Коррекция: это что и какой она бывает? Психологическая и педагогическая коррекция
Испокон веков считалось, что обучаемость - это мало контролируемый или вовсе неконтролируемый процесс. Множество методик обучения и школ строились на принципе кнута и пряника, который сегодня не приветствуется, ибо считается устаревшим и неэффективным. И во множестве случаев в современной педагогике коррекция - это едва ли не единственный способ достижения необходимого результата.
Психология и педагогика в России
Применительно к рынку западных психологических услуг можно сказать, что стандартизация и лицензирование деятельности психологов навели порядок. В США психологическая коррекция - это довольно развитая структура, где психоаналитики, гештальт-психологи и коучеры знают свои должностные обязанности и права и обязанности своих клиентов. В России же психологом считается «друг с почасовой оплатой», который, может быть, поможет, а может быть, и нет…
«Взрослая» психология: мы ошибаемся при выборе психолога?
Условно можно подразделить психологов по множеству профилей. Однако для лучшего восприятия материала в этой статье лучше принять простую классификацию и исходить из того, что есть специалисты «взрослые» и «детские». Разделяя их на две группы, легче говорить о работе с двумя категориями людей. Это, соответственно, самостоятельные и несущие ответственность за свои поступки (взрослые), и несамостоятельные (дети) личности. Чтобы понять, что должен сделать психолог для той или иной категории клиентов, и что делать не должен, рассмотрим наиболее общую причину обращения.
Многих жизнь приводит к такой ситуации, когда человек начинает считать, что сам он со своими проблемами уже не справится, будь то стресс, неразделенная любовь или даже финансовые затруднения. Именно поэтому многие думают, что психологическая коррекция - это своеобразное лекарство от неудач. Взрослые, ищущие помощи у психолога, рассчитывают получить, так сказать, наглядное «пособие», демонстрирующее, как достичь успеха в жизни. Однако система рыночных отношений предопределяет неудачи в походах к такого рода специалистам. Дело в том, что мы уже привыкли к положению вещей, которое можно охарактеризовать фразой: «Платишь деньги – получаешь товар». Товар в данном случае – психологическое равновесие, которое ведет к снятию напряжения, решению каких-либо проблем. Многие думают, что это то самое лекарство, «продукт для души», за которым и следует обратиться к специалисту. Если многие считают это средством достижения своих целей, то правильно делают!
Коррекция - это… товар?
«В здоровом теле – здоровый дух!» Девиз спортсменов психологи трактуют так: «Был бы здоровый дух – тело тоже поправится». А физиологи и вовсе выдадут универсальное: «Все взаимосвязано». И, что удивительно, среди этих специалистов разных родов деятельности нет неправых. Но если все так предельно просто и понятно, то почему сегодня так много людей, недовольных - и вполне обоснованно - своей фигурой? Или имеющих психологические проблемы?
Ответ прост: купить эти две вещи не так-то просто. Например, придя в тренажерный зал, большинство ожидает быстрого прогресса и, не получив его, уходит восвояси. Та же ситуация и с рынком психологических услуг: мы слишком многого ждем от своего психолога, при этом забывая рассчитывать на себя, преодолевать лень, боль правды и чувство гордыни. Так что коррекция фигуры, как и коррекция развития, - это процесс двоякий. Здесь нужна отдача как со стороны специалиста, так и со стороны клиента.
И зачастую бывает так: когда психолог ставит человека перед фактом, что решать проблемы придется самому, многие делают вывод о некомпетентности специалиста. Но на деле оказывается, что он не вправе вмешиваться в нашу личную жизнь, и ответственность за решение проблем остается на обратившемся.
Если клиент не несет ответственности
Совсем иначе обстоят дела у психологов, работающих с дошкольным и школьным контингентом. Педагогическая коррекция - это своеобразный процесс взаимодействия, где есть уже не два (взрослый-психолог), а целых три звена (родитель-ребенок-психолог). Корректирующее обучение считается прогрессивной методикой в процессе усвоения ребенком нового материала. Суть методики заключается не в коррекции одного лишь материала, как в случае с репетиторскими занятиями, а в его анализе с учетом познавательных особенностей и способностей ребенка. А затем уже следует подача в удобной форме для ученика. Причем данная парадигма применима как к естественным/гуманитарным наукам, так и к информации, передающейся посредством воспитания в целом.
Конкуренция среди детей
Востребованность педагогических услуг обусловлена множеством факторов. Но главный из них – помочь ребенку догнать или обогнать сверстников в развитии. Как бы жестко это ни звучало, среди детей конкуренция протекает в более жесткой форме, чем среди взрослых. И если взрослый, потерпев неудачу, может задействовать выработанные за долгие годы защитные механизмы, ребенок, в силу отсутствия этих механизмов, остается наедине со своими проблемами. Часто это приводит к катастрофическим последствиям: индивид замыкается, испытывает стресс, пребывает в депрессии, что может отразиться на здоровье в дальнейшем. Но хуже всего то, что эти состояния могут закрепиться и остаться с ним на всю жизнь. Все психологические учения сходятся на том, что в детском возрасте измениться в лучшую или худшую сторону гораздо проще, нежели во взрослом. Коррекция - это система сложная, а в случае с ребенком еще и требующая актерского мастерства и сформировавшегося патернального подхода.
Как «продвинуть» ребенка вперед?
Задача педагога и родителя в первую очередь состоит в выявлении кризисных состояний малыша. Их может быть много, и в зависимости от этого количества определяется и дальнейшая коррекционная программа. Причем необязательно посвящать свое чадо в испытания, которые ему предстоят. Занятия и тренинги лучше подавать в игровой и непринужденной форме, чтобы ребенок не воспринимал это как очередной поход в школу. Взять, к примеру, такой распространенный курс, как коррекция речи. Это может быть как скучное занятие, так и веселый урок с элементами декоративно-прикладного искусства. Речь идет об одной из методик арт-терапии, заключающейся в изображении и дальнейшем описании картинки или же в описании уже готового рисунка. На основе услышанных логопедом «трудных» для ребенка звуков составляется программа для рисования и проговаривания с последующим закреплением результатов.
Частые проблемы у детей, или На какой парте сидит ваш ребенок?
Исследование различных моделей взаимоотношений учителя и ребенка сделало прорыв в педагогическом процессе. Теперь считается, что на усвоение материала влияют не только способности ученика, но и опыт преподавателя. Теперь нерадивые учителя не могут оправдывать свои неудачи низким интеллектуальным уровнем школьника, его характером и еще каким-либо внешними причинами.
Взять, к примеру, детей, которым необходима коррекция зрения. Это пример довольно старой и до сих пор не завершившейся «войны» между преподавателями и родителями. А начинается она с довольно безобидного момента: первое рассаживание детей в классе. Детям предлагается сесть за парту на любое удобное место. Казалось бы, ничего страшного… Однако в дальнейшем выясняется, что некоторые учащиеся, сидящие вдалеке от доски, усваивают материал хуже, так как им плохо видно. Проблему можно было бы истребить «на корню», если бы учитель заранее заглянул в карты здоровья своих подопечных и рассадил детей, учитывая остроту их зрения. Но до такого прогресса дошли лишь некоторые частные школы, в остальных дело, как обычно, выставлено «на самотек».
Что толкает нас вперед
Известно, что требования к ребенку не будут упрощаться в обозримом будущем. Перед детьми - будущими взрослыми - ставятся все новые и более сложные задачи, связанные с научно-техническим прогрессом. Те школы, которые проводят обучение по старым программам, окажутся вне конкуренции из-за неактуальности передаваемых детям знаний. Их отсеивают российские аттестационные комиссии, поэтому все стремятся к единому стандарту. Часто возникают скандалы, связанные с давлением на ребенка: взять, к примеру, физкультуру в старших классах, которая включает комплекс занятий «коррекция фигуры». Это общепринятый стандарт, который, однако, не каждый в состоянии осилить в силу субъективных причин. Давление на педагога со стороны руководства школы и со стороны родителей еще больше обостряет ситуацию, и выход в данном случае – полный отказ ребенка от спортивно-развлекательных мероприятий (освобождение).
Однако детей никто не вправе вгонять в подобные рамки. Каждый ребенок уникален и склонен к способностям в определенной сфере деятельности или науки. Известно, что Пушкин и Эйнштейн в свое время получали тройки по мало интересующим их предметам. Но в силу стечения обстоятельств они достигли огромных высот, и их фамилии стали именами нарицательными. И в настоящее время многие психологи и педагоги работают над тем, как воссоздать эти обстоятельства и активировать у ребенка творческий подход к той или иной области знаний.
Чем полнится рынок образовательных услуг
В настоящее время набирают популярность центры, приоритетным аспектом которых является социальная коррекция. Это набор психокорректирующих методик, помогающих в обучающей деятельности школьника и дошкольника. Направление это является неотъемлемой частью развития каждого из нас, закрепленной в эволюции. Если бы наши предки не были способны учиться, они бы не выжили в условиях дикой природы. Поэтому неопытный педагог, который утверждает, что ребенок необучаем, просто оправдывает свою несостоятельность. Да, многие дети дошкольного и школьного возраста зачастую нуждаются в педагогической коррекции. Но говорить, что ребенок не способен чему-либо научиться, - это своего рода преступление.
Школа должна пойти навстречу
В описанную ранее схему «ребенок-родитель-психолог» условно можно добавить еще одно звено: школа. Психологическая и педагогическая коррекция - это процесс, в который в дальнейшем должны включаться преподаватели, с коими взаимодействует ученик. Учет индивидуальных особенностей учащегося и подача материала в соответствии с ними – залог успеха в формировании успешной личности. На планете Земля нет неспособных детей! Есть только дети, чьи способности еще не раскрылись, потому что мы еще не научились этого делать. Два века назад для человечества казались фантастикой такие вещи, как полет или передача звука посредством проводов… Кто знает, каких высот мы достигнем в обозримом будущем?..
Коррекция - это путь к успеху!
Поток знаний молодого ученика похож на свежий родник, пробившийся сквозь скалистую породу. Нужно показать новому «роднику» дорогу к реке знаний, научить его прокладывать себе путь: точить гранит науки и обходить препятствия, ставшие на пути к обучению!