Зона свободной торговли - это... Свободные экономические зоны

Уровень, на котором сейчас находятся мировая экономика и международные отношения, требует постоянного реформирования рыночных механизмов. Предполагается, в связи с этим, использование разнообразных форм делового сотрудничества. Взаимодействие в ряде случаев приобретает глобальный характер. Мировая экономика и международные отношения развиваются сегодня в достаточно сложных условиях. Для обеспечения наиболее эффективного сотрудничества предпринимаются разнообразные шаги. Одним из них является выделение компактных зон, на которых осуществляется интенсивное экономическое взаимодействие. Рассмотрим далее подробнее, что собой представляют такие территории.

Общие сведения

Зона свободной экономической торговли позволяет тем или иным государствам и регионам приспособиться к современным условиям, сократить отставание от лидеров. На такой территории сформирован специальный льготный режим осуществления хозяйственной и рыночной деятельности в соответствии с национальными и природными особенностями. Зона свободной торговли – это регионы, где созданы наиболее благоприятные условия для привлечения новых технологий, иностранных инвестиций, а также передового управленческого опыта. В последние несколько десятилетий стало достаточно популярным создание таких территорий. Первыми их стали формировать развитые страны. Зоны свободной торговли начали появляться в 60-70-х гг. Постепенно единое рыночное пространство стало превращаться в целостное образование. Впоследствии это предполагает не только согласование, но и ведение общей, фактически единой политики, абсолютную унификацию нормативной базы.

Что такое зона свободной торговли?

Это региональная группировка развивающихся и высокоразвитых государств. В ее пределах на рынке не действуют пошлины. Зона свободной торговли – это одна из форм интеграции. Ее участники снимают таможенные тарифы друг для друга. Вместе с этим относительно третьих государств каждая сторона, подписавшая международный договор, вправе проводить собственную рыночную политику.

Положительные стороны создания беспошлинных территорий

Международный договор, который подписывают участники, позволяет:

  • Расширить границы внутреннего рынка.
  • Развивать конкуренцию. В результате этого тот или иной регион получает возможность преодолеть низкий уровень своего экономического развития. За счет чего усиливается его роль в общем обороте, снижается зависимость от других регионов.
  • Развивать инфраструктуру. Это, в свою очередь, повышает экспортный и импортный потенциал отдельно взятого государства.
  • Преодолеть сложности по сбыту готовой продукции и услуг на рынке.

Расширение взаимодействия

В течение нескольких последних десятилетий отмечается значительный рост числа региональных соглашений. Например, в июле 2005 года было нотифицировано в ВТО 330 документов. Из них функционировать в течение последующих лет начали 180. Большая часть из них – соглашения о зонах свободной торговли. Из общего количества действующих документов на их долю приходится порядка 84 %. Переговоры ведутся по 96 %. Соглашение о зоне свободной торговли предполагает весьма прозрачные условия для участников. Именно этим объясняется такой высокий процент. Зона свободной торговли – это территория, которая не требует особой координации внешней рыночной политики. Причем она сохраняет независимость государства в создании таможенного режима относительно третьих сторон.

Специфика

Свободные зоны позволяют решить вопросы, касающиеся доступа государств к стратегическим рынкам. В этой связи географическая близость участников порой вовсе не обязательна. Этим такие территории отличаются от прочих, более сложных интеграционных форм, предполагающих наличие общей границы между партнерами. Договоренность в рамках ВТО предполагает формирование многосторонней системы основных требований к созданию и последующему функционированию зон. В первую очередь, допускается образование этих территорий в порядке исключения в режиме максимального благоприятствования (вместе с преференциями для развивающихся государств, введением приграничных рынков и так далее). В таких случаях стороны-участники будут действовать на льготных основаниях. Во-вторых, соглашения должны заключаться только с другими государствами-участниками. Вступление во взаимодействие с третьими сторонами должно осуществляться в порядке исключения. Надо здесь отметить, что соблюдение этого положения на практике довольно неоднозначно. Переход к свободному рынку должен оказывать стимулирующее влияние на торговлю между участниками, не создавая при этом препятствий для третьих стран. Региональные акты выступают в качестве дополнения принципов формирования многосторонней рыночной системы, но не как противопоставление им. Свободная торговля должна охватывать большую часть оборота продукции между участниками, в том числе основные отрасли экономической деятельности, и быть взаимной. Образование беспошлинных территорий предполагается осуществлять в разумный срок. Период может быть больше десяти лет только в исключительных случаях. Принято считать, что этого срока достаточно для полной адаптации большинства производителей к новым конкурентным условиям.

Отличительные черты

Свободные зоны различаются по некоторым существенным параметрам. К ним, в частности, следует отнести:

  1. Число участников.
  2. Сравнительные объемы национальных экономик сторон.
  3. Различные уровни развития хозяйства.
  4. Режимный охват отраслей и товаров.
  5. Характер воздействия на национальную экономику.
  6. Длительность перехода к свободному рынку.
  7. Уровень реальной взаимной зависимости между странами в экономическом плане.
  8. Значение политического фактора.
  9. Нормы, ценности, традиции интеграционного процесса в регионе.

Общие признаки

Несмотря на приведенный выше перечень различий, существует несколько черт, которые объединяют свободные зоны. Эти общие закономерности следует учитывать при формировании новых территорий. В первую очередь, следует выделить тот факт, что создание зоны должно иметь довольно глубокие предпосылки исторического, политического, экономического, регионального, социального и другого характера. Здесь стоит выделить уровень рыночного взаимодействия в общих показателях по региону. Так, на 2008 год они составляли:

  • 66.8 % - ЕС.
  • 24.9 % - АСЕАН.
  • 12.9 % - МЕРКОСУР.
  • 55.8 % - НАФТА.

Зона свободной торговли, как показывает практика, оказывает положительное влияние на уровень развития государств-участников. Вместе с этим переход к такой модели сотрудничества не всегда будет предполагать одинаковую выгоду. Соотношения и объемы динамических и статистических результатов, которые характерны для отдельных государств, отличаются друг от друга. Это обуславливается различиями в производственных и рыночных структурах, способностях производителей адаптироваться в новых условиях, эффективности использования ресурсов.

Лидеры

Сегодня уже сформированы главные центры "притяжения" беспошлинных территорий. Весьма привлекательными для зарубежных экспортеров являются структурно развитые, емкие рыночные площадки таможенных союзов или отдельных государств. Они обеспечивают формирование большинства условий для ведения международной торговли. В этой категории определились и несомненные лидеры. Наиболее развитыми считаются зоны свободной торговли США, Индии, Чили, ЕАСТ. Достаточно быстро расширилась сфера взаимодействия Сингапура. Наибольшим числом соглашений обладает Европейский союз. При начале переговоров с ним государству придется учитывать не только главные закономерности, по которым должны развиваться беспошлинные территории. Зона свободной торговли с ЕС должна формироваться в соответствии с условиями внешней политики непосредственно самого Союза.

Государства ближнего зарубежья

Согласно сведениям информационных агентств Канада планирует открыть рынок для украинской индустриальной продукции. Это будет после подписания соответствующих документов. Ранее сообщалось о том, что премьер Яценюк направится в Великобританию, США и Канаду. В Соединенных Штатах будет проведена инвестиционная конференция. По ее окончании будут подписаны документы, согласно которым будет сформирована зона свободной торговли. Украина планирует поставлять в Канаду продукцию машиностроительных заводов и индустриальные товары. После этого Яценюк планирует отправиться в Лондон, где будет вести переговоры о поддержке Киева.

Зоны свободной торговли в России

В РФ ЗСТ функционируют в виде таможенных складов и территорий. Режим складов устанавливается для содержания ввезенной продукции без взимания пошлин, а также экспортируемых изделий с возвратом или освобождением от сборов. Максимальный срок, в течение которого может храниться товар, - три года. В течение этого периода продукция может пройти сортировку, упаковку, дробление партий, маркировку и так далее. По факту владелец таможенного склада предоставляет клиентам налоговые, в том числе и долгосрочные, кредиты. Более льготные условия имеют свободные таможенные зоны. Кроме кредитования, здесь предоставляется возможность вести любую коммерческую, кроме розничной продажи, и производственную деятельность. На свободном складе отсутствуют ограничения по времени содержания товаров. Первая ЗСТ в РФ была создана в Находке. Лицензия была вручена АО "Дальинтермет". Это предприятие осуществляет разделку списанных рыболовецких и торговых судов, а также кораблей ВМФ на металлолом. АО обладает правом беспошлинного ввоза иностранного технологического оборудования и экспорта продукции.

Комментарии