней и ее отцом рушатся. Таня в этой негласной, молчаливой войне присоединяется к отцу, а Андрей Васильевич остается в психологической изоляции.
Глава последняя. Возвращение черного монаха и конец Коврина
Писал всегда замечательную прозу Чехов А.П. «Черный монах» (краткое содержание по главам мы описываем) близится к своему финалу.
Прошло еще два года. Таня и ее отец остались для Коврина в прошлом. Он жил уже с другой женщиной и во всем ей подчинялся. Ему даже дали кафедру, но болезнь, сгубившая его мать, подбиралась и к нему – у него шла из горла кровь. Врачи говорили, что это не опасно, нужен только покой.
Его новая жена – Варвара Николаевна, наверное, по настоянию врачей, решила отвезти Коврина в Крым подлечиться и успокоить нервы. Он почти пришел в себя. Смирился с тем, что он не гений. Путешественники прибыли в Севастополь. Они захотели отдохнуть сначала в гостинице денек-другой перед тем как ехать в Ялту.
Коврин получил перед самым отъездом письмо от Тани. Раскрыл он его только поздним вечером, когда Варвара Николаевна уже легла. В нем бывшая жена писала, что у нее умер отец, пропал сад, и она винила магистра в этом и желала скорейшей смерти бывшему мужу как наказания за его грехи перед ней.
Герой разорвал письмо так, что его было не склеить. Андрей Васильевич стал работать, чтобы подавить налетевшее на него беспокойство. Читал свои наброски (но не те, которые написал во время болезни; то «нетленное наследие» Коврин уничтожил безвозвратно). Затем бывший психически больной попытался выбросить кусочки письма в окно, но не смог. Части гневного сочинения Тани только разлетелись по подоконнику. Магистр вышел на балкон. Его охватило беспокойство. Вдали он увидел вихрь – предвестие черного монаха, и через секунду тот уже был в номере. Монах журил по-братски, по-отечески Андрея Васильевича за его неверие в свое предназначение, но Коврин уже не мог говорить – у него шла обильно из горла кровь. Монах продолжал магистру что-то нашептывать на ухо, когда его ослабевшая физическая оболочка отпустила Андрея Васильевича странствовать по другим мирам, а, возможно, и наслаждаться вечным познанием.
Утром Варвара Николаевна обнаружила своего мужа мертвым и с блаженной улыбкой на лице.
На этом заканчивается краткий пересказ содержания «Черный монах». Чехов, конечно, не одобрил бы такого длинного «краткого пересказа» своего сочинения, но что делать, таких гениев, как он, на свете немного. Надеемся, наша статья побудит читателя познакомиться с полной версией этого фантастического по своему писательскому исполнению творения.